А.Б.ВАСЕНКО: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
Историко-литературный музей г. Пушкина. НСФ-295. 1999 г.
часть 1-я | часть 2-я | часть 3-я |
Ввведение |
Детство, юность |
Дорога в небо |
Андрей Богданович Васенко (1899-1934) – инженер, воздухоплаватель, личность яркая и многогранная. Жизнь его оборвалась на взлете, оставив нереализованными множество планов и надежд. Трагическая смерть на взлете, как падение Икара – так характерно это для многих судеб 20 века. В нем, родившемся в последние дни века девятнадцатого, новый век отразился, как в зеркале. Умереть, чуть перейдя 30-летний рубеж и не достигнув 40-летия – это и судьба русских поэтов. Андрей Васенко в гимназические годы писал стихи, поэтическим было и его восприятие мира.
У него был очень русский характер. И им и своей необычайно яркой внешностью он напоминал былинного героя из русских сказаний: колоритный, подвижный, очень натурный, разнообразно одаренный, и в тоже время мятущийся, неспокойный, неравнодушный – человек с горячим сердцем и нежной душой. Казалось бы такой открытый, но в тоже время закрытый, таинственный, полный пророческих предчувствий. Такой была его жизнь, такой стала и его смерть: весть о его трагической гибели облетела весь мир, всколыхнула всю страну (не каждому на долю выпадает такое), но так и осталась загадкой.
Да и после его смерти, через много лет не только ощущается его почти зримое присутствие, но и самым непостижимым образом оно оказывает воздействие на современные события. Так в предверии очередной даты рокового полета, произошло странное скрещение 2-х событий – страшных катастроф, разделенных ровно 69 годами. 1 февраля 2003 года над штатом Техас при спуске, за 7 минут до посадки – катастрофа американского воздушного корабля «Шатл» унесла жизни 7 астронавтов (высота полета 60 тыс. метров). 30 января 1934 года в 9 часов утра, в те дни, когда в Москве проходил очередной 17 съезд партии, ставший позже печально известным, как съезд «расстрелянных», в подмосковном Кунцево в стратосферу на аэростате «Осовиахим-1» поднялись 3 стратонавта (Л.Ф.Федосеев, И.Д.Усыскин и сам конструктор аэростата А.Б.Васенко). Они первыми из жителей земли увидели ее с высоты 22-х километров. Как позже напишут в газетах: « ...Стояли у дверей космоса».
А затем, после часового «свидания с космосом», прерванная с экипажем связь, неожиданная авария при спуске и стремительное падение.
« ... Чтоб поняли люди распятье,
Распятье мое на земле...»
Так писал он когда-то в отрочестве. Так и вышло. С этого дня для близких ему людей все закрутилось, как в кадрах кошмарного фильма, в реальность которого невозможно было поверить – так стремительно все происходило. Еще недавно радовались, что наконец-то после долгой нервотрепки, полет разрешили, шутили волновались в ночь перед стартом. И вот уже поисковая комиссия на месте катастрофы (в Инсарском районе Мордовской АССР) обнаружила гондолу аэростата, превратившуюся в груду металла от сильнейшего удара о землю и внутри – в полнейшем хаосе останки погибших стратонавтов, часы Андрея Васенко, остановившиеся во время катастрофы – 16 часов 23 минуты, записи его рукой в бортовом журнале (последняя на высоте 12 км). Трагический поезд со специальным вагоном у убранного трауром дебаркадера Казанского вокзала, ослепительно яркие, залитые светом своды крематория, жуткая, хватающая за душу симфония органа и духового оркестра. 1 февраля – беспрерывный поток людей (целые сутки – день и ночь) через зал в Доме Союзов, величественные минуты прощания и похороны 2 февраля на Красной площади в Кремлевской стене. В те дни друг детства Андрея Васенко, детства далекой царскосельской поры, Александр Плешков-Сиверский написал «Венок из стихов» памяти друга и отдал сыну – 15-летнему Володе Васенко. Одно из стихотворений «Ты победил» начиналось словами:
«Ты победил!
Еще одна могила
Средь дорогих безвременных могил.
Но ты спокойно спи, мой близкий и мой милый,
Ты – победил! ...»
Он победил, он достиг того, чего страстно желал, к чему неизбежно вела его профессиональная стезя – постичь никем еще неизведанное. Цена победы – жизнь. Впереди (уже без него) были и сталинские репрессии 30-х и страшная война: и то, и другое унесло миллионы жизней самых лучших, самых ярких. У Андрея Васенко впереди было много возможностей для гибели, ведь он был из их числа. Но судьба уготовила ему гибель героя, о которой стало известно буквально всем. Мир взорвался бесконечным потоком газетных статей, посвященных их гибели. Уже первого февраля 1934 года в передовой статье газеты «Вашингтон пост» был отдан долг их подвигу и бессмертой славе. Именно здесь впервые прозвучало сравнение катастрофы аэростата с полетом легендарного Икара, слишком близко подлетевшего к солнцу. Надо сказать, что хотя о полете 1934 года написано довольно много, в том числе и профессионально, единого мнения о причинах катастрофы нет и по сей день.
Версия гибели, озвученная в дни празднования столетия со дня рождения А.Васенко современными учеными заключается в следующем: на аэростатах достичь такой высоты в стратосфере невозможно без последствий. Слишком мощен перегрев оболочки аэростата солнечными лучами, и при спуске, в случае попадания в струйное течение, подвесные стропы могут не выдержать чрезмерной нагрузки и оборваться (что по всей видимости и случилось). Таким образом инстиктивно найденное журналистами сравнение имеет вполне обоснованное научное подтверждение.
«Русские
Икары» были посмертно награждены самой
высокой в то время в СССР наградой –
орденами Ленина. На месте их падения и в г.
Саранске (на родине командира корабля Л.Ф.Федосеенко)
установлены памятники. О полете поставили
документальный фильм. В память Андрея
Васенко названы улицы (одна из них осталась
в г.Павловске), устанавливали мемориальные
доски. Но его последний полет, о котором
написаны книги и научные доклады – это то, в
чем воплотилась лишь часть его
многогранной, талантливой натуры. Именно
она была востребована суровой эпохой.
Многое другое оставалось за скобками или
как неизвестное, или как лишнее, мешавшее
лепить нужный тогда героический облик.
Живой человек с его пророческим осознанием
необычности своей судьбы остался «за
скобками». Наша цель – убрать эти «скобки»,
вернувшись к истокам, объясняющим многое.
Сведения об авторе: Марина Александровна Мощеникова - историк, научный сотрудник Историко-литературного музея г. Пушкина.
Статья написана к 100-летию со дня рождения А.Б.Васенко, отмечавшемуся в музее.
Обратная
связь: Гостевая
книга Почта
(E-mail)
© Разработка,
веб дизайн: Кирилл
Финкельштейн.,
Февраль 2005.
© Содержание: М.А.Мощеникова