НИКОЛАЙ АВДЕЕВИЧ ОЦУП(1894 - 1958) - поэт, критик, эссеист.ВЫПУСКНИК ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ НИКОЛАЕВСКОЙ ГИМНАЗИИ 1913 г. Золотая медаль |
НИКОЛАЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ: ИСТОРИЯ 1905 ГОД ЗДАНИЕ 1 этаж, 2 этаж УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДИРЕКТОРА ПРЕПОДАВАТЕЛИ УЧЕНИКИ ВОСПОМИНАНИЯ ПОЭТЫ ПРАВИЛА ФОТОАЛЬБОМ |
|||||||
1878 1879 1884 1885 1890 1895 1896 1898 1899 1900 (псв. С.Горный) 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 (п. Кленовский) 1912 1913 1914 1916 (псв. Раевский) после 1915 1918 1919 1921 Полный список выпускников: |
Николай Авдеевич Оцуп родился в Царском Селе 23 октября 1894 года, в многодетной семье купца, бывшего одно время секретарем заводчика Шмидта, Авдея Мордуховича Оцупа. Своему рождению в Царском Селе он придавал большое значение: «А Царское Село, воистину город Муз, город Пушкина и Анненского, не это ли идеальное место для будущего поэта?» Как и его многочисленные братья: Александр (псв. Сергей Горный, 1882-1948), Михаил (1887* - 1959), Сергей (1889*- 1974), Павел (1890-1920 ) и Георгий (псв. Г.Раевский, 1897–1963) Н.Оцуп учился в Царскосельской Николаевской Гимназии, связанной с именами Анненского и Гумилева. Ему не довелось присутствовать на уроках Анненского, директорство которого закончилось до поступления Николая в Цармкосельскую гимназию. Что было при нем, он знал лишь понаслышке от своих товарищей. Как пишет сам Николай Оцуп однажды он все-таки встретился с Анненским. Николая привели к нему в дом родственники жены Анненского - Хмара-Борщевские, в доме которых он помогал готовить уроки , племяннику И.Ф.Анненского - приятелю и бывшему однокласснику Вале Хмара-Барщевскому. <...> Когда Хмара-Барщевские привели меня к поэту, я едва разглядел его в полумгле кабинета. Он поднялся мне навстречу, приветливо поздоровался и усадил против себя. Тогда только при свете лампы, затененной зеленым абажуром, я разглядел Анненского. <...> Вспоминая сейчас приблизительно то, что он говорил, я сознаю, что меня поразило не содержание беседы Анненского, которую я, вероятно, не мог еще оценить вполне, но тон беседы, необыкновенный для меня тон. Со мной, четырнадцатилетним гимназистом, Анненский говорил как с равным. Это первое мое посещение поэта было, увы, последним. Анненский умер через короткое время.1" Хмара-Барщевские, в доме которых царил «подлинный культ поэта» сумели заразить его любовью к Анненскому. В «Автобиографической заметке», написанной в Берлине в 1922 году, сразу после отъезда в эмиграцию, Н.Оцуп признается в том, что, хоть «и не узнал его лично», «как поэта любил тогда и до сих пор Иннокентия Федоровича Анненского». После окончания курса в Царскосельской гимназии, заложив за тридцать два рубля золотую медаль, Николай Оцуп в 1913 году уезжает в Париж. Там он пробыл год до объявления войны. Он «с отвращением учился в Ecole de Droit», зато слушал с увлечением в Коллеж де Франс лекции знаменитого французского философа-спиритуалиста Анри Бергсона о «сущности и бытии в философии Спинозы». В августе 1914 года, сев на шведский пароход в Руане, вернулся в Петербург через Гетеборг. В сентябре он зачислен на историко-филологический факультет Петербургского университета, находясь одновременно на обязательной военной учебе «в казармах». Его скоро перевели в запасной- полк, а затем в Пятую армию. После демобилизации в 1917 году Оцуп возвращается в революционный Петроград «с красными флагами, ошалевшими броневиками». В те годы Николай Оцуп был уже известен в литературных кругах. Когда он вернулся из Парижа, у него были свои стихи, с которыми он выступал у себя дома перед избранными друзьями. В конце 1918 года Максим Горький приглашает Оцупа на работу в издательство «Всемирная литература». Здесь состоялось личное знакомство Н.Оцупа с Блоком и Гумилевым, бывшими в в издательстве главными редакторами переводов зарубежных поэтов. (Первые переводы Н.Оцупа вышли в 1919 году.) . Гумилев предложил Оцупу помочь ему вместе с Г.Ивановым и М.Лозинским восстановить "Цех поэтов" и быть с ним соредактором сборников "Цеха". Их знакомство вскоре перешло в дружбу. Первый сборник стихотворений Н.Оцупа "Град" вышел в 1921 году в издательстве "Цех Поэтов". Расстрел Николая Гумилева в августе 1921 года Оцуп пережил как семейный траур и личное предупреждение. Как и большинство членов "Цеха" он принял решение уехать в эмиграцию и осенью 1922 года, под предлогом "поправления здоровья" выехал в Берлин. В начале 20-х годов Берлин стал литературной столицей русского зарубежья. Пастернак, Есенин, Пильняк, Маяковский, Шкловский, Г.Иванов, И.Одоевцева и десятки других писателей встречались и общались в берлинских кафе, на частных квартирах и в заново основанном «Доме искусств». Здесь выступали с новыми стихами и члены «Цеха»: Адамович, Оцуп, Одоевцева. При прямом содействии Николая Оцупа были переизданы в 1923 году три альманаха «Цеха поэтов» и был выпущен новый, четвертый.
Заключительная часть сборника «В дыму», прямо вводит читателя в следующее произведение Николая Оцупа—поэму «Встреча», вышедшую в 1928 году в Париже, но задуманную, вероятно, уже в Берлине. Сюжет «Встречи» не раз разрабатывался западноевропейскими поэтами в прошлом, но был во времена Оцупа совсем оставлен. Лирическим лейтмотивом является тема духовного восхождения к Богу, что естественно продолжает линию, уже намеченную в конце сборника «В дыму»: через дым к Свету, то есть к Смыслу, то есть к Нему. В 1930 году Оцупу, обладавшему редким талантом организатора и предпринимателя, удалось создать свой собственный журнал «Числа». С 1930 по 1934 годы в Париже вышло десять номеров журнала тиражом около тысячи экземпляров. Посвященный вопросам литературы, искусства всех видов и философии, этот журнал отличался непревзойденным в русской эмигрантской печати 1930-х годов эстетическим оформлением. Благодаря Оцупу многие представители молодого поколения русской эмиграции, выступившие впервые в "Числах" добились литературного признания. В середине 1930-х годов вошла одновременно в его дом и в его поэзию Она, долгожданная Беатриче, мистический образ Красавицы, — женщина, ставшая его женой и другом до конца жизни. В 1939 году опубликован роман Н.Оцупа "Беатриче в аду" - о любви богемного художника к актрисе. Сразу после объявления войны Оцуп записался добровольцем во французскую армию. В Италии во время отпуска он был арестован по обвинению в антифашизме и пробыл в тюрьме больше полутора лет. В 1941 году он бежал, был пойман и сослан в концлагерь. В 1942 году ему удался новый побег, и с 1943 года до освобождения он сражается в рядах итальянских партизан. За ряд смелых действий Оцуп получил военные награды от союзных войск. В 1950 году Н.Оцуп опубликовал "Дневник в стихах. 1935-1950", своего рода эпопею или, скорее, поэму лирико-эпического плана. По отзыву Р.Тименчика это "своего рода лирический роман в форме не столько дневника, сколько испещренного бесчисленными отступлениями и размышлениями повествования от первого лица". Написанный ломонософской строфой в десять строк , «Дневник в стихах» отличается своей монументальностью, он содержит 12 тысяч стихотворных строк, по оценке Ю.Ивасака является "памятником последнего полувека". После войны Н.Оцуп подготовил к печати том "Избранного" Н.Гумилева и защитил в Париже докторскую диссертацию о его творчестве. В 1995 году диссертация Н.Оцупа вышла в Петербурге отдельной книгой "Николай Гумилев. Жизнь и творчество". До конца своих дней Оцуп работал профессором парижской «Эколь Нормаль», значительную часть своей энергии отдавал созданию сборников для французских студентов (о Тютчеве и о Гумилеве) и своему «учительству» в среде аспирантов-русистов. Последним прижизненным изданием Н.Оцупа стала драма в стихах "Три царя", ставившая вопрос о силе веры. Поэт умер преждевременно от разрыва сердца 28 декабря 1958 года и был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. На его могильной плите высечены строки, написанные Николаем Авдеевичем незадолго до смерти:
Фотография О.А. Хорошиловой. 2014.
В 1961 году вдова Оцупа издала в Париже два тома его стихотворений под названием «Жизнь и смерть» и два сборника его критических и публицистических работ — «Современники» и «Литературные очерки», подготовленные к изданию самим Н.Оцупом. В 1993 году в издательстве "Logos", С.-Петербург, вышел сборник произведений Н.Оцупа "Океан времени", составленный его французским учеником и исследователем творчества Луи Алленом. * Даты рождения Михаила (1887) и Сергея (1889) Оцупов приведены согласно архивным данным. По сведениям дочки С.Оцупа Татьяны Гуляевой Михаил родился в 1884 году, а Сергей в 1886 году. В
заключение приведем
высказывания литературных критиков,
характеризующих значение творчества
Николая Оцупа для русской литературы. Эмигрантский критик Н.И. Ульянов, считавший Оцупа одним из самых интересных мыслителей русской эмиграции, писал о нём: “Смелость высказываний делает Н.А. Оцупа одним из борцов с призраками прошлого, заступающими нам путь. Если усилия эмиграции не окажутся напрасными, если им суждено когда-нибудь сделаться вкладом в дело национального возрождения, то Оцуп не будет забыт русской литературой. Он не должен быть забыт и по причине своей страстной любви к России” Ульянов Н.И. Николай Оцуп // Новый журнал. 1961. № 66. С. 292.
"Оцуп внес в ноту эмигрантской поэзии свой неповторимый обертон, его поэзию отличают благородство, богатство, ясность языка и цельность стиля. Его простой, бесхитростный, словно слегка приглушенный, но вполне узнаваемый голос, всегда будет подлинным наслаждением для знатока и ценителя поэзии, а со временем, быть может, Николай Оцуп найдет и своего преданного читателя, готового разглядеть за внешней неброскостью возвышенно-одухотворенное содержание. Валерий Коростов. Журнал "Самиздат".
В основу данной страницы положена вступительная статья Луи Аллена к сборнику произведений Н.Оцупа "Океан времени". , СПб., 1994, дополненная материалами из других источников. |
||||||
Н.Оцуп в интернете.
Прижизненные издания произведений Николая Оцупа. 1. Град: Первая книга стихов. Пб: Изд-во "Цех поэтов", 1921. (Стихотворения 1918-1921 гг). Второе издание: Берлин, С.Ефрон, 1923. 2. В дыму. Париж, 1926. (Стихотворения 1922-1926 гг). Второе издание: Берлин: Петрополис, 1928. 3. Встреча. Париж, 1928. (Поэма). 4. Беатриче в аду. Париж, 1939. (Роман). 5. Дневник в стихах. Париж, 1950. 6. Три царя. Париж, 1958. (Драма в стихах). Посмертные издания. 1. Жизнь и смерть. Париж, 1961. (Сб. стихотворений 1918-1958 гг, издан вдовой поэта). 2. Современники. Париж, 1961. (Мемуарные эссе о писателях-современниках, изданы вдовой поэта). 3. Литературные очерки. Париж, 1961. (Сб. критических и публицистических работ, издан вдовой поэта). 4.
Океан времени: Стихотворения; Дневник
в стихах; Статьи и воспоминания/Сост.,
вступ. ст. Л.Аллена; 5. Разговоры вдвоем. Стихи разных лет. СПб, 1993 (Из наследия русского зарубежья). 5.
Николай Гумилев. Жизнь и творчество.
СПб.: Изд-во "Logos", 1995. (Книга
представляет собой перевод с
|
|||||||
Обратная связь:
Гостевая книга
Почта (E-mail)
© Идея, разработка, содержание, веб
дизайн: Кирилла Финкельштейна.,
август 2004.