Гл. страница

ИСТОРИЯ  ИЗ  ДОМАШНЕГО  АРХИВА

Гостевая книга

   ЦАРСКОЕ СЕЛО ЕВПАТОРИЯ  |   ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ СОДЕРЖАНИЕ САЙТА  

 

ПРОГУЛКА ПО ЦАРСКОМУ СЕЛУ НАЧАЛА XX ВЕКА 

 

ЦАРСКОЕ СЕЛО НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ

Первый царскосельский вокзал, построенный в 1837 году  

ОТ ВОКЗАЛА ДО ДВОРЦА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


 Жел. дорога  |  Бульвары   |  Лечебн. заведения  |  Городск. хоз-во

Учебн. зав-я | Ворота "Любезным ..."Лютеранск. церковь

Екатерининский парк
ЧАСТЬ ВТОРАЯ  ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ  ВОСПОМИНАНИЯ О ЦАРСКОМ СЕЛЕ  СТАТИСТИКА Ц.С.  КАРТА Ц.С.
УЛ. МАЛАЯ   МУЗЕЙ  А.АХМАТОВОЙ  и Н.ГУМИЛЕВА УЧЕБНЫЕ  ЗАВ-Я    ЛЕЧЕБНЫЕ ЗАВ-Я  СЕМЬИ ЦАРСКОСЕЛОВ  
Ц.С. В ИНТЕРНЕТЕ   С.Н.ВИЛЬЧКОВСКИЙ И ЕГО ПУТЕВОДИТЕЛЬ

 

 

 Дорогой посетитель сайта! Пожалуйста, закройте глаза и ....   представьте себе, что солнечным утром сентября 1910 года вы находитесь на Санкт-Петербургском Царскосельском вокзале. Вы давно хотели совершить прогулку по Царскому Селу, наконец ваша мечта осуществилась, билет 1-го класса у вас в кармане, дан свисток к отправлению и поезд плавно отходит от перрона.  У вас с собой недавно (июнь 1910 г.) изданный Путеводитель С.Н. Вильчковского и подробная карта Царского Села.  

  Прогуливаясь с Путеводителем по Царскому Селу, вы не только многое узнаете, но и увидите некоторые из достопримечательностей, которые в дальнейшем будут уничтожены во время войны врагами или, борющимися за чистоту коммунистических идеалов, соотечественниками. 

  P.S.  Поскольку, благодаря компьютеру,  мы с вами можем свободно передвигаться во времени и пространстве, в течениии  прогулки вы также сможете ознакомиться с достопримечательностями ,  созданными уже после выхода в свет Путеводителя. Текст путеводителя Вильчковского набран  черным цветом.  Сведения о Царском Селе из других источников , как до, так и после 1910 года, а также авторские ремарки набраны синим цветом.
    

        

         

Царскосельский (Витебский) вокзал в Санкт-Петербурге

Царскосельский  вокзал 
 в начале XX  века.

 

 

??? ?? ?????????? ?????. ????? ????? ?????? ??????????????? ??????.

Общий вид города.
На переднем плане - Бульварная улица (ныне Октябрьский бульвар)
.

"Я Питер променял, 
   туманный и угарный, 
  На ежедневную прогулку 
                   по Бульварной.
"

     Граф Василий
                       Комаровский

 

Воспоминания А.Ахматовой о доме Шухардиной и Царском Селе читайте на странице:
"АННА АХМАТОВА О ЦАРСКОМ СЕЛЕ

 

Ворота названы Фридентальскими по имени немецкой колонии Фриденталь, заселенной переселенцами 
        из герцогства Берского в 1816-1825 гг.

Фридентальские (Московские) ворота. Через эти ворота шел путь на Москву из Царского Села.

 

Три сестры (императрица с дочерьми Татьяной и Ольгой) и Анна Вырубова.

Императрица с дочерьми и А.Вырубовой

Подробнее о  лечебных заведениях Царского Села и лазаретах Первой Мировой войны, читайте на страницах: 
" ЛЕЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ЦАРСКОГО СЕЛА"

"КНЯЖНА ВЕРА ГЕДРОЙЦ: СКАЛЬПЕЛЬ И ПЕРО"

 

В начале XX века Царское Село имело передовые для своего времени системы: освещения, канализации и водоснабжения. 

 

В начале 1910-х годов Августейшие Дочери их Императорских Величеств Великие княжны Ольга и Татьяна посещали физический класс Реального училища для занятий по физике. 

 

Дворец Великого князя Бориса Владимировича и часть Колонисткого пруда

 

Триумфальные ворота - Любезным моим сослуживцам

Ворота "Любезным моим сослуживцам"

Об истории создания триумфальных ворот читайте на странице: ВОРОТА "ЛЮБЕЗНЫМ МОИМ СОСЛУЖИВЦАМ"

 

Купальный пруд

Купальный пруд. Купальня в Мавританском стиле.

 

Воспоминания  
Э. Голлербаха, о посещениях царскосельской Лютеранской церкви читайте на странице
"КИРПИЧНАЯ РЕЛИГИЯ" 

 

Наиболее удобный переезд из Петербурга в Царское Село совершается по Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге, в одном из многочисленных поездов, отходящих от Царскосельского вокзала в Петербурге (ныне Витебский вокзал - К.Ф.). Через 25—30 минут поезд приходит в Царское Село.

Перейдя через Обводный канал, около церкви Св. Мирония, железнодорожный путь идет пересекая, недавно еще совершенно пустынную окраину Петербурга, — Волково поле. Налево, вдали, видны церкви Волкова кладбища, направо—золотые купола Новодевичьего Воскресенского женского монастыря. Через 5— 6 минут поезд проходит мимо платформы офицерской воздухоплавательной школы и оставляет за собой город. 

<...> На 12 версте от Петербурга полотно железной дороги пересекает, у полустанка «Средняя рогатка», Московское шоссе. Несколько в стороне, направо, близ перекрестка шоссе с дорогами на Гатчину и Петергоф, стоял во времена Елисаветы и Екатерины Средне-Рогатский дворец. От него остался один небольшой каменный дом, занятый какой-то фабрикой.

<...> За Средней рогаткой, все время идущей параллельно главным путям, особый путь Императорской железнодорожной ветки отходит в сторону, приближаясь к виднеющемуся неподалеку селу Кузьмину. За проходящей вдали линей С.-Петербурго-Варшавской железной дороги, на вершине лесистого холма, построены здания, основанной в 1839 году, Пулковской главной физической обсерватории, близ села Пулкова. 

<...> При приближении поезда к Царскому Селу, налево, на горизонте, видны церкви села Колпино, где находится известный завод Морского Министерства (ныне Ижорский завод - К.Ф.)

У самой станции Царское Село, налево, за полотном железной дороги расположены здания скакового ипподрома, на котором, до устройства скачек на Коломяжском поле в С.-Петербурге, ежедневно, летом разыгрывались скаковые призы на крупные суммы. В одном из служебных зданий ипподрома в настоящее время помещается частная школа Левицкой для детей обоего пола.  

 <...> Нынешний вокзал в Царском Селе построен в 1904 году, одновременно с новым Петербургским вокзалом, когда старый путь от Петербурга до Павловска был перешит на нормальную колею и дорога продолжена от Павловска до станции Жлобин. Царскосельская дорога открыта для движения в 1837 году и является, таким образом, первой железной дорогой России. 
  Поезда по ней ходили еще с осени 1836 года, но только от Царского Села до Павловска, и, за неприбытием из Англии паровозов, тяга была конная. 


  От станции железной дороги у самой площади, куда выходят пассажиры, прибывающие в Царское Село, начинается широкий бульвар, устроенный в 1830 году, по границе нового квартала города, возникшего при постройке железной дороги. Бульвар этот был устроен садовым мастером Ляминым для соединения со старым бульваром, окаймлявшим город со времени утверждения Императором Александром I (в 1808 году) плана нового уездного города «Царское Село или София». Старый бульвар начинался от Павловского шоссе, заворачивал под прямым углом на запад и доходил до Александровского парка; он доныне существует в том же виде, причем, как только что сказано, в 1839 году продолжен до железнодорожной станции. Часть бульвара от Павловского шоссе до станции ныне называется Софийским, а часть его от поворота до Египетских ворот, близ казарм Собственного Его Величества конвоя, построенных на месте, выделенном из Александровского парка, называется Кузьминским. 
  По мысли Императора Александра I, все Царское Село должно было быть окружено бульваром, по которому, выехав из одного конца старого Екатерининского парка, минуя городские улицы, можно было бы объехать весь город и вернуться во дворец через Александровский парк.


Квартал, возникший в 1839 году, уже за городской чертой Александровских времен, прорезан Широкой и Жуковско-Волынской улицами, Безымянным переулком и Новодеревенским шоссе. На углу Широкой и Безымянного помещается Царскосельская уездная земская управа и рядом с ней, по Широкой — канцелярия Царскосельского уездного предводителя дворянства, дворянская опека и камера Царскосельского уездного члена С.-Петербургского окружного суда.   На Широкой улице, второй дом от вокзала, угол Безымянного переулка стоял дом купчихи Елизаветы Ивановны Шухардиной. В этом доме с 1890-х годов, до 1905 года жила семья Горенко. Здесь Анна Горенко (Ахматова)  провела свои детские годы.


Против пересечения обоих бульваров, слева начинаются дачи,построенные на земле, принадлежащей потомкам немецких колонистов. Колония эта называется «Фриденталь» и была населена в период времени 1816—1825 годов переселенцами из герцогства Бергского. Колонисты были устроены в 7 домах, возведенных на счет казны, и первоначально занимались огородничеством, на отведенных при каждом доме земельных участках, а также приготовлением шелковых, бумажных, шерстяных и льняных изделий, особенно лент и тесемок. С течением времени кустарный промысел колонистов пал и теперь потомки их существуют садоводством, огородничеством и отдачей в наем домов как тех, что были им отведены от казны, так и вновь ими выстроенных. Колония эта существует до сих пор, как пережиток старого времени, единственно потому, что земля и дома были предоставлены колонистам не в собственность, а лишь в потомственное пользование.
Въезд в колонию находится несколько дальше, через Московские ворота, стоящие на месте прежней городской заставы на Московском шоссе. Ворота эти выстроены в стиле ампир, в 1831 году, архитектором Горностаевым; решетка исполнена на заводе Грейсон, по рисунку архитектора Глинки. Через эту заставу вел путь на Москву из Царского Села. Через нее ездили до постройки железной дороги, однако, только те лица, которые имели надобность или право проезжать через Царское Село, ибо прямая дорога из Петербурга в Москву проходила через Среднюю рогатку, Московскую Славянку, Ижору и т. д. этот же участок дороги от Царского до большой Московской дороги составлял как бы продолжение той «першпективной дороги», от Петербурга до Царского Села, что была начата еще Императрицей Екатериной I исключительно для надобностей Двора.


На правой стороне бульвара, сейчас же за дачей, построенной на углу Кузьминского бульвара, начинается окруженное забором место, занятое зданиями Царскосельского госпиталя дворцового ведомства. Госпиталь имеет 150 мест и обслуживает не только Дворцовое ведомство, но является единственной городской больницей, куда заразные больные города принимаются бесплатно, а не заразные - за плату, по утверждаемой ежегодно Министром Внутренних Дел таксе. 
Во время первой мировой войны Царица Александра Федоровна организовала особый эвакуационный пункт, куда входило 85 лазаретов для раненых воинов в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Саблине и других местах. Вместе со старшими Великими княжнами и со своей подругой Анной Александровной Вырубовой Александра Федоровна прошла курс сестер милосердия военного времени, который им преподавала княжна Вера Игнатьевна Гедройц, выдающийся хирург, главный врач Царскосельского Дворцового госпиталя.  Вера Игнатьевна писала стихи, рассказы и воспоминания и публиковала их под псевдонимом Сергей Гедройц, выбранным в память о рано умершем брате. Через своего учителя Василия Розанова она вошла в петербургские литературные круги, была знакома с Гумилевым, Ивановым-Разумником, Ремизовым, Есениным, Замятиным.
 
В конце апреля 1916 года, вскоре после призыва на военную службу, поэт Сергей Есенин был назначен санитаром в шестой вагон царскосельского военно-санитарного поезда № 143. В его обязанности входило: поддержание чистоты и порядка в вагoнax, переноска на носилках тяжелораненых и больных и размещение их в вагонах, погрузка и выгрузка имущества, получение продуктов, раздача пищи и многое другое.  


  Дорога, ведущая от Московской заставы за город, с левой стороны ограничивается Фридентальской колонией, с ее типичными старинными домиками, с правой — окаймлена прекрасными барскими дачами. По этой дороги лежит путь к очистной биологической станции, обслуживающей, устроенную по проекту военного инженера Грибоедова, городскую канализацию. Существовавшая до 1902 г. в Царском Селе сеть городских подземных стоков...
  Рассказ об одних из лучших в Европе системах водоснабжения, канализации и электрического освещения Царского Села, читайте на странице:  " ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ЦАРСКОГО СЕЛА ".
 
Московское шоссе, войдя в город, упирается в огромное каменное здание  Царскосельского реального училища Императора Николая II-го, построенное в 1902 году по проекту архитектора Иосса. В 1910 году на 30881 жителей Царского Села приходилось 20 учебных заведений.
О Реальном училище, Николаевской мужской гимназии, Мариинской женской гимназии  и других учебных заведениях читайте на странице:
  "УЧЕБНЫЕ  ЗАВЕДЕНИЯ  ЦАРСКОГО СЕЛА  в начале XX века"


По левую сторону бульвара, у Московской заставы, начинается так называемый Отдельный парк, простирающиеся до Павловска. Пруд, лежащий тут же, называется колонистским. Он был вырыт в 1824 и 1825 гг., по Высочайше одобренному проекту архитектора Менеласа, для осушения окрестной местности. На противоположном берегу его виднеются здания дворца Великого Князя Бориса Владимировича, выстроенные в 1896 г. Лондонской фирмой Мэпль, в стиле  англйских коттэджей, по проекту английского архитектора Шерборна. Отдельный парк расположен между Московским шоссе, линией Московско-Виндаво-Рыбинской жел. дор., Павловским шоссе и бульваром.

Несколько далее по бульвару, по правой стороне, видны здания так называемых Наследницких конюшен, выстроенных для нужд Двора Наследника Цесаревича Николая Александровича.

На правой стороне бульвара, от Пашковского переулка и до Павловского шоссе, расположены здания Царскосельского Владимирского дворца. Ныне он находится во владении Ее Императорского Высочества Великой Княгини Марии Павловны.

На этом месте, в первой половине XVIII века, стояла старая корчма. Затем здесь была построена «Павловская» застава с караульней.

<...> По левой стороне бульвара, между парковой дорогой, идущей к Павловску от Пашковского переулка и Павловским шоссе, до 1747 года существовало кладбище с церковью, перенесенною отсюда по повелению Императрицы Елисаветы Петровны в Кузьмино. В то время погребальные церемонии сопровождались, по обычаю, причитаниями и громкими воплями нищих и всяких кликуш. Это производило на суеверную Императрицу дурное впечатление и она приказала перенести и кладбище, и церковь подальше от слободы, дворца и парков въ которых все было устроено для увеселения и отдыха от забот и повседневных трудов.

Бульвар приводит к перекрестку. Налево начинается Павловское шоссе, прямо идет Волконская улица, направо — Садовая улица.

Между Павловским шоссе и Волконской улицей лежит вторая часть Царского Села, «София»; по Волконской и Садовой идет граница старого Екатерининского парка.

Против главных ворот Запасного дворца, от угла Волконской улицы, высится серая чугунная решетка с монументальными воротами, стиля ампир, с надписью: «Любезнымъ Моимъ Сослуживцамъ». Ворота сооружены в 1818 году, по проекту архитектора Стасова, в память войн с Наполеоном. 


  Ворота эти — один из входов в Екатерининский парк. Чугунная высокая решетка доходит по другую сторону ворот до Павловской плотины, отделяющей парковые пруды от Иорданского и Купальнаго пруда. Все эти плотины и пруды устроены в 1774 —1778 годах по проекту инженера-подполковника Герарда, по повелению Императрицы Екатерины II, приведшего в порядок все водоснабжение Царского Села.
Если стать на Павловской плотине спиной к решетке, отделяющей ее от нижнего паркового пруда, то перед лицом зрителя будет Иорданский пруд, на котором совершается водосвятие, далее Пашковская плотина, за ней Купальный пруд с общественной купальней (до нашего времени не сохранилась), построенный в 1892 году, по проекту архитектора Баха, в мавританском стиле и, наконец, еще плотина, с зданием ремесленного приюта. По берегу этихъ двух прудов идет бульвар вдоль Набережной улицы. На ней виднеются здания лютеранской церкви, Императорской Николаевской мужской гимназии и городовой ратуши.


Готическая лютеранская церковь, в которой совершается богослужение на немецком и латышском языках, построена архитектором Видовым по Высочайше утвержденному в 1860 году проекту. Постройка была закончена в 1865 году. (В настоящее время в здании расположен финский евангельско-лютеранский приход, и служба ведется на финском и русском языках)
При церкви имеется школа, содержимая на церковные суммы и на плату 2 рубля в месяц за учение. Она состоит в ведении Министерства Внутренних Дел. Главу из книги царскосела Эриха Голлербаха "Встречи и Впечатления", где он описывает как, будучи учеником Реального училища,  посещал царскосельскую Лютеранскую церковь, читайте на странице "КИРПИЧНАЯ РЕЛИГИЯ" 

     

   

  

Основные источники, использованные при создании страниц "От вокзала до дворца":

1.  С.Н. Вильчковский. Царское Село. Т-во Р.Голике и А.Вильборг. 1911.
2.  А.Сочагин. Царское Село в открытках конца XIX - начала XX века. Санкт-Петербург. 2002.
3.  Царскосельская газета. 

Подробные ссылки  помещены на отдельных страницах.

   

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОГУЛКИ  >>

 

  ЦАРСКОЕ СЕЛО НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ  |  СТАТИСТИКА Ц.С.  КАРТА Ц.С. ЦАРСКОЕ СЕЛО В ИНТЕРНЕТЕ

ПРОГУЛКА ПО ЦАРСКОМУ СЕЛУ НАЧАЛА XX ВЕКА

УЛ. МАЛАЯ  И ЕЕ  ЖИТЕЛИ

МАЛАЯ, 63.  ДОМ-МУЗЕЙ 
     А.Ахматовой и Н.Гумилева


УЧЕБНЫЕ   ЗАВЕДЕНИЯ

ЛЕЧЕБНЫЕ   ЗАВЕДЕНИЯ
Княжна Вера Гедройц:
     скальпель и перо
.

СЕМЬИ ЦАРСКОСЕЛОВ
От вокзала до дворца 1 От вокзала до дворца 2 От вокзала до дворца 3  Воспоминания о Ц.С.

Железная дорога

Бульвары

Лечебные заведения

Городское хозяйство

Учебные заведения

Ворота "Любезным
    моим сослуживцам"

Пруды

Лютеранская церк.

Ассигнационная ф-ка

Городовая ратуша

Жен. ремесл. приют

Пальмовая теплица

Большая оранжерея

Кавалерские домики

Дворцовое правл.

Памятник Пушкину

Знаменская церковь

  Лицей

 Феодоровский собор

Феодоровск. городок

Египетские ворота

Дача А.С. Пушкина

Соборная площадь

Кирасирская церковь

Софийский собор

Царскос. кладбища

А.Ахматовой
Э.Голлербаха
Н.Пунина
О.Чеховой
В. Рождественского
А. Редигера
В. Гедройц
Л.Барановой

 

 

Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Идея, разработка, содержание, веб дизайн:  Кирилла Финкельштейна
Страница создана 9 декабря 2002 года.

Hosted by uCoz