|
|
|
Портреты-барельефы
покорителей стратосферы Павла
Федосеенко, Андрея Васенко и Ильи
Усыскина. |
Ты
победил.
И
над твоей могилой
Великий
Мир главу свою склонил.
Спокойно
спи, мой близкий и мой милый,
Ты
- победил!!!
А.Плешков-Сиверский |
М.А. Мощеникова.
А.Б.ВАСЕНКО:
ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
Историко-литературный
музей г. Пушкина. НСФ-295. 1999 г.
|
Андрей Богданович Васенко
(1899-1934) – инженер, воздухоплаватель,
личность яркая и многогранная. Жизнь
его оборвалась на взлете, оставив
нереализованными множество планов и
надежд. Трагическая смерть на взлете,
как падение Икара – так характерно это
для многих судеб 20 века. В нем,
родившемся в последние дни века
девятнадцатого, новый век отразился,
как в зеркале. Умереть, чуть перейдя 30-летний
рубеж и не достигнув 40-летия – это и
судьба русских поэтов. Андрей Васенко в
гимназические годы писал стихи,
поэтическим было и его восприятие мира.
<...> 30 января 1934 года в
9 часов утра, в те дни, когда в Москве
проходил очередной 17 съезд партии,
ставший позже печально известным, как
съезд «расстрелянных», в подмосковном
Кунцево в стратосферу на аэростате «Осоавиахим-1»
поднялись 3 стратонавта (Л.Ф.Федосеев, И.Д.Усыскин
и сам конструктор аэростата А.Б.Васенко).
Они первыми из жителей земли увидели ее
с высоты 22-х километров. Как позже
напишут в газетах: « ...Стояли у дверей
космоса».
А затем, после часового «свидания с
космосом», прерванная с экипажем связь,
неожиданная авария при спуске и
стремительное падение.
<...> «Русские Икары»
были посмертно награждены самой
высокой в то время в СССР наградой –
орденами Ленина. На месте их падения и в
г. Саранске (на родине командира
корабля Л.Ф.Федосеенко) установлены
памятники. О полете поставили
документальный фильм. В память Андрея
Васенко названы улицы (одна из них
осталась в г.Павловске), устанавливали
мемориальные доски. Но его последний
полет, о котором написаны книги и
научные доклады – это то, в чем
воплотилась лишь часть его
многогранной, талантливой натуры.
Именно она была востребована суровой
эпохой. Многое другое оставалось за
скобками или как неизвестное, или как
лишнее, мешавшее лепить нужный тогда
героический облик. Живой человек с его
пророческим осознанием необычности
своей судьбы остался «за скобками».
Наша цель – убрать эти «скобки»,
вернувшись к истокам, объясняющим
многое...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>>
|
ПОЛЕТ
В СТРАТОСФЕРУ. 30 января 1934 года. |
|
|
|
|
Экипаж
стратостата Осоавиахим-1: Павел
Федосеенко, Илья Усыскин, Андрей
Васенко. |
Экипаж
садится в гондолу. |
Стратостат
перед
стартом.
30 янв. 1934 г. |
И. В. Сталин, В. М. Молотов и
другие
выносят урны с прахом стратонавтов.
Москва. 2 февраля 1934 г. |
С.Лесков.
Гибель
воздушного "Титаника".
30
января 1934 года в дни работы XVII съезда
ВКП(б) стратостат "Осоавиахим-1", на
борту которого находились Павел
Федосеенко, Андрей Васенко и Илья
Усыскин, поднялся на высоту 22 тысячи
метров. При спуске экипаж погиб, как
впоследствии и большинство делегатов
"съезда победителей", которому был
посвящен рекордный полет. Стратонавты
были объявлены героями, их прах
захоронен в Кремлевской стене. Через 70
лет никто не помнит ни о воздушном "Титанике",
ни о пилотах-рекордсменах. Так что же:
героический экипаж проложил дорогу
Гагарину или оказался заложником
изнурившей страну стахановской погони
за победными и надутыми символами?
... ЧИТАТЬ
ДАЛЕЕ >>>
Документы
о катастрофе стратостата «Осоавиахим-1».
ОСНОВНОЙ
ВЫВОД: полет был обеспечен до высоты
19.500 м. Подъем на высоту 20.500 м при всей
напряженности не создавал угрозы
аварии; подъем до 22.000 м неизбежно вел к
аварии. <...>
Причиной гибели послужило
стремление экипажа, или вернее,
командира стратостата т. ФЕДОСЕЕНКО,
поставить мировой сверхрекорд, не
считаясь с техническими возможностями
данного аппарата и условиями полета.
ЧИТАТЬ
ДАЛЕЕ >>>
Б.Медовой.
Свет далекой звезды.
Телеграмма
за подписью Ворошилова предписывала
немедленно погрузить аппарат на
железнодорожную платформу и доставить
его в Москву. Старт произвести в
столице в день открытия съезда, 26
января 1934 года.
Приказ
наркома вызвал смятение у всех, кто был
причастен к подготовке научного
эксперимента. Специалисты по
аэронавтике знали, что лететь зимой
невероятно опасно. Аппарат будет
неуправляем, и экипаж окажется
заложником стихии. Кроме того, гондола
еще не была оборудована для нормальной
жизнедеятельности. Но ослушаться, не
выполнить "почетное задание" было
невозможно. ЧИТАТЬ
ДАЛЕЕ >>>
А.
Варакин, Л. Зданович. Тайны НЛО. Глава 14.
Смертельные шутки.
<...> Есть
версия, что от сильного нагрева солнцем
оболочка стала терять газ. Есть мнение,
что, поддавшись желанию не только
побить, но и значительно перекрыть
рекорды предшественников, Федосеенко
сбрасывал свинцовый балласт, который
был необходим при спуске аппарата: надо
было гасить скорость спуска, то есть
фактически падения...
Радиосвязь
стала прерываться, а через несколько
минут и вовсе прекратилась. Высота, на
которой находился в это время
стратостат, составила 22 километра. Дальше
начинается полная загадка с
трагическим исходом...
ЧИТАТЬ
ДАЛЕЕ >>>
В.А.Пронин.
Шагнувшие в небо. (Книга о стратонавтах).
Накануне
старта
Ночь
перед стартом
Стратостат
в полете
Катастрофа
Журнал
экипажа "Осоавиахим-1"
|
СТИХОТВОРЕНИЯ
АНДРЕЯ ВАСЕНКО. 1913-1915 гг. |
Уже в первых стихотворных попытках
Андрея встречаются удивительные
прозрения, которые свойственны только
поэтам. Иногда они даже пугают
буквальностью совпадения с будущим: |
<...> Не
нужно мне денег и платья,
Мне
славу и памятник мне,
Чтоб
поняли люди распятье,
Распятье
мое на земле. |
<...> Свое
я исполнил желанье,
Мне
слава за это горит,
Заглохли
последних рыданья
ЧИТАТЬ
ДАЛЕЕ >>>
Я
славой лавровой увит. |
Полный
список выпускников:
1876-1898
1899-1905 1906-1910
Ученики
Царскосельская
Николаевская гимназия
Учебные заведения
Царского Села
|