ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ КРАЧКОВСКИЙ
(1892
- 1976), ВЫПУСКНИК ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ НИКОЛАЕВСКОЙ ГИМНАЗИИ 1911 года |
НИКОЛАЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ: ИСТОРИЯ 1905 ГОД ЗДАНИЕ 1 этаж, 2 этаж УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДИРЕКТОРА ПРЕПОДАВАТЕЛИ УЧЕНИКИ ВОСПОМИНАНИЯ ПОЭТЫ ПРАВИЛА ФОТОАЛЬБОМ |
|||||||||
1879 1885 1895 1898 1899 1900 (псв. С.Горный) 1901 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 (п. Кленовский) 1912 1913 1914 после 1914 (псв. Раевский) после 1916 Учились: до 1903 до 1905 до 1917 с 1911
|
Глава о Дмитрии Кленовском из книги автора сайта: К.И.Финкельштейн. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики. - СПб.: Серебряный век, 2009. С. 203-206.
Крачковский Дмитрий Иосифович (псв. Кленовский, 1892-1976) - поэт, выпускник 1911 года[1]. Имя поэта Дмитрия Кленовского мало известно современному читателю, с 1917 по 2004 год в России не было издано ни одного сборника его стихотворений[2], хотя по оценке многих критиков, Кленовский является одним из лучших русских лириков второй половины ХХ века, классиком русского зарубежья. (В 2011 году вышло полное собрание стихотворений поэта: "Д.И. Кленовский. Полное собрание стихотворений. Под редакцией О.А. Коростелева. — М.: Водолей (Серебряный век. Паралипоменон), 2011)". Дмитрий родился в Санкт-Петербурге, в семье академика живописи Иосифа Евстафиевича Крачковского и художницы Веры Николаевны Беккер. Атмосфера творческой, образованной семьи во многом определила высокий уровень культуры Дмитрия. Вместе с родителями он часто бывал в Италии и Франции. С 1-го класса, все 8 лет учения, посещал Царскосельскую Николаевскую гимназию, которую окончил в 1911 году. И хотя с И.Ф. Анненским и Николаем Гумилевым он мог «пересекаться» только в младших классах гимназии (до 1907 года), к их образам, как и к воспоминаниям о Царском Селе и Николаевской гимназии, он обращался и через 40 и через 60 лет после окончания гимназии. В рассказе 1952 года «Поэты царскосельской гимназии» Кленовский вспоминает выступающего «медленно и торжественно, с портфелем и греческими фолиантами подмышкой» Анненского, гимназический литературный журнал с карикатурой на «особенно чисто, даже франтовато» одетого Николая Гумилева; других поэтов-учеников: Дмитрия Коковцева, Всеволода Рождественского, братьев Оцуп и Николая Пунина; коридоры и классы Николаевской гимназии и дух «той высокой поэзии, которая в них переночевала». В опубликованном в 1967 году стихотворении Дмитрий Иосифович говорит о «славной гимназии» и трагической судьбе её выпускников:
За ее стареющим фасадом Юные порывы затая, Мальчики со мной сидели рядом И зубрили то же, что и я.
А потом судьба их разбросала, По винтовке дав им в руки всем, И так скоро, скоро их не стало Словно их и не было совсем.
После окончания гимназии Дмитрий по причине слабого здоровья два года провел в Швейцарии, потом поступил в Петербургский университет, где изучал юриспруденцию и филологию. В эти годы он пишет стихи, отдавая дань акмеизму и символизму, увлекается философским течением антропософией. В 1916 году (в выходных данных значится 1917) вышел первый сборник его стихов «Палитра»[3] под настоящей фамилией автора – Крачковский. После октябрьского переворота Дм. Крачковский служил в Главном артиллерийском управлении в Москве (1918-1920 гг.), где посещал философские собрания «Общества сравнительного изучения религий», слушал лекции А.Белого и М.Волошина. В начале 1920-х Дмитрий Иосифович перебрался с матерью в Харьков, работал в Радиотелеграфном агенстве Украины редактором и переводчиком технических текстов с украинского и на украинский язык. Его поэтический голос умолк на долгие годы, своих стихов он не писал, изредка переводил украинских поэтов. В 1928 году Дмитрий Крачковский женился на уроженке Петербурга Маргарите Денисовне Гутман, ставшей ему верной подругой на всю оставшуюся жизнь. Благодаря немецкому происхождению жены, в 1943 году, во время немецкой оккупации, супруги переселились в Австрию, где до 1944 года находились в лагере для немцев-беженцев. По окончании войны они перебрались в Германию, в баварский городок Траунштейн, где Дмитрий Иосифович с женой уединенно прожили до конца дней, скромно живя на социальное пособие. Здесь к нему вернулось поэтическое вдохновение: «Не успела моя нога оторваться от советской почвы, как неожиданно для самого себя, отнюдь не ставя перед собой этой задачи, я возобновил после 20-летнего молчания мою литературную работу…» Поэт писал, что долгое молчание «отразилось на мне скорее благоприятно». Под псевдонимом Кленовский Дмитрий Иосифович начал публиковать стихи в эмигрантских журналах «Новый журнал» и «Грани», в 1950 году вышел его поэтический сборник «След жизни». В предисловии к сборнику Нина Берберова писала об авторе, как о воспитанном акмеизмом «последнем царскоселе», философе «больших дорог, на которые его закинула страшная судьба русского человека». «Он — последний царскосел, гонимый по миру. И потому, не только в стихах его, но и в самой его судьбе, слышим мы подлинную поэзию, отгадывание вещего знака»[4]. После первого сборника в Германии вышли в свет 10 стихотворных сборников Дмитрия Кленовского. Заключительный сборник «Последнее», в который Кленовский включил стихотворения 1975-1976 гг., был опубликован в 1977 году уже после смерти поэта. Им написаны ряд статей о русской литературе, воспоминания о царскосельской гимназии, издана его переписка с архиепископом Иоанном (Шаховским) (Париж, 1981), с Геннадием Паниным (Новый журнал. - Нью-Йорк. 1997, Кн. 206, 207), с В.Ф. Марковым (Диаспора: новые материалы. - СПб., 2001. - Вып. 2) и с И.С. Топорковой (Звезда. - СПб., 2002. - № 1). В его стихотворениях почти не отражаются события эпохи, главное их содержание составляют вечные вопросы человеческого существования: «место человека во временном земном и вневременном неземном бытии». В каждом из сборников есть стихотворения о его духовном спутнике – Ангеле-хранителе, присутствие которого поэт ощущал в течение всей жизни. Заметное место в творчестве Кленовского занимает тема Петербурга и Царского Села: это стихи-сон, стихи-воспоминания, стихи-мираж. Параллельно с образами города возникают образы Пушкина и Гумилева (Это он! С кем хочешь я поспорю!/Видишь, вот идет он впереди/С неизбывной мукою во взоре,/С неостывшей пулею в груди!), которые были для него «дороже всех». До последних дней поэт надеялся, что когда-нибудь он вернется на родную землю. При жизни сделать это ему не удалось, Дмитрий Иосифович Кленовский скончался в немецком городе Траунштайне; но душа поэта, заключенная в ясные и чистые строки его стихотворений, преодолела «душное лихолетье» и возвратилась на родину.
Родине. Между нами - двери и засовы, Но в моей скитальческой судьбе Я служу тебе высоким словом. На чужбине я служу - тебе. Я сейчас не мил тебе, не нужен, И пускай бездомные года Все петлю затягивают туже – Ты со мной везде и навсегда. Душное минует лихолетье, Милая протянется рука... Я через моря, через столетья Возвращусь к тебе издалека. Не спрошу тебя и не отвечу, Лишь прильну к любимому плечу И за этот миг, за эту встречу, Задыхаясь все тебе прощу[5]. 1975
1. Основные источники раздела: а) Леонидов В. Дмитрий Кленовский // Новая Юность.- 1996.- №13-14. б) Вольфганг Казак. К жизни через преодоление смерти // Лит. учеба. - М. 1995.- №5/6. - С. 40-49. 2. В 2004 и 2008 гг были изданы сборники избранных стихотворений Кленовского: Дм. Кленовский. Певучая ноша: избранное. Харьков: Курсор, 2004. Дм. Кленовский. Из стихотворений 1945-1962 гг. Греко-латинский кабинет им. Ю.А. Шичалина, 2008. 3. Второй сборник стихотворений Кленовского «Предгорье» был подготовлен к печати, в издательстве «Петрополис» , но так и не увидел свет, поскольку с приходом советской власти издательство было закрыто. 4. Д. Кленовский. След жизни. Париж: Сполохи, 1950. 5. Д. Кленовский. Неуловимый спутник. Мюнхен. 1956.
Десятки критиков и литераторов, дружно оценивавших его, как одного из лучших русских лириков второй половины ХХ века, наиболее часто повторяли эпитеты "чистый" и "светлый". В том, что они были правы, вы вполне можете убедиться, познакомившись со стихами Дмитрия Кленовского (1893-1977). Его настоящая фамилия была Крачковский. Он родился в Санкт-Петербурге в семье художника-пейзажиста, академика живописи Иосифа Крачковского* и художницы Веры Беккер. Атмосфера семьи, естественно, во многом определила уровень культуры и эрудиции поэта. Родители часто бывали за границей - Франция, Италия вошли в сознание Дмитрия Иосифовича. А кроме того, он учился в Царскосельской гимназии, этом детище Иннокентия Анненского, сам воздух которой, казалось, воспитывал поэтов. В 1916 году вышла его первая книга стихов "Палитра". Следующих сборников, а их потом было много, пришлось ждать долго: от времен серебряного века до второй эмиграции, начавшейся для многих, побывавших в плену или угнанных на работу в Германию, после 1945 года. В 1917 году он служит в Москве, посещает литературные и философские собрания, слушает Белого и Волошина. С наступлением новых времен поэт понимает, что возможность свободно писать и говорить ушла безвозвратно, и уезжает на Украину, где работает в Радиотелеграфном агентстве в Харькове. А во время немецкой оккупации в 1942 году бежит в Австрию. Там стихи опять приходят к нему. Всего с 1950 по 1977 у Дмитрия Кленовского вышло 11 поэтических сборников. Он очень уединенно жил в Траунштейне (Бавария) и до последнего дня писал - один из последних свидетелей дореволюционного литературного Петербурга и один из самых выдающихс мастеров слова русской эмиграции. Виктор ЛЕОНИДОВ, зав. библиотекой-архивом Российского Фонда культуры. журнал "Новая Юность", №13-14, 1996
Предисловие к книге стихотворений "Следы жизни"
ПОЭТ Д.КЛЕНОВСКИЙ Предисловие к сборнику стихов не ставит себе целью объяснить или представить поэзию, заключенную в этих стихах. Оно пишется для того, чтобы сказать несколько слов о самом поэте. Поэзия не нуждается ни в пояснениях, ни в комментариях: она говорит с читателем своим собственным, высоким и неповторимым языком. Но поэт... Кто он? С кем предстоит нам встреча? Откуда пришел он, где выносил эти стихи? Ответ о Кленовском может быть дан в двух словах: он — последний царскосел. И этого короткого определения достаточно, чтобы читатель немедленно был втянут в стихию поэта. Последний царскосел — таким нам открывается его лицо. Воспитанный акмеизмом, Д. Кленовский с большой строгостью к самому себе находит свою форму. Мы знаем поэтов, идущих в своем творчестве от мысли, от слова, от образа, от звука. Каждый из этих четырех путей несет свои радости и свои трудности. Кленовский идет первым из этих путей: его вдохновение „умственно”, как оно когда то было умственно у Тютчева, у Ходасевича, у целого ряда других русских поэтов. В поэзии своей он не „поет”, не „играет” , не „рисует”, он размышляет. Но в отличие от прежних „поэтов мысли”, он занимается этим не в уютном кабинете, не в собственной башне, но на больших дорогах. Он — философ больших дорог, на которые его закинула страшная судьба русского человека. Вдоль и поперек Европы ходит он, этот поэт, выросший в тени Пушкина и Анненского, видевший в детстве Гумилева; он ходит, овеянный тяжелым, сумрачным вдохновением. Одна из наиболее дорогих ему тем, тема в основе своей символическая: о знаке, которым отмечен человек, сам не подозревая, что этот знак значит. Эту тему Кленовский осмысливает не только поэтически, но и философски, и в свете этого осмысливания, поэт сам становится носителем вещей отметины, всю глубину которой узнать ему, несмотря на все его усилия, не дано. В том месте, где „при кликах лебединых" Пушкину являлась его муза, иная муза явилась впервые и Кленовскому и вручила ему лиру, от которой сейчас остались одни обломки. Но глубокий внутренний опыт остался живым, и никакие бедствия его у поэта не отнимут. И данный музой таинственный знак будет пронесен им сквозь всю жизнь. Всякая книга сейчас, в условиях нашей жизни, есть чудо. Чудо и эта тоненькая книга, которая как бы прикрепляет ее автора к месту ее издания. На самом деле: ни Брюссель, ни Париж, ни Нью-Йорк не могут ни сейчас, ни впредь почитаться прочным пристанищем Кленовского. Он — последний царскосел, гонимый по миру. И потому, не только в стихах его, но и в самой его судьбе, слышим мы подлинную поэзию, отгадывание вещего знака.
Н.Берберова. Париж,
1950 г. * В 1902 году Иосиф Крачковский жил в Петербурге на Малой Морской д.14. (Весь Петербург, 1902). В
экспозиции Историко-литературного
музея г. Пушкина представлены фотографии и
личные вещи
СТИХОТВОРЕНИЯ ДМИТРИЯ КЛЕНОВСКОГО Д.КЛЕНОВСКИЙ. ПОЭТЫ ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ
Статья автора сайта: Финкельштейн К.И. Письма Д.И. Кленовского к А.А. Оцуп 1959-1974 гг. // RUSSISCHSPRACHIGE SCHRIFTSTELLER IN DER HEUTIGEN WELT (РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ПИСАТЕЛИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ) / Под научн. ред. проф. М.Полехиной. - ВЕНА, 2014. - 320 С. - С. 209-215.
|
||||||||
Полный список выпускников: |
|||||||||
Ученики Царскосельская Николаевская гимназия Учебные заведения Царского Села |
Обратная связь:
Гостевая книга
Почта (E-mail)
© Содержание, веб
дизайн: Кирилла Финкельштейна,
сентябрь 2010.