ПРОГУЛКА ПО ЦАРСКОМУ СЕЛУ НАЧАЛА XX ВЕКА
К югу от Волковой деревни в XIX — начале XX века располагалось Волково поле — обширный пустырь, включавший в себя и часть нынешнего Московского района.
В 1804 году группа артиллерийских офицеров во главе с генерал-майором Бергом обратилась с рапортом на имя графа А. А. Аракчеева, талантливого реформатора русской артиллерии, с предложением о "научно-испытательной артиллерийской организации". Вскоре было определено место для этой "организации" - так называемое Волково поле, где 24 февраля 1804 года был основан артиллерийский испытательный полигон с казармами и артиллерийской лабораторией.
На нем испытывалась продукция орудийных производств Олонецкого, Путиловского, Металлического заводов, петербургского «Арсенала», Охтинского порохового завода. Проводились артиллерийские стрельбы и пуски пороховых ракет. Об этом напоминают название Стрельбищенская улица и встречающееся в картографических источниках вплоть до 1950-х годов название Ракетное поле.
Удобное географическое положение полигона и другие факторы определили статус полигона как общегосударственного центра. На его базе осуществлялась подготовка кадров высшей квалификации для армии и оборонных научных учреждений, испытывались, как сухопутные, так и морские орудия.
Постепенно к полигону приближалась городская черта, мимо пролегла стальная магистраль Николаевской железной дороги. Между тем на вооружение уже поступали стальные нарезные орудия, резко увеличившие дальность полета снарядов... Так что в целях безопасности в 1879 году полигон пришлось перенести на Охтинское поле, к Ржевской слободе.
В XIX веке Волково поле являлось также излюбленным местом встречи питерских дуэлянтов. 12-го ноября 1817 года здесь произошла знаменитая «четверная дуэль» из-за балерины Авдотьи Истоминой, звезда которой всходит на столичной сцене. С момента появления Истоминой на сцене (1815) «счастливым ее обладателем» был офицер Кавалергардского полка В.В. Шереметев. Они прожили вместе на одной квартире два года, когда начались ссоры. Одни говорили, что Истомина уже давно хотела оставить кавалергарда «по беспокойному его характеру и жестоким с нею поступкам», другие же все сводили к меркантильным мотивам, мол, «обмелел его карман». Истомина уехала к своей подруге, а 17 ноября друг Шереметева А.С. Грибоедов, тогда только начинавший свою литературную деятельность, отвез балерину к другому своему приятелю камер-юнкеру графу А.П. Завадскому «на чай». Что там было — неизвестно, но в тот же вечер Истомина вернулась к себе. На третий день чистосердечно раскаявшийся и находившийся в отчаянии Шереметев поспешил помириться и увез Истомину домой, где вынудил ее признаться, что она была у Завадовского. Будучи ревнив и подзадориваемый корнетом А.И. Якубовичем (будущим декабристом), Шереметев послал вызов Завадовскому. Грибоедов этого не стерпел и после ссоры с Якубовичем пожелал с ним стреляться. Во время дуэли первым стрелял Шереметев и промахнулся: пуля оторвала кусок воротника у его соперника. Тут уж Завадовский понял, что игра идет всерьез и не пощадил противника, выстрелив ему в живот. Спустя сутки Шереметев умер. Трагический финал первой дуэли помешал второй дуэли, и она состоялась осенью 1818 в Тифлисе. Оба остались живы, но у Грибоедова была прострелена ладонь левой руки.
В 1885 году была сформирована первая в России военно-воздухоплавательная команда. Ею заведовал поручик Александр Матвеевич Кованько. Команду расквартировали в казармах артиллерийского полигона на Волковом поле. Сюда были доставлены три приобретенных во Франции воздушных шара. 6 октября 1885 г. — дата первого крупного успеха русских воздухоплавателей: аэростат с экипажем из трех человек под командованием поручика Кованько совершил свободный пятичасовой перелет из Петербурга в Новгород, преодолев более 180 верст. Тогда же создается кадровая команда военных аэронавтов, во главе которой становится поручик Кованько. Занимался А. Кованько и научным воздухоплаванием. Он стал первым в мире чисто "воздухоплавательным" генералом. Вторым, после Кованько, "воздухоплавательным генералом" числится итальянец Умберто Нобиле. |
В 1890 году военно-воздухоплавательную команду реорганизовали в Учебный воздухоплавательный парк. Уже к 1896 году в русской армии существовало пять воздухоплавательных отделений: Варшавское, Осовецкое, Ивангородское, Ковенское и Новогеоргиевское. Все они были укомплектованы специалистами, прошедшими подготовку в Учебном парке на Волковом поле.
28 августа 1908 года здесь состоялся первый полет русского дирижабля «Учебный». В начале 1900-х годов пассажиры железной дороги могли видеть стоящий на открытом поле большой эллинг, в котором хранились воздушные шары и дирижабль. Эллинг просуществовал, по крайней мере, до середины 20-х годов.
С.-Петергбургская газета "Новое время" от 16 (3) мая 1901 года сообщала:
"1-го мая
, по предложению председателя международной метеорологической комиссии доктора Гергезеля, из
многих пунктов Западной Европы (Париж, Страсбург, Берлин, Мюнхен и др.), а также у нас из Петербурга,
состоялся XVII международный полет шаров без воздухоплавателей, а лишь с необходимыми самопишущими
метеорологическими инструментами для автоматического записывания на различных высотах температуры,
давления и влажности воздуха... Подъем шара проследовал ровно в 8 часов утра, со двора учебного воздухоплавательного парка (на
Волковом поле)."
В 1923 году слушателями и техниками Высшей военно-воздухоплавательной школы был построен и испытан на Волковом поле первый советский дирижабль «VI Октябрь». Само здание школы находится в Московском районе между Парковой улицей и Витебским проспектом. В 1985 году на здании установлена мемориальная доска.
При создании страницы использованы следующие материалы:
1. Газета "Красная звезда" 2 февраля 2002 года 2. В.Панфилов. Купчино - мой район. |
Обратная связь::
Гостевая книга
Почта (E-mail)
© Идея, разработка, содержание, веб дизайн:
Кирилла Финкельштейна,
Страница создана 9 декабря 2002 года.