М.А.Мощеникова         

А.Б.ВАСЕНКО: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.

 Историко-литературный музей г. Пушкина. НСФ-295. 1999 г. 

 часть 1-я   часть 2-я  часть 3-я 

Ввведение
Ты победил! 

Детство, юность
Царскосельский поэт
Ученик Николаевской 
    гимназии

 Дорога в небо
Студент ИИПС 
В предверии полета

 

Андрей Богданович Васенко родился в Петербурге в ночь с 27 на 28 декабря 1899 года. Позже в семье шутили: «... Не дождался трех дней до нового века.» И в этом также проявился его характер – нетерпеливый, порывистый, весь нацеленный на встречу неведомому. Андрей был последним ребенком в семье преподавателя Института Инженеров путей сообщения Богдана Петровича Васенко. Старшие сестры Татьяна и Софья (названная в честь матери) и брат Петр – дружная семья со спокойным укладом жизни и вниманием к развитию детей, столь типичная для русской интеллигенции.

Родные матери жили в Царском Селе, и уже в мае 1900 года пяти месяцев отроду Андрюшу впервые привозят в этот город. Софья Эмильевна отмечает столь примечательный в жизни ее сына факт в своем дневнике, который начала вести с его рождения: «... В мае переехали в Царское... Андрей значительно вырос, ... сидит на руках. Выношу на воздух сколько возможно, часто спит в саду. По характеру милый, тихий скромный. Общий наш баловень.» Вскоре этот небольшой дворцовый пригород столицы станет для него родным. В 1903 году умирает муж. Софья Эмильевна с четырьмя еще маленькими детьми на руках оставляет казенную квартиру в Петербурге и переезжает в Царское Село – поближе к родным, где легче было прожить на пенсию, выплачиваемую за мужа. Отчим выделяет Софье Эмильевне небольшой участок и помогает построить дом. Этот дом на Оранжерейной 59А стал для Андрея Васенко единственным в его короткой жизни.   Царское Село. Улица Оранжерейная. Фотография начала XX века.

Небольшой, двухэтажный, деревянный с высоким крыльцом, обращенным в сторону улицы, и уютной верандой, выходящей в сад, он был типичной постройкой для Царского Села того времени. И особенно для т.н. «забульварной части», которая как раз в эти годы активно застраивалась, но где участки, нарезанные еще в середине 19 века (вскоре после прокладки первой в России железной дороги) продолжали сохранять уже давно утраченную в центре города обширность. Здесь – в «непарадной» части императорской резиденции прошли детские годы и Анны Ахматовой. Позже она обозначит ее приметы в своей знаменитой «Царскосельской Оде», упомянув и улицу, проходившую у ее окон в сторону провиантских складов. Улица, на которой стоял дом Васенко – Оранжерейная, главная торговая магистраль Царского Села, начинавшаяся у границы Екатерининского парка, также вела в сторону провиантских складов и городской бойни. Сады, садики, палисадники, многочисленные деревянные хозяйственные постройки, поленницы дров – весь этот уютный, милый мир, создававший особую теплую, человеческую среду для своих обитателей, давно исчез. Исчез и сад семьи Васенко. Он славился в Царском Селе необычными орхидеями, выращевыемыми заботливыми руками Софьи Эмильевны.

В голодные 20-е годы сад кормил семью. По необходимости превращенный в огород он давал урожаи картошки и других «изысканных» в то время овощей. В 20-е годы, когда у Андрея уже была своя семья, изменилось предназначение и старых комнат дома: он поселился наверху, оставив матери первый этаж. (Ныне о доме Васенко в этой части г. Пушкина уже ничего не напоминает. Он был снесен в 1967 году, а на его месте выстроен большой многоквартирный дом №55). 

 Раннее детство Андрея Васенко совпало с годами русско-японской войны 1904-1905 годов. В провинциальный покой Царского Села долетали вести с востока: дядя Андрея со стороны матери – капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев служил на ставшем легендарным крейсере «Варяг». Под стать воинственной эпохе менялся и характер Андрея. В дневнике матери от 04.01.1906 появляются следующие строчки «... я его прозвала протестант и революционер. Вечно он чем-нибудь недоволен и протестует, терпеть не может, когда ему говорят, что он маленький. Горячий и сердится легко, дерется с Петей и сейчас кулаками...» Столь же горяч был он и в освоении знаний и уже осенью 1908 года был принят сразу на старшее отделение школы Пушкаревой-Мальцевой, что находилась на Госпитальной улице. В школе, которая считалась приготовительной, давали уроки немецкого языка, французским занималась с ним сама мать – бывшая учительница французского языка. 

Успехи были настолько хороши, что уже 19 августа 1910 года, отлично сдав вступительные экзамены, Андрей поступил в Императорскую Николаевскую мужскую классическую гимназию, на одно из тех вакантных мест, которые, обычно, в учебных заведениях подобного уровня оставлялись для неимущих, но наиболее одаренных учеников. Решение педагогического совета, утвержденное попечителем учебного округа, не претерпело изменений за все время учебы – слишком незаурядны были способности Андрея. В его ежегодных «Свидетельствах об успехах», как и в самом аттестате можно было увидеть лишь неизменные 5 баллов. Казалось бы, что может быть скучнее образа «круглого отличника». Однако, к Андрею Васенко подобный подход никакого отношения не имел, как вследствии особенностей складывающейся его человеческой талантливой натуры, так и специфических особенностей того учебного заведения, куда попал он волею судеб. 

Николаевская мужская классическая гимназия в Царском Селе славилась своими литературными традициями и, несмотря на смену директора в 1906 году (когда И.Ф.Анненский ушел в отставку и на его место был назначен «сугубо прозаический» Я.Г.Мор) продолжала их сохранять. Уже не было в ее стенах Н.Гумилева, но как писал другой поэт-выпускник гимназии Дм.Крачковский: «... Музы, обходя Моора, еще долго бродили «не понимая, что все это значит (Гумилев)» по классам и коридорам». На смену «легендарному поколению» пришли юные поэты нового призыва, среди которых были и подражатели Гумилеву и вполне самостоятельные таланты: Н.Оцуп и его младший брат Георгий, Д.Крачковский (Кленовский). Продолжались литературные вечера, на которых ученики, помимо своих, непременно читали стихи Анненского. Жажда «литературного творчества» овладела и Андреем Васенко, который во всем должен был быть первым.

 Весной 1913 года, в 13 лет у него появилась идея издания своего собственного рукописного журнала. Так родился журнал «Молодое», выходивший с 1913 по 1915 год. Адрес редакции помечен в каждой тетрадке: Царское Село. Оранжерейная ул., 59А. Сюда, в дом Васенко, стекались материалы его знакомых и друзей: проза, стихи в прозе, публицистика, критические статьи на новые литературные произведения, шарады (очень модное занятие в то время). Причем уровень «выходившего в свет» был достаточно высок, если учесть при этом возраст участвовавших – 12-14 лет. Повидимому здесь впервые появились стихи друга Андрея – Александра Плешкова-Сиверского (он же издавал и юмористическую страничку журнала «Кошачье ухо»). Позже симпатичный кот-заставка странички, стал своеобразной визитной карточкой Сиверского, его можно было встретить на страницах записной книжки Андрея Васенко с шутливой дружеской надписью: «Один из ночных посетителей твоего дома, вернее крыши и двора его». В обращении к читателям от 2 апреля 1913 года была определена роль журнала – «...Только появившегося на свет литературного ребенка»: «...мы поддержим их (авторов – М.М.) первые робкие шаги, откроем в них первые проблески таланта и таким путем воспитаем много будущих гениев русской литературы и сохраним от забвения всепожирающего камина или печальной корзины многие славные произведения поэтов грядущего. Литературные критики будут нам признательны, потому что всякий знает, какая это приятная находка – юношеское произведение знаменитого N. Журнал основан под знаменем строгой беспартийности, он выращивает всякую траву, потому что в молодом возрасте нельзя отличить цветов от крапивы, и ставит своей задачей откликаться на самые разнообразные течения, если только в них наблюдается искорка вдохновения...»

Какое удивительное сочетание тонкой самоиронии и подлинной уверенности в значительности совершаемого! Но вспомним, что это было за время: творческим зарядом насыщен воздух эпохи, литература, поэзия владеют умами...

Сделанный в одном экземпляре рукописный журнал ходил в кругу самых близких людей: они были и главными критиками, и главными ценителями. Представить, что это был за круг помогают поздравительные надписи в новой записной книжке Андрея. Изящная, с золотым обрезом, она была подарена матерью и сестрой Соней на Пасху 1914 года.

 

19.04.1914 г. «К юбилею журнала «Молодое». Обычно принято чевствовать маститых юбиляров, здесь же мы чевствуем юбиляра в пеленках. Да расти ему не по дням, а по часам, по «севастопольскому счету» - «месяц за год.» 

    Ольга Хмара-Борщевская

 

Имя это хорошо известно всем, кто знаком с биографией и творчеством И.Ф.Анненского. Жена его пасынка, она питала к поэту самые нежные, самые горячие чувства и была его преданным другом не только при жизни, но и после смерти. В семье Хмаро-Борщевских царил своеобразный «культ Анненского», и сын Ольги Петровны (любимый внук Анненского) Валя Хмаро-Борщевский мгновенно оставлял все капризы, если ему говорили – «...так сказал дедушка».

Когда Андрей Васенко поступил в Николаевскую гимназию, память об И.Ф.Анненском еще жила в ее стенах, но это была память «легендарная». А в семье Хмаро-Борщевских он находился среди самых близких поэту людей, знавших, любивших каждую мелочь и бережно хранивших ее в своей памяти. Таким образом, юный Андрей не только в гимназических коридорах, но и вне их приобщался к литературной среде «серебряного века». Интересно, что его биография в некоторых деталях совпала с биографиями ее замечательных представителей. Как А.Ахматову и Н.Гумилева, А.Васенко привезли в Царское Село в раннем детстве, только не их Одессы или Кронштадта, а из другого морского города – Петербурга.

Шутливую запись в записной книжке А.Васенко оставил и внук Анненского – Валя Хмаро-Борщевский в апреле 1914 года: «Учись Андрюша, не повесничай, помни Бога, уважай родителей, сестер. А главное меня, хотя мне, с сегодняшнего дня можешь руку не целовать.» И еще один, на наш взгляд, очень важный автограф Ольги Хмаро-Борщевской от 11 апреля 1914 года: «Желаю, чтобы параллельно с Вашим возмужанием рос Ваш талант .» О каком таланте говорит Ольга Петровна? Их у Андрея было великое множество. Вне сомнения о поэтическом. Ведь именно в эти годы (1913-1915) Андрей Васенко пишет очень много. Правда он не пытается использовать свое «высокое положение» главного редактора журнала «Молодое» и не заполняет журнал одними своими произведениями, хотя стихи, подписанные псевдонимом Андрей Атат встречаются и там. Главное он хранит в тетрадях, в нескольких толстых тетрадях, оформленных с удивительной педантичностью, подписанных его псевдонимом (анаграмма от домашнего ласкательного имени его сестры-Таты (Татьяны). Их шесть. Каждая имеет название. Первая, датированная 1913 годом, названа «Любовь». Здесь и любовная лирика, и первые попытки осмыслить этот мир (стихотворения «Жизнь», «Я», «Бог»). Рифма еще не слушается его, но уже в этих первых стихотворных попытках встречаются удивительные прозрения, которые свойственны только поэтам. Иногда они даже пугают буквальностью совпадения с будущим:

 

«Не нужно мне денег и платья.

Мне славу, и памятник мне,

Чтоб поняли люди – распятье,

Распятье мое на земле.».

 

А вот стороки из стихотворения «Предгрозье», написанного почти за год до начала 1-ой Мировой войны:

 

«...Не свершилось еще несчастье,

Но надвигается мрак ночной,

Ветер, рыдая, гонит ненастье,

Ветер, кувыркаясь, гонит зной.»

 

В первом сборнике-тетради, как и в последующих много посвящений, скрытых под инициалами (по всей видимости девочкам). И здесь в стихах он весь такой, каким был тогда! Пылкий, эмоциональный, сильно влюбчивый и имеющий успех, чему немало способствовала яркая и запоминающаяся внешность в сочетании с живостью натуры. В юности сердце так переполнено чувствами, их целое море, они захлестывают, мучают. Их требуется выговорить, но трудно найти еще свои собственные слова. Юность использует уже сказанные, чужие, делая их своими. (Обычный путь, которым прошли и его знаменитые предшественники, не любившие, как правило, вспоминать о своих ранних стихах). Стихи А.Васенко во многом берут истоки в романсе начала 20 века. Его романтический герой, его «альтер-эго» - выходец из века девятнадцатого: пылкий, изнуренный страстями, уставший от них, разочарованный. Так, будучи 15-летним подростком он пишет:

 

«...Алмазами путь мой усеян,

Алмазы, а после цветы...

Каких я не видел царевен,

Какой не ласкал красоты.

 

Объятья, и страсть, и безумье,

И сказка, и яркая быль.

А вечером – сладость раздумья,

Цветов умирающих пыль...»

 

А.Васенко сам дал оценку своим первым стихотворным пробам, написав в конце тетради: «...Не судите строго эти стихи, они первые, в них я вкладывал душу и учился форме. Многие из моих стихов не правильны (по форме). Но еще раз повторяю, они первые.»

В том же 1913 году Андрей принимается за драмы, то есть пробует себя во всех жанрах. Пишет три пьесы (под общим названием «Больное»), в основе которых любовные страсти с роковыми развязками. И если сюжеты этих пьес шаблонны, то словом Васенко владеет совсем неплохо. Хорошо построены диалоги, прекрасно переданы особенности речи разных социальных слоев. Это действительно пьесы и их можно играть хоть сейчас, ничего не переделывая! Сам же он оценил себя строго: «...Мои попытки писать драмы кажется не особенно хорошо удались...». 

Остался недоволен Андрей и своей второй книгой стихов «Отголоски» (это также 1913 год): «...плохая форма, много неудачных. Но это только отголоски, отголоски моей души.» однако, неудачи не могут остановить его кипучую натуру. В конце 1913-начале 1914 годов появляется 3 тетрадь «Недосказанное», а в 1914-1915 году 4 тетрадь «Щель». Стихотворение «Я» из первой тетради дает представление о мощной энергетике 14-летнего юного А.Васенко и поражает поистине пророческими строчками, один к одному предсказывающими ждущую его славную и трагическую судьбу:

 

Вы поняли, жалкие люди,

Поэты, предтечи меня.

Разбились холодные груди,

Разбилася мелких броня.

 

Свое я исполнил желанье,

Мне слава за это горит,

Заглохли последних рыданья

Я славой лавровой увит.»

 

Стихотворение написано 16 января 1914 года в Царском Селе. Интересно отметить, что подобное настроение посещало Андрея в эти годы чаще всего во второй половине января (30 января 1934 года он разбился). Известно, что именно в месяцы перед рождением и после него человек бывает особенно чуток к окружающему его миру и, соответственно наиболее уязвим. Что же говорить о поэте, о таланте, у которого восприятие прошлого, настоящего и будущего связано крепко в один тугой узел. Они неразделимы, отсюда и способность к творчеству. Таковы стихотворения «... Могучи неведомой жизни объятья» (20 января 1915 года – сборник «Окно миру») и «...Безумного крика из мертвого тела!» из того же сборника.

В этом же январе 1915 года юный поэт впервые услышал стихи знаменитого Игоря Северянина в исполнении автора. Впечатление было очень сильным, противоречивым, возможно, даже невыносимым для столь эмоционального существа каким был Андрей. Северянин разбередил душу Васенко:

 

«Поэзы, подобно змеиному жалу

Всю ночь не дают мне уснуть...»

 

В одну ночь 24 января 1915 года он написал сразу 3 послания Игорю Северянину, в которых бросает ему обвинения и предостерегает:

 

«...С тебя довольно сегодня славы,

Оставь другим.

А то прорвутся потоки славы,

Уйдешь, как дым...»

 

Для столь восприимчивого юноши, каким был Андрей, приоритет Северянина был невыносим, но тем более отчаянно вновь бросается он в творчество. В 1915 году появляется 6-я, последняя из известных нам тетрадей, наиболее им любимая, о которой писал: «...я люблю их больше других». (см. стихотворения «Весна», «Пыль», «Душа поэта»). Пробовал себя юный автор не только в поэзии и драме, но и в прозе. Небольшие рассказы – этюды на разные темы, которые больше похожи на стихотворения в прозе, объединены в книгу-тетрадь «Сталь» (1913-1915 г.г.). Здесь, все то же, что и в поэзии, подход к жизни: накал страстей, несчастная любовь. Все настолько трагично, насколько это бывает только в ранней юности, когда трагичность восприятия мира – признак растущей молодой души. Она растет, ей больно, но от этой боли она и крепнет. Самому Андрею прозаические наброски были особенно близки: «...Я лично очень и очень люблю их. Может быть слаба форма, но душа для меня дороже всякой формы.» И они, действительно хороши: слова обычны, но когда поэт прикасается к словам они приобретают другой смысл и другую значимость. Особенно, кроме предвосхищающего стихотворение Н.Гумилева 1919 года о разговоре души и тела стихотворения в прозе «Душа и тело», выделяются 3 ранних, написанных в 1913 году – «Сон», «Голос вопроса», «Вы слышите», необычные опять же по предощущениям будущего. Прорыв вверх, к небу и одновременно предчувствие гибели ранней и внезапной, гибели – падения с крутой лестницы, ведущей в неведомую высь, и бесконечные многоточияв конце, как отсчитываемые приборами метры на последнем пути к Земле, где уже ждет оставленная рукой автора фраза «Все погибло»...

ПРОДОЛЖЕНИЕ:  ЧАСТЬ 3-я >>>

 

 А.Б.ВАСЕНКО:  Гл.страница    Жизнь, творчество, судьба    Стихотворения    Полет в стратосферу

 Учебные зав-я Ц.Села    Николаевская гимназия:  история,  директора,  преподаватели,  ученики,  поэты гимназии

     История из домашнего архива  Царское Село на рубеже  XIX-XX  веков  |   Царское Село в интернете

  

Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Разработка, веб дизайн:  Кирилл Финкельштейн., Февраль 2005.
© Содержание: М.А.Мощеникова

 

Hosted by uCoz