НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ МАТОРИН (1898 - 1936) - этнограф, фольклорист, организатор научной и музейной работы. ВЫПУСКНИК
ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ НИКОЛАЕВСКОЙ
ГИМНАЗИИ
1916 года |
НИКОЛАЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ: ИСТОРИЯ 1905 ГОД ЗДАНИЕ 1 этаж, 2 этаж УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДИРЕКТОРА ПРЕПОДАВАТЕЛИ УЧЕНИКИ ВОСПОМИНАНИЯ ПОЭТЫ ПРАВИЛА ФОТОАЛЬБОМ |
|||
878 1879 1884 1885 1890 1895 1896 1898 1899 1900 (псв. С.Горный) 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 (п. Кленовский) 1912 1913 1914 1916 (псв. Раевский) после 1915 1918 1919 1921 Полный список выпускников
|
Публикуемый ниже отрывок из статьи А.М.Решетова (Репрессированная этнография // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 4. СПб., 1994, С. 213-216, 221. ) посвящен выпускнику Николаевской гимназии 1916 года Николаю Михайловичу Маторину, крупному ученому, возглавлявшему в 30-е годы этнографическую науку в Ленинграде. Его жизнь оборвалась в 1936 году... Маторин Николай Михайлович родился 5(17) августа 1898 г. в деревне Первитино Тверской губернии1. Мать происходила из крупного потомственного дворянского рода Хвостовых, отец — из мещан, служил в армии и за усердие был удостоен личного дворянства. После окончания в 1916 г. с серебряной медалью Царскосельской классической гимназии Н. М. Маторин поступил на историко-филологическнй факультет Петроградского университета, но в 1917 г. был призван на военную службу. Во время революции занялся пропагандистско-лекционной работой, в марте 1919 г. вступил в ряды РКП(б). В 1920—1922 гг. он на советской и партийной работе в Гдове, а с июля 1922 г. — в Петрограде (секретарь Председателя Петроградского Совета и Председателя ИККИ, секретарь губернской комиссии по шефству над деревней, ответственный секретарь Ленинградского Союза рабочих обществ "Смычка города с деревней" и т. д.). Хотя Н. М. Маторин не имел законченного высшего образования, его с 1922 г. в Петрограде стали привлекать к преподавательской работе (общественно-политические дисциплины) в различных вузах города, с 1924 г. — в Географическом Институте (географическом факультете ЛГУ) в качестве доцента вел спецкурс "Методы общественной работы в деревне". В 1923—1926 гг. — научный сотрудник Ленинградского научно-исследовательского института марксизма. После XIV съезда партии (декабрь 1925 г») многие члены ее, находившиеся на руководящих постах в ленинградской партийной организации, были направлены на низовую работу в различные районы страны. Не избежал этой участи и Н. М. Маторин. Уже в феврале 1926 г. его отправляют в Псковскую область, а затем в Казань. В Татарии им была написана первая крупная научная работа "Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь. Язычество. Ислам. Православие. Сектантство". (М., 1929). В сентябре 1928 г. Н. М. Маторин возвращается в Ленинград в качестве доцента этнографического отделения географического факультета ЛГУ, с 1931 г. он профессор, ведущий специалист по проблемам религиеведеиия, прежде всего сектантства. В конце 20-х—начале 30-х гг. ему удалось объединить исследовательскую работу в области сектантства, под его руководством был выполнен ряд важных работ в этом направлении (А. И. Клибанов, Н. Н. Волков, А. А. Невский, М. И. Шахнович и др.). Им была подготовлена монография "Женское божество в православном культе. Пятница-Богородица. Очерк по сравнительной мифологии" (М., 1931). Под его редакцией и при его участии создано популярное в свое время учебное пособие "Первобытное общество" (Л., 1932). Активную, в целом позитивную роль сыграл Н. М. Маторин в Совещании этнографов Москвы и Ленинграда, состоявшемся в нашем городе 5—11 апреля 1929 г. Он выступал с докладом. Несомненно правильными были его тезисы о необходимости широкого участия Этнографов в проводимых преобразованиях, учета этнических особенностей и др. В журнальных статьях конца 20-х—начала 30-х гг., он отстаивал тезис о важности сохранения этнографии как самостоятельной науки, в то же время считая ее наукой исторической. Надо не забывать, что в те годы еще шел спор о месте этнографии в системе наук. В январе 1930 г. Н, М. Маторин был приглашен на работу в АН СССР, на должность заместителя председателя Комиссии по изучению племенного состава народов России (КИПС), в дальнейшем — Института по изучению народов СССР (ИПИН). Здесь ему удалось в короткий срок значительно активизировать работу научного коллектива по изучению религиозных верований и синкретизма, культуре и быту современного колхозного села, экспедиционную деятельность и т. д. 12 октября 1930 г. Общее Собрание АН СССР избрало Н. М. Маторина на пост директора Музея антропологии и этнографии (МАЭ). Усилия старейшего академического учреждения были направлены на строительство новых экспозиций. Уже в 1932 г. была подготовлена выставка по австралийцам и андаманцам (отдел "Первобытный коммунизм"), был организован Кабинет музееведения и истории этнографии. Научно-исследовательская работа была теснейшим образом увязана с деятельностью по реэкспозиции Музея. Стали регулярно проводиться заседания с научными докладами, возросло количество научных публикаций Музея. Была организована подготовка экскурсоводов, проводились семинары для преподавателей средних школ. В феврале 1933 г. на базе ИПИНа и МАЭ был создан Институт антропологии и этнографии АН СССР, и Н. М. Маторин стал его первым директором. Музейной работе по-прежнему уделялось большое внимание. В 1933 г. в Музее открылись восемь новых крупных экспозиций и ряд временных выставок, разрабатывались и внедрялись новые прогрессивные методы музейной деятельности. К работе в Музее и Институте Н. М. Маторин привлек ряд молодых талантливых ученых, среди которых были С. М. Абрамзон, И. Н. Винников, С. В. Иванов, Н. А. Кисляков, Н. Ф. Прыткова и др. Научная работа была организована по трем секциям: этнографической, антропологической и фольклорной. Значительно активизировалась деятельность Ученого Совета, укреплены позиции ученых старой школы (Д. К. Зеленин, Е. Г. Кагаров и др.), создавалась нормальная обстановка для творческой научной и музейной работы. Институт, возглавляемый Н. М. Маториным, с первого года своего существования заявил о себе как о крупном комплексном научном учреждении с широкими внутрисоюзными и международными связями. В 1930—1932 гг. Н. М. Маторин принял деятельное участие в создании Музея истории религии АН СССР. Активно строилась его работа и в Союзе Воинствующих Безбожников. Н. М. Маторин— участник Первого Всероссийского музейного съезда (декабрь 1930 г.), Всероссийского археолого-этнографического совещания (май 1932 г.), Первого Всесоюзного географического съезда (апрель 1933 г.), член оргкомитета Первой Всесоюзной конференции по фольклору (1934 г.) и т, д. В 1931—1933 гг. —ответственный редактор журнала "Советская этнография". С 1933 г. член Музейной Комиссии АН СССР. Ответственных должностей, постоянных и временных, у него было более чем достаточно. Несомненно, это было связано в немалой степени и с его партийностью; как члена партии его ставили на определенные участки научно-организационной работы для проведения партийной политики. Этим обстоятельством, видимо, объясняется его поведение на Первом музейном съезде, когда он громил безоружного, невинного профессора Б. Ф. Адлера, "предательский поступок" которого выразился в публикации статьи в немецком специальном научном журнале. Однако, деятельность Н. М. Маторина на посту директора Института явно не устраивала руководящие органы, и с 1 января 1934 г. он был освобожден от этой должности с оставлением в качестве старшего специалиста Института. В новой структуре учреждения ему даже поручили возглавить группы первобытного коммунистического общества и фольклора доклассового общества. Планировалось его участие в юбилейном номере журнала "Советская этнография", посвященном 50-летию выхода книги Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". 29 декабря 1934 г. партийный комитет АН СССР исключил Н. М. Маторина из членов ВКП(б) "как активного оппозиционера в прошлом, не порвавшего идейных связей с контрреволюционной зиновьевской оппозицией в последние годы". Меч был поднят, было ясно; надо ждать ареста. В ночь на 3 января 1935 г. он был арестован. 13 февраля по приговору Особого Совещания НКВД СССР его осудили на 5 лет исправительно-трудовьи лагерей "за контрреволюционную деятельность", с отбыванием срока в лагере близ совхоза Малек под Ташкентом. 27 февраля в Ташкент в административную ссылку была отправлена жена с детьми. В лагерных условиях Н. М. Маторин приспособился работать; отправил в "Советскую этнографию" написанную еще в Ленинградской тюрьме статью "Фольклор как исторический источник", составил "Программу для собирания материалов по религиозным представлениям и культу. Бытовой ислам", написал статью "В Брянских лесах (этнографические материалы из села Чернино быв. Орловской губернии)", вынашивал планы защиты докторской диссертации... Он вел дневниковые записи, писал стихи, имел возможность встречаться с семьей... 18 февраля 1936 г. Н. М. Маторина из лагеря отправляют в Ташкент на пересыльный пункт, а оттуда — в Ленинград, где началось новое следствие по делу "контрреволюционной зиновьевской группы". 11 октября 1936 г. дело Н. М. Маторина было рассмотрено выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР. Ему было предъявлено обвинение в том, что он "является активным участником контр-революционной троцкистско-зиновьевской террористической организации, осуществившей 1 декабря 1934 г. злодейское убийство С.М Кирова". На основании статьи 58-8, 11 УК РСФСР он в тот же день был приговорен к высшей мере наказания и через считанные минуты после оглашения приговора расстрелян 2 . 20 марта 1958 г. Военной Коллегией Верховного Суда СССР приговор в отношении Н. М. Маторина был отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления. Летом 1989 г. решением Ленинградского Обкома КПСС он был восстановлен в партии. Ныне работы Н. М. Маторина далеко не всегда знакомы исследователям, они отсутствуют даже во многих крупных и специальных библиотеках. Лучшим памятником ученому было бы издание избранных его научных сочинений, которые, по многократным признаниям специалистов, не потеряли своего научного значения и для современной науки. Его заслуга перед наукой увековечены серией работ его учеников по проблемам сектантства. Возглавляя этнографическую науку в Ленинграде, Н. М. Маторин, в меру имевшихся у него возможностей в то сложнейшее время, способствовал сохранению старых кадров и притоку новых перспективных сил, развитию традиций Ленинградской этнографической школы научных исследований и музееведения, на деле отстаивал необходимость существования этнографии как самостоятельной науки, понимал актуальность связей ее с родственными научными дисциплинами — археологией, антропологией, фольклористикой и др. 1. 0 Н. М. Маторине см.: Н о с о в а Г. А. Н. М. Маторин как исследователь религии (К 70-летию со дня рождения) // Вопросы научного атеизма. Вып. 7. М., 1969. С. Збб— 386" Р е ш е т о в А. М. Н. М. Маторин — педагог, организатор науки, исследователь (к 90-летию со дня рождения) // Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985— 1987 гг. Тезисы докладов научной сессии. Л., 1989. С. 23—25. Использованы материалы СПб Филиала Архива РАН, фонд 4, опись 4, ед. хр. 2851 и 6303; Архив ИИ МК, фонд 2, опись 3, ед. хр. 420; Архивная справка Управления КГБ по Ленинграду и области от 13 июня 1990 г. (хранится в архиве автора). Пользуясь случаем, благодарю дочь Н. М. Маторина — С. Н. Маторину и брата Д. М. Маторина за сообщенные мне дополнительные сведения. 2. В связи с реабилитацией Н. М. Маторина семья получила из Ленинградского ЗАГСа свидетельство о смерти Н. М. якобы 29 февраля 1940 г. Эта ошибочная дата опубликована мною! Решетов А. М. Указ соч. С. 25. |
||
Ученики Царскосельская Николаевская гимназия Учебные заведения Царского Села |
Обратная связь:
Гостевая книга
Почта (E-mail)
© Идея, разработка, веб
дизайн: Кирилла Финкельштейна.,
декабрь 2004.
Содержание: А.М.Решетов