ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ ИВАНОВ (1886 - 1970) - востоковед, исследователь истории и философии исмаилизма. Выпускник ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ НИКОЛАЕВСКОЙ ГИМНАЗИИ 1907 года, золотая медаль. |
НИКОЛАЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ: ИСТОРИЯ 1905 ГОД ЗДАНИЕ 1 этаж, 2 этаж УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДИРЕКТОРА ПРЕПОДАВАТЕЛИ УЧЕНИКИ ВОСПОМИНАНИЯ ПОЭТЫ ПРАВИЛА ФОТОАЛЬБОМ |
|||
1879 1885 1895 1898 1899 1900 (псв. С.Горный) 1901 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 (п. Кленовский) 1912 1913 1914 после 1914 (псв. Раевский) после 1916 Учились: до 1903 до 1905 до 1917 с 1911
Полный список выпускников
|
Публикуемые
ниже материалы заимствованны из cтатьи
"Автобиографическая
справка Владимира Алексеевича Иванова"
(предисловие, публикация текста и
примечания О.Ф.Акимушкина), опубликованой в
журнале "Петербургское востоковедение,
вып. 10 (2002)" и на
Публикуемая ниже "биографическая записка" была написана лично В.А.Ивановым - выдающимся отечественным востоковедом-иранистом, всемирно признанным знатоком исмаилитского движения, который заложил своими трудами прочную научную базу исследования истории и философии исмаилизма. Мысль предать гласности биографию маститого ученого, тем более написанную им собственноручно, родилась у меня уже давно. Но утвердилась она лишь в последнее время в связи с настоятельными просьбами моих коллег в Санкт-Петербурге и Москве, знавших о наличии у меня материалов о жизни В.А.Иванова и, как правило, не располагавших сведениями (даже сколь-нибудь точными) о жизненном пути и научной деятельности этого неординарного, умного и весьма критичного человека. Я решился на этот шаг еще по двум причинам. Во-первых, у меня сложилась достаточно регулярная переписка с В.А.Ивановым в течение 1966-1970 гг. (31 письмо, последнее из которых датировано 9 мая 1970 г.) и, во-вторых, так случилось, что я, видимо, оказался одним из тех немногих людей, которые лично встречались с ним в 1966 - 1968 гг. (причем неоднократно) - во время моих служебных и научных командировок в Иран. ИВАНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ
Примечание. В этом, 1966 г., мне исполняется 80 лет. Хотя удалось сохранить достаточно энергии и трудоспособности, организм неизбежно слабеет, и налетевшая случайная болезнь может привести к концу. На случай, если будет найдено желательным напечатать мой некролог, как старого сотрудника Азиатского Музея, эта записка предлагается как перечень фактов. Цифры в скобках указывают номера в прилагаемом списке печатных работ.
Биографические сведения. Родился в С.-Петербурге 3 ноября (нов[ого] стиля) 1886 г. Отец - Алексей Андреевич Иванов, военный врач, дед - Андрей Александрович Иванов, учитель. Мать - Мария Филипповна Марченко, бывш[ая] слушательница Высших (Бестужевских) женск[их] курсов, учительница. Образование:
Царскосельская гимназия (зол[отая] медаль),
1907. Факультет Восточных яз[ыков] СПб Университета, 1911. (Позже, 1916,) выдержал экзамен на степень магистра ("кандидата") перс[идской] словесности. Путешествия и собирание рукописей до "Бухарской коллекции" 1915 г.
1910 г. Командирован Факультетом в Персию (Энзели, Тегеран, Исфахан, Мешхед), возвр[атился] через Туркестан. Бухарская коллекция 1915 г.
Вернувшись в СПб [Санкт-Петербург] - тогда уже Петроград - в последних числах 1914 г., я был с 1 января принят К.Г.Залеманом в качестве временного сотрудника [Азиатского] музея, а в конце апреля мне было предложено поехать в Бухару для сбора рукописей. Пробыв там до конца года, собрал более [с. 2] 1040 томов, литературу бухарских евреев, коллекции для Этногр[афического] музея, и др.
На военной службе, 1916 г.
В феврале 1916 г. был призван для отбывания воинской повинности в качестве "ратника ополчения второго разряда" и назначен переводчиком при Иностр[анном] Отдел[ении] Гл[авного] Управления Ген[ерального] Штаба в Петрограде. Одновременно продолжал работу в Аз[иатском] м[узее] в ночные часы (8 - 12), работая над описанием рукописей, особенно исмаилитских, привезенных с Памиров покойным И.И.Зарубиным. Впоследствии, в Индии, нек[оторые] из них были мною изданы и переведены (2, 8, 13, 16). В августе 1917 г. был откомандирован в распоряж[ение] Мин[истерства] Иностр[анных] Дел, продолжая работу в Аз[иатском] муз[ее] до 15 мая 1918 г., когда был командирован в Бухару с поручением собирания рукописей, а в случае крайнего обесценения денег, собирания материалов для изучения ягнобского наречия. Ни тем, ни другим заняться не пришлось ввиду начавшегося басмаческого движения. Чтобы использовать полученную командировку, решил поехать в Персию, до которой было так близко. Получил дипломатический паспорт от Советского Представительства в Бухаре и выехал 3 июня 1918 г. в Персию.
Персия, 1918 до ноября 1920 г.
Перспективы в Персии представлялись безотрадными. Русские деньги, которых оставалось очень мало, окончательно обесценились (стакан чая с сахаром стоил 15 рублей). Работы найти было невозможно, страна только что пережила страшный голод в 1917 г. Русские, отрезанные от России, жили, продавая свое имущество. В августе, однако, нашел урок, к детям, за стол и комнату, в Себзеваре, где и прожил до марта 1919 г., продолжая безнадежные поиски работы. Выручил случай: Британское Правительство Индии решило двинуть в Персию отряд (East Persia Expeditionary Force, Quetta Devision (tel. "Malmissforce")) для патрулирования Персо-Афганской границы, через к[оторую] проникали в Афганистан, на границу Индии, германские и турецкие шпионы и агитаторы. Я предложил свои услуги, но получил отказ. Но потом, по распоряжению ген[ерала] Диксона, командира сообщений, большого русофила, был принят переводчиком в отдел транспорта и фактически заведовал 5000 верблюдов и 1000 лошадей и мулов, нанимавшихся на месте. Это не только обеспечило меня, но и дало много возможностей изучения местных крестьян и кочевников (курды, турки, афганцы, берберы и т. п.). Было достаточно свободного времени (2 - 4, 6, 57, 58, 60, 62), к [статьям, которые] были напечатаны позже. Жил на выдаваемые хорошие рационы, копя жалованье для будущего.
Индия
В сентябре 1920 г. пришел приказ об отозвании и расформировании отряда по возвращении его в Кветту. Я оставался на службе до расформирования 13 ноября 1920 г. Мне было дано разрешение остаться и искать работы в Индии, и я поехал в Калькутту, где получил работу по каталогизации большой старой коллекции перс[идских] рукописей (пять томов, объемом ок. 2530 стр. - 50 - 54) и напечатал ряд статей (56, 62, 63, 70 - 72). Был несколько раз командирован в разные части Индии за книгами, в 1928 г. в Персию (Бушир, Шираз, Техран, [с. 3] Мешхед, Дуздаб (теперь Захидан). Всего было собрано более 1500 т. По поручению Мак-Гилл'ского Унив[ерситета] в Монреале, Канада, собрал большую коллекцию рукописей и п[ечатных] книг по медицине, и небольш[ую] коллекцию общего характера, для которой составил каталог (до сих пор собираются печатать). Весной 1930 г., в связи с обострением Индусо-Мусульманской склоки, Индусская партия в Бенг[альском] Аз[иатском] о[бщест]ве настояла на прекращении работы над мусульманскими рукописями, и моя работа оборвалась. У меня было два предложения в мус[ульманских] княжествах - Бхопал и Хайдарабад (Декканский). Но Бхопальский Навваб был банкротом, а сказочный богач Хайдарабадский Низам был против каталогизации, боясь, что выплывут его проделки с редкими рукописями, к[оторые] он присвоил.
Бомбей, 1931 г., специализация по исмаилизму
Уже в ранних моих попытках исследования суфизма я замечал, что многое в нем "упирается" в явные влияния исмаилизма, а потому очень им интересовался. Но это оставалось запретной областью из-за строгого соблюдения запрещения объяснять что-либо и показывать религиозную литературу посторонним, под страхом исключения из секты. Рукописи, купленные давно у Руссо и много позже привезенные Зарубиным, были все, что имелось в Аз[иатском] музее по исмаилизму. Но мировая война и революция в России многое изменили вообще и в психике сектантов разных толков в частности. Суфизм в Персии, прокурившейся опиумом, был просто вышвырнут, и безнадежно дегенерировал в суннитских странах. Легендарные "ассасины" стали просто лавочниками. Их глава, о к[отором] рассказываются всякие сказки, покойный Агахан развил энергичную политику просвещения и модернизации своей паствы, чтобы сделать ее жизнеспособной в быстро изменяющихся условиях. Другой толк, Бохра, был охвачен мощным движением протеста против паразитической политики их прогнившей клики духовенства, которое было принуждено пойти на большие уступки требованиям секты.
В. Иванов
Полная версия статьи с примечаниями О.Ф.Акимушкина и списком работ В.А.Иванова доступна в PDF-формате, "Петербургское востоковедение", 10 (2002), 446-458.
Некоторые работы В.А.Иванова, опубликованные в интернете |
||
Ученики Царскосельская Николаевская гимназия Учебные заведения Царского Села |
Обратная связь:
Гостевая книга
Почта (E-mail)
© Идея, разработка, веб
дизайн: Кирилла Финкельштейна.,
сентябрь 2004.