ПРОГУЛКА ПО ЦАРСКОМУ СЕЛУ НАЧАЛА XX ВЕКА
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Жел. дорога | Бульвары | Лечебн. заведения | Городск. хоз-во |
|||||||||||
ЧАСТЬ ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ВОСПОМИНАНИЯ О ЦАРСКОМ СЕЛЕ СТАТИСТИКА Ц.С. КАРТА Ц.С. | |||||||||||
УЛ. МАЛАЯ МУЗЕЙ А.АХМАТОВОЙ и Н.ГУМИЛЕВА УЧЕБНЫЕ ЗАВ-Я ЛЕЧЕБНЫЕ ЗАВ-Я СЕМЬИ ЦАРСКОСЕЛОВ | |||||||||||
Ц.С. В ИНТЕРНЕТЕ С.Н.ВИЛЬЧКОВСКИЙ И ЕГО ПУТЕВОДИТЕЛЬ | |||||||||||
|
|||||||||||
|
Наиболее удобный переезд из Петербурга в Царское Село совершается по Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге, в одном из многочисленных поездов, отходящих от Царскосельского вокзала в Петербурге (ныне Витебский вокзал - К.Ф.). Через 25—30 минут поезд приходит в Царское Село. Перейдя через Обводный канал, около церкви Св. Мирония, железнодорожный путь идет пересекая, недавно еще совершенно пустынную окраину Петербурга, — Волково поле. Налево, вдали, видны церкви Волкова кладбища, направо—золотые купола Новодевичьего Воскресенского женского монастыря. Через 5— 6 минут поезд проходит мимо платформы офицерской воздухоплавательной школы и оставляет за собой город. <...> На 12 версте от Петербурга полотно железной дороги пересекает, у полустанка «Средняя рогатка», Московское шоссе. Несколько в стороне, направо, близ перекрестка шоссе с дорогами на Гатчину и Петергоф, стоял во времена Елисаветы и Екатерины Средне-Рогатский дворец. От него остался один небольшой каменный дом, занятый какой-то фабрикой. <...> За Средней рогаткой, все время идущей параллельно главным путям, особый путь Императорской железнодорожной ветки отходит в сторону, приближаясь к виднеющемуся неподалеку селу Кузьмину. За проходящей вдали линей С.-Петербурго-Варшавской железной дороги, на вершине лесистого холма, построены здания, основанной в 1839 году, Пулковской главной физической обсерватории, близ села Пулкова. <...> При приближении поезда к Царскому Селу, налево, на горизонте, видны церкви села Колпино, где находится известный завод Морского Министерства (ныне Ижорский завод - К.Ф.). У самой станции Царское Село, налево, за полотном железной дороги расположены здания скакового ипподрома, на котором, до устройства скачек на Коломяжском поле в С.-Петербурге, ежедневно, летом разыгрывались скаковые призы на крупные суммы. В одном из служебных зданий ипподрома в настоящее время помещается частная школа Левицкой для детей обоего пола.
<...>
Нынешний вокзал в Царском Селе
построен в 1904 году, одновременно с
новым Петербургским вокзалом, когда
старый путь от Петербурга до Павловска
был перешит на нормальную колею и
дорога продолжена от Павловска до
станции Жлобин. Царскосельская дорога
открыта для движения в 1837 году и
является, таким образом, первой железной дорогой России.
От
станции железной дороги у самой
площади, куда выходят пассажиры,
прибывающие в Царское Село, начинается
широкий бульвар, устроенный в 1830 году,
по границе нового квартала города,
возникшего при постройке железной
дороги. Бульвар этот был устроен
садовым мастером Ляминым для
соединения со старым бульваром,
окаймлявшим город со времени
утверждения Императором Александром I
(в 1808 году) плана нового уездного города
«Царское Село или София». Старый
бульвар начинался от Павловского шоссе,
заворачивал под прямым углом на запад и
доходил до Александровского парка; он
доныне существует в том же виде, причем,
как только что сказано, в 1839 году
продолжен до железнодорожной станции.
Часть бульвара от Павловского шоссе до
станции ныне называется Софийским,
а часть его от поворота до Египетских
ворот, близ казарм Собственного Его
Величества конвоя, построенных на
месте, выделенном из Александровского
парка, называется Кузьминским. Квартал, возникший в 1839 году, уже за городской чертой Александровских времен, прорезан Широкой и Жуковско-Волынской улицами, Безымянным переулком и Новодеревенским шоссе. На углу Широкой и Безымянного помещается Царскосельская уездная земская управа и рядом с ней, по Широкой — канцелярия Царскосельского уездного предводителя дворянства, дворянская опека и камера Царскосельского уездного члена С.-Петербургского окружного суда. На Широкой улице, второй дом от вокзала, угол Безымянного переулка стоял дом купчихи Елизаветы Ивановны Шухардиной. В этом доме с 1890-х годов, до 1905 года жила семья Горенко. Здесь Анна Горенко (Ахматова) провела свои детские годы.
Против
пересечения обоих бульваров, слева
начинаются дачи,построенные на земле,
принадлежащей потомкам немецких
колонистов. Колония эта называется «Фриденталь»
и была населена в период времени 1816—1825
годов переселенцами из герцогства
Бергского. Колонисты были устроены в 7 домах,
возведенных на счет казны, и первоначально
занимались огородничеством, на отведенных
при каждом доме земельных участках, а также
приготовлением шелковых, бумажных,
шерстяных и льняных изделий, особенно лент
и тесемок. С течением времени кустарный
промысел колонистов пал и теперь потомки их
существуют садоводством, огородничеством и
отдачей в наем домов как тех, что были им
отведены от казны, так и вновь ими
выстроенных. Колония эта существует до сих
пор, как пережиток старого времени,
единственно потому, что земля и дома были
предоставлены колонистам не в собственность,
а лишь в потомственное пользование.
На правой стороне бульвара,
сейчас же за дачей, построенной на углу
Кузьминского бульвара, начинается
окруженное забором место, занятое зданиями Царскосельского
госпиталя дворцового ведомства. Госпиталь
имеет 150 мест и обслуживает не только
Дворцовое ведомство, но является
единственной городской больницей, куда
заразные больные города принимаются
бесплатно, а не заразные - за плату, по
утверждаемой ежегодно Министром
Внутренних Дел таксе.
Дорога, ведущая от
Московской заставы за город, с левой
стороны ограничивается Фридентальской
колонией, с ее типичными старинными
домиками, с правой — окаймлена прекрасными
барскими дачами. По этой дороги лежит путь к очистной биологической
станции, обслуживающей, устроенную по
проекту военного инженера Грибоедова,
городскую канализацию. Существовавшая до
1902 г. в Царском Селе сеть городских
подземных стоков... По левую сторону бульвара, у Московской заставы, начинается так называемый Отдельный парк, простирающиеся до Павловска. Пруд, лежащий тут же, называется колонистским. Он был вырыт в 1824 и 1825 гг., по Высочайше одобренному проекту архитектора Менеласа, для осушения окрестной местности. На противоположном берегу его виднеются здания дворца Великого Князя Бориса Владимировича, выстроенные в 1896 г. Лондонской фирмой Мэпль, в стиле англйских коттэджей, по проекту английского архитектора Шерборна. Отдельный парк расположен между Московским шоссе, линией Московско-Виндаво-Рыбинской жел. дор., Павловским шоссе и бульваром. Несколько далее по бульвару, по правой стороне, видны здания так называемых Наследницких конюшен, выстроенных для нужд Двора Наследника Цесаревича Николая Александровича. На правой стороне бульвара, от Пашковского переулка и до Павловского шоссе, расположены здания Царскосельского Владимирского дворца. Ныне он находится во владении Ее Императорского Высочества Великой Княгини Марии Павловны. На этом месте, в первой половине XVIII века, стояла старая корчма. Затем здесь была построена «Павловская» застава с караульней. <...> По левой стороне бульвара, между парковой дорогой, идущей к Павловску от Пашковского переулка и Павловским шоссе, до 1747 года существовало кладбище с церковью, перенесенною отсюда по повелению Императрицы Елисаветы Петровны в Кузьмино. В то время погребальные церемонии сопровождались, по обычаю, причитаниями и громкими воплями нищих и всяких кликуш. Это производило на суеверную Императрицу дурное впечатление и она приказала перенести и кладбище, и церковь подальше от слободы, дворца и парков въ которых все было устроено для увеселения и отдыха от забот и повседневных трудов. Бульвар приводит к перекрестку. Налево начинается Павловское шоссе, прямо идет Волконская улица, направо — Садовая улица. Между Павловским шоссе и Волконской улицей лежит вторая часть Царского Села, «София»; по Волконской и Садовой идет граница старого Екатерининского парка. Против главных ворот Запасного дворца, от угла Волконской улицы, высится серая чугунная решетка с монументальными воротами, стиля ампир, с надписью: «Любезнымъ Моимъ Сослуживцамъ». Ворота сооружены в 1818 году, по проекту архитектора Стасова, в память войн с Наполеоном.
Ворота
эти — один из входов в Екатерининский парк.
Чугунная высокая решетка доходит по другую
сторону ворот до Павловской плотины,
отделяющей парковые пруды от Иорданского и
Купальнаго пруда. Все эти плотины и пруды
устроены в 1774 —1778 годах по проекту инженера-подполковника
Герарда, по повелению Императрицы
Екатерины II, приведшего в порядок все
водоснабжение Царского Села.
Готическая
лютеранская церковь, в которой совершается
богослужение на немецком и латышском
языках, построена архитектором Видовым по
Высочайше утвержденному в 1860 году проекту.
Постройка была закончена в 1865 году. (В
настоящее время в здании расположен
финский евангельско-лютеранский приход, и
служба ведется на финском и русском языках). |
||||||||||
Основные источники, использованные при создании страниц "От вокзала до дворца": 1. С.Н.
Вильчковский. Царское Село. Т-во Р.Голике и А.Вильборг.
1911. Подробные ссылки помещены на отдельных страницах. |
Обратная связь:
Гостевая книга
Почта (E-mail)
© Идея, разработка, содержание, веб дизайн:
Кирилла Финкельштейна
Страница создана 9 декабря 2002 года.