Москва. "Артист. Режиссер. Театр". 2000. С. - 235-236.
Николай Пунин. 1918. |
Н.Пунин родился в Гельсинфорсе (Хельсинки) в семье военного врача. В 1907 году окончил с серебряной медалью Царскосельскую Николаевскую гимназию. Учился сначала на юридическом, а потом на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1918 году, привлеченнный Луначарским к сотрудничеству, Пунин возглавил Петроградский отдел изобразительных искусств Наркомпроса, в течении 30 лет сотрудничал с Русским музеем, 40 лет он читал курс истории западноевропейского искусства в Ленинградском университете и других заведениях. Пятнадцатью годами совместной жизни с Н.Пуниным была связана Анна Ахматова. Его жизнь закончилась в сталинском лагере, в небольшом заполярном поселке Абезь. Виной Пунина было "преступное" убеждение, что Сезанн и Ван-Гог - великие художники. Из предисловия к книге Л.А.Зыкова. |
ДНЕВНИК. 1925 год
21 февраля
<...> Сегодня был с Ан. (Анной Ахматовой - КФ) в Царском. Третий день, как выпал пушистый, легкий снег, 8° мороза. Солнечно, прозрачное, высокое небо. Царскосельский парк заметен снегом, дорожек почти нет, тропинки протоптаны сквозь парк по наиболее коротким направлениям к Софии*. Пусто и от этого еще более торжественно и пышно; солнце, смешанное со снегом, золотило поляны, стволы и горело в воздухе. Кажется странным, что в этом городе еще живут люди; чем они живут? Как они могут жить в такой тишине на останках такого прошлого? Этот город, прилепившийся к гигантским дворцам на окраине парка, вымерший, полуразрушенный, напоминает сторожку могильщиков какого-то великого кладбища. Я узнал чувство, которое испытал в Чуфут-Кале*. Проходя по пустынным улицам, вспоминаешь ряды карет с кучерами и лакеями в красных ливреях, они тянулись в царские дни от самого дворца до нижних конюшен; английские полукровки мотали стрижеными головами и звенели мундштуками; по Средней, мимо дома, где мы жили, ежедневно почти в четыре часа проезжала царица с детьми в широкой коляске парой в дышле (русская упряжка) с толстым кучером, на мягкой груди которого пестрела цветная колодка с медалями. Все дома знакомы, и знакома былая жизнь в этих домах: лакеи, отворявшие двери, лестницы, устланные красными бархатными дорожками, сени, парадные комнаты, будуары; знакомы шаги и звон сабель и шпор; лысины, подставленные для поцелуев; дети в шароварах и куртках, обшитых каракулем, в каракулевых же шапочках или в красных шапочках школы Левицкой*, с гувернантками и гувернерами; и другая жизнь: гимназисты в голубых фуражках и с голубыми кашне, выдернутыми из-под светло-серого пальто, студенты на «своих» извозчиках, балы в Ратуше, пышные балы, где все было, как «в свете», но в которых «свет» ничего не признал бы своим; возвращение с последним поездом из Петербурга, быстрая езда на собственной лошади мимо больших из посеребренного чугуна электрических фонарей — домой; заспанная горничная без наколки и фартучка; столовая, где на этажерке стоял холодный чай и бутерброды, и т.д.
Аничка заходила в гумилевский дом, надеясь найти там старую переписку Н.С. — ничего нет, наверное, сожжено не раз менявшимися жильцами.
*
София - район Царского Села.
* Чуфут-Кале - средневековое городище в
окрестностях Бахчисарая.
* школа Левицкой - частная школа в
Царском Селе, в которой училась жена Н.Пунина
А.Е.Аренс.
Памяти Н.Пунина И сердце то уже
не отзовется |
Николай Пунин : БИОГРАФИЯ СТАТЬИ ВОСПОМ. О ЦАРСКОМ СЕЛЕ ВОСПОМ. О ГИМНАЗИИ СТИХОТВОРЕНИЯ ПИСЬМА
Обратная связь:
© Идея, разработка, веб дизайн
Кирилла Финкельштейна,
2002.
|