В.В.Леонидов
Литературная энциклопедия русского
зарубежья. 1918-1940. М., 1997, С.328-329.
РАЕВСКИЙ
(наст.
фамилия Оцуп) Георгий Авдеевич (17.ХП.1897, Царское Село —
19.02.1963, Штутгарт)
— поэт. Младший брат Н.Оцупа
и Сергея Горного *.
Не видя возможности печататься под той
же фамилией, что и брат, он придумал
псевдоним. Он через всю жизнь пронес культ
Пушкина и хранил верность традициям
русской классической поэзии.
Будучи
еще совсем молодым, Раевский эмигрировал в
Германию, где окончил университет**. Он хорошо
знал немецкую литературу, и, как вспоминал Ю.Терапиано,
«имел своего кумира — Гете. Он был
первым (и единственным) гетеанцем среди
парижских поэтов» (Терапиано. — С. 211). В
нач. 20-х Раевский переехал в Париж; сблизился
с В .Ходасевичем, и вошел в группу «Перекресток»,
где состояли В.Смоленский, Д.Кнут, Ю.
Мандельштам.
Первая
книга его стихов «Строфы» вышла в Париже в
1928. Уже само название показывало
приверженность автора строгим классическим
нормам. Критики русского зарубежья отмечали
мастерство Раевского и в то же время его явное
подражание Пушкину и особенно Тютчеву.
Г.Струве писал о Раевском: «У него есть власть
над стихом, чувство меры, редко
изменяющий вкус. Но так велика его не
только формальная, но и тематическая
зависимость от Тютчева, что за
отзвуками Тютчева порой неразличим
поэтический голос самого Раевского» (Россия
и славянство. — 1928. — 22 дек.). «Раевский,
— отмечал В.Ходасевич, —
обладает хорошей способностью усвоить
и разобраться в поэтическом наследии
своих учителей... Несмотря на то, что
Раевский порой как бы копирует чужие
стихи —
все же слышится у него собственное поэтическое
одушевление» (Ходасевич В. Молодые
поэты // В. — 1928. — 26 июля). ГАдамович был
более строг в своих оценках: «Раевского
еще прельщает внешний лоск и, правду
сказать, он за ним главным образом и
гонится. Его коротенькие стихотворения
очень эффектны: энергичный, эластичный
стих, видимость мудрости, пышные образы...
И едва ли он догадывается, что лишь
добросовестно копирует чужой стиль» (СЗ.
— 1929. — № 38. — С. 524).
Раевский
постоянно публиковался в «СЗ», «Числах»,
альм. «Круг». Печатали стихи Раевского и в литературном
отделе газеты «В». Однако с выходом второй
кн. стихов у Раевского возникли трудности.
Набранная в Германии, она не смогла
выйти после прихода фашистов к власти.
Принятое в изд-ве «СЗ» в Париже собрание
стихов также не вышло в свет из-за немецкой
оккупации. Лишь в 1946 Раевский смог взять в руки
свою кн. «Новые стих.», вышедшую в
Париже. В ней Раевский верен прежним
ориентирам классического и ясного
стихосложения:
«Светает,
первый отблеск гаснет / В легко бегущих
облаках / Зари холодной и прекрасной /
Как розоватых крыльев взмах» (с. 5).
Терапиано писал: «Все живущее, в
ощущении Раевского, имеет основное
устремление — ввысь, к солнцу, к небу, —
от земной скудости и суеты земных дел, и
только в этом взлете-порыве находит
оправдание своей малости, своей
неизменности» (Терапиано. — С. 213).
Пережитые годы войны и оккупации***
не
могли не отразиться на тоне стихов
поэта, но его всегда поддерживала вера.
«Есть Бог! Не может быть, чтоб даром / Из
пустоты, из ничего / Таким зияющим
пожаром / Зажглось такое торжество» (с.
19). Раевский продолжал публиковаться в «НЖ»,
альманахе «Орион» и русских газетах послевоенного
Парижа.****
В
последней книге стихов «Третья книга» (Париж,
1953), вышедшей в издательстве Ирины Яссен «Рифма»,
читаем: «Тысячелетье — единый день /
Душа моя — будь только слух и зренье! /
Ты видишь: от горы большая тень / Легла
на землю как благословенье» (с. 5). Так
заканчивалось первое стихотворение этой книги. Его
можно считать своего рода камертоном
этого издания.:, в котором преобладают религиозные
стихи. Раевский ищет гармонию и находит ее,
любуясь величественными картинами природы и
находя утешение в вере. «Тебе на руки и
на платье / Ложится предвечерний свет, /
Как тихий отблеск благодати, / Как
окончательный ответ» (с. 21).
Последнее
время Раевский жил в Орли, периодически
заезжая в Париж и иногда в Германию, где
в Штутгарте его и застала неожиданная
смерть.
Лит.:
Гофман М. Рец.: «Строфы» // Руль. — 1928. — 1
мая.
Слоним
М. Лит. дневник («Строфы») // Воля
России. — 1928. — № 7.
Терапиано
Ю. Рец.: «Строфы» // Новый корабль. — 1928.
— № 4.
Таубер
Е.Л. О поэзии Г.Раевского // Грани. — 1954.
— № 21.
Иваск
Ю. Рец.: «Третья книга стихов» // Опыты.
— 1955. — № 4. + Струве; Терапиано.
*
Георгий
Авдеевич Оцуп родился в в
Царском Селе, 29 декабре 1897 года. Его
родителями были Авдей Мордухович (Маркович)
Оцуп (1858 - 1907) и Рахиль Соломоновна
Оцуп, урожденная Зандлер. (1864-1936). Как и его старшие
братья: Александр (псв. Сергей Горный), Михаил
, Сергей, Павел и Николай (1894–1958),
Георгий окончил Царскосельскую
Николаевскую Гимназию.
**
В 1916 году Георгий
поступил медицинское отделение физико-математического
факультета Петроградского
университета. После окончания первого
курса перевелся в Женский медицинский
институт, где в 1920/21 гг еще состоял
студентом четвертого курса /6/.
***
Во время оккупации
Парижа немцами Г.Раевский одно время скрывался в
убежище матери Марии (поэтессы
Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой,
урожд. Пиленко) на улице рю Люрмель.
В 1949 году в Париже был издан второй
сборник "Стихи" матери Марии со
вступительной статьей Г.Раевского /7/.
****
Сын соученика братьев
Оцуп по цаскосельской гимназии - поэта,
прозаика и драматурга А.В.Руманова
(1878-1960), в парижскую квартиру которого с
1946 года часто заглядывал Г.Раевский,
хорошо запомнил облик поэта. "Он
был довольно высокого роста,
объемистый, закутанный в светло-рыжее
пальто с белым шарфом. Приходил всегда
один, был немного угрюм , мало говорил,
казался одиноким" /6/.
Георгий
Раевский писал также рассказы, статьи о
музыке, шуточные пародии и эпиграммы.
Он внимательно относился к стихам
своих коллег, особенно младших
поколений /7/. |