ПРОГУЛКА ПО ЦАРСКОМУ СЕЛУ НАЧАЛА XX ВЕКА
Н.А.КОРНИЛОВА (Историко-литературный музей г. Пушкина). АССИГНАЦИОННАЯ ФАБРИКА В ЦАРСКОМ СЕЛЕ. Петербургские чтения. Материалы научной конференции. Санкт-Петербург. 1995 г., с. 246-249.
Возникновение Ассигнационной фабрики (бумажной мельницы) в Царском Селе в конце XVIII в. обусловливалось рядом объективных причин и субъективных факторов. К их числу принадлежала назревшая потребность изготовления ассигнаций на казенных предприятиях по более сложным образцам на принципиально новом, не имевшем ранее в России аналогов оборудовании, под строгим государственным контролем ввиду возросшего количества фальшивых денежных знаков и невозможности осуществления должного надзора за выделкой государственных бумаг на частных фабриках.
Выбор места для создания такого рода предприятия был связан с особым статусом Царского Села, которое, как никакая другая окрестность Петербурга, соответствовало важности и государственной значимости вновь создаваемого заведения. С одной стороны, эта местность была достаточно изолированной (учитывая масштабы и возможности передвижения того времени), чго способствовало обеспечению сохранения государственной тайны, с другой — находилась в непосредственной близости от Царскосельского императорского дворца, не только символизирующего собой мощь и величие Российской державы, но и позволявшего связать в тугой узел административную власть и финансовые интересы государства.
В.И.Лангер.
"Евангелическая церковь и бумажная
фабрика". 1820 год.
Немаловажную роль играли и подходящие для устройства бумажного производства географические условия. Система ступенчатых прудов, созданная ранее для снабжения водой царскосельского сада и жителей дворцовой слободы и модернизированная к моменту создания Ассигнационной фабрики, обеспечивала должные для ее функционирования условия.
В основу данной работы положены неиспользованные ранее документальные источники по истории Царскосельской бумажной мельницы из ЦГИА С.-Петербурга, отложившиеся в фонде Экспедиции заготовления государственных бумаг — заведения, образованного в Петербурге в 1819 г. в связи с необходимостью расширения и усовершенствования процесса изготовления бумажных денежных знаков и включившего в свои ряды работников упраздненной Ассигнационной фабрики.1 В работе последовательно рассматриваются вопросы управления, производственного процесса, оборудования, рабочего режима, личного состава и территориально-строительного комплекса.
Территория, принадлежавшая фабрике, простиралась по трем сторонам пруда (известного позднее под названием Купального). Вода же, поступавшая на мельницу по свинцовым в деревянных футлярах трубам, проводилась из расположенного выше Среднего пруда (в XIX в. названного Иорданским). Участок фабрики с одной стороны доходил до Софийского бульвара, захватывая с противоположного края часть Набережной улицы.2 В середине XIX в. он был раздроблен на три части, две из, которых вошли а состав городского и частного владений. К моменту передачи имущества мельницы новому владельцу (переехавшей в Царское Село Ропшинской бумажной фабрике) а ее ведомстве находилось шесть зданий, три из которых вместе с главным корпусом имели производственное назначение, остальные же три составляли жилой фонд.
К марту 1785 г. строительство главного здания фабрики было завершено. До сих пор остается невыясненным вопрос об авторе проекта этой постройки. Известно, что приехавший в 1779 г. в Россию и сразу же получивший звание архитектора Ее Императорского величества Чарльз Камерон многие годы работал в Царском Селе. С 1802 г. он находился в должности главного архитектора Адмиралтейств-коллегий, что послужило причиной хранения многих материалов его деятельности в мастерской Адмиралтейства (после его смерти — у преемника, архитектора А.Захарова). Большинство из них, к сожалению, давно утрачены. Тем не менее, исследователем Д.О.Швидковским в ходе работы над описью чертежей Камерона было обнаружено упоминание листов с его постройками в Царском Селе.3 В частности, по интересующему нас вопросу были найдены "План Царского Села с показанием бумагоделательной мельницы" и "План и фасад сторожевой будки и фабрики". Однако невозможно со всей определенностью утверждать, что первый из планов не является всего лишь фиксационным, а второй — проектным. Не указано и название фабрики, но обращает на себя внимание обозначенная там сторожевая будка: ведь известно, какое огромное значение придавалось охране этого заведения. Все это косвенным образом может служить основанием для предположения о том, что именно Ч.Камерон являлся автором проекта главного здания фабрики.
До нашего времени эта постройка во внешнем своем облике дошла почти в неизмененном виде. Об этом свидетельствует сравнение существующего в натуре здания с изображением его на гравюре В.Лангера 1819 г. "Евангелическая церковь и бумажная фабрика" и в графических материалах РГИА.4 Внутренние помещения подверглись коренной перестройке в ходе приспособления их в 70-х годах XIX в. под ремесленный приют.
Документальная опись здания, составленная в ходе передачи имущества упраздненной фабрики новому владельцу, дает достаточно полное представление о внутренней планировке, характере использования комнат и их оснащении. Помимо этого здания, на территории фабрики были построены ныне несуществующие здания каменной черпальни и деревянного сушила. Из домов, предназначенных для проживания работающего на фабрике персонала, уцелел (и практически сохранил свой первозданный наружный облик) один из флигелей с частью каменной ограды на Набережной улице, входившей в состав жилого комплекса из трех строений. При этом главный корпус был перестроен для городской ратуши (ныне здесь размещен Пушкинский дворец культуры), на месте второго флигеля, симметричного первому, было возведено здание Николаевской мужской гимназии.
Комплекс жилых построек Ассигнационной фабрики. Правый флигель сохранился до настоящего времени.
Заведывание вновь учрежденной бумажной мельницей было поручено генерал-прокурору А.А.Вяземскому, временно исполнявшему в этот период должность государственного казначея. С 1800 по 1809 г. эту должность исполнял Г.Р.Державин, утвердивший за годы пребывания на этом посту новые формы государственных ассигнаций. Все практическое осуществление надзора за деятельностью мельницы было возложено на советника В.Небольсина, а для непосредственного управления фабрикой учреждалась должность казенного пристава, безотлучно находившегося на мельнице и являвшегося своего рода "всевидящим оком".
Изготовление на фабрике ассигнационной бумаги было сопряжено с со блюдением государственной тайны и происходило в атмосфере строжаи шей секретности. Иностранные мастера были выписаны из-за граница тайно, засекречена была и доставка заграничного оборудования. Сама от ливка бумаги происходила, так сказать, "при закрытых дверях", поскольку был тщательно оговорен определенный круг лиц, обладающих правом при сутствия в производственных помещениях. Особое внимание уделялось качеству изготовляемой бумаги, которая в целях предохранения от подделок должна была превосходить производимую в России ранее по белизне, прочности, тонкости и мягкости, а равно и не уступать английским образцам. Все это достигалось благодаря превосходному для того времени техническому оснащению мельницы, в том числе использованию специальных голландских прессов. Процесс изготовления бумаги на фабрике был ручным, или, по терминологии того времени, "черпальным".
Первоначальное штатное расписание мельницы включало 30 человек помимо охраны. К моменту ликвидации фабрики личный состав работающих возрос почти в три раза и достиг 85 человек, а с учениками около 100. Весьма характерным являлось образование здесь настоящих рабочих династий, когда в процессе обучения и включения в производственную деятельность юного поколения создавалась система преемственной передачи опыта, навыков и мастерства от отцов к детям. Условия труда на государственной фабрике выгодно отличались от условий на частных предприятиях подобного рода. Создание в Петербурге Экспедиции заготовления государственных бумаг поглотило личный состав фабрики, и она прекратила свое сосуществование.
1. ЦГИА С.-Петербурга, ф.1458, оп.2, дд.1-124.
2. РГИА, ф.485, оп.З, д. 664.
3. Швидковский Д.О. Трудная жизнь Чарльза Камерона // Панорама искусств. 1988. N11. С. 222-244.
4. РГИА, ф.485, оп.З, дд.665-666.
Обратная связь::
Гостевая книга
Почта (E-mail)
© Идея, разработка, веб дизайн:
Кирилла Финкельштейна,,
июнь 2004 года.