ВИТОЛЬД АЛЬФОНСОВИЧ ПОЛОНСКИЙ (1879 — 1919) - актер, звезда дореволюционного кинематографа. Выпускник ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ НИКОЛАЕВСКОЙ ГИМНАЗИИ 1901 года. |
НИКОЛАЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ: ИСТОРИЯ 1905 ГОД ЗДАНИЕ 1 этаж, 2 этаж УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДИРЕКТОРА ПРЕПОДАВАТЕЛИ УЧЕНИКИ ВОСПОМИНАНИЯ ПОЭТЫ ПРАВИЛА ФОТОАЛЬБОМ |
|||||||||||
1878 1879 1884 1885 1890 1895 1896 1898 1899 1900 (псв. С.Горный) 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 (п. Кленовский) 1912 1913 1914 1916 (псв. Раевский) после 1915 1918 1919 1921 Учились: до 1903 до 1905 до 1917 с 1911
|
Отец Витольда, дворянин Могилевской губернии Альфонс Полонский, принимал участие в польском восстании 1863-1964 гг. Восстание было жестоко подавлено, А.Полонский был лишен дворянства и имущества 1 и этапирован в Сибирь. Здесь у него родились двое сыновей - Витольд и Игнатий11 . Позже, после помилования, семья перебралась в Петербург, где Витольд поступил в Царскосельскую гимназию. Он был не только учеником, но и пансионером2, то есть постоянно жил при гимназии. Наставником класса, в котором учился Витольд, был сам директор Иннокентий Федорович Анненский (выдающийся поэт, критик, ученый-эллинист). В те годы силами учеников и преподавателей на сцене Городовой ратуши и в стенах гимназии ставились спектакли, проводились музыкальные вечера и концерты. Быть может именно участие в этих спектаклях пробудило у Витольда интерес к театру. После окончания курса гимназии (1901) Витольд выбрает путь актера и поступает на драматические курсы Московского театрального училища. Окончив курсы в 1907 году он был принят в прославленную труппу Малого театра, где с успехом играл до 1916 года. В 1910-е годы входит в моду синематограф. Движущиеся картинки, изображавшие, в основном, великосветскую жизнь с прекрасными женщинами и коварными обольстителями притягивали все больше и больше зрителей. Красавец-мужчина Витольд Полонский, ставший к тому времени популярным актером театра, как нельзя более подходил на роли героев-любовников. В 1915 году его приглашают сниматься в кино, в ведущую российскую фирму Александра Алексеевича Хаджонкова, у которого работали замечательные режиссеры: П. Чардынин и Е. Бауэр, снимались актеры, ставшие легендами кино: Вера Холодная, Иван Мозжухин, Осип Рунич, балерина Вера Каралли. Дебютной ролью Полонского в кино стал образ князя Андрея Болконского в фильме «Наташа Ростова». В течение 1915 года выходят еще 5 фильмов с его участием : «Братья Борис и Глеб» (Борис), «Ирина Кирсанова» (Борис), «Песнь торжествующей любви» (Евгений), «После смерти» (Андрей Багров), «Тени Греха» (Владислав Зарицкий). В короткий срок Полонский становится звездой российского кинематографа, одним из самых популярных актеров дореволюционного кино. Вот типичный образец рецензий того времени: «Полонский своей благородной и красивой позой заставил поверить в возможность любви с первого взгляда». Кинопресса советовала «подслащивать» фильмы «душкой Полонским».
Фирма Ханжонкова процветала, ее годовая прибыль к началу Первой мировой войны превышала 150 000 рублей, выходил его журнал "Вестник кинематографии", открытый им в 1913 году кинотеатр на Триумфальной площади считался самым престижным и посещаемым в Москве. В фирме работали Ф.Ф. Комиссаржевский, В.Э. Мейерхольд, Г.А. Казаченко, Луи Форестье, дочери Шаляпина... Но после начала Первой мировой войны Ханжонков становится уязвимым для конкурентов. Один за другим его покидают ведущие режиссеры: Михин, Старевич, Чардынин. Конкуренты Алексея Александровича делали ставки на "звезд", предлагая им баснословные гонорары. А Ханжонков ни в какую не соглашался повысить жалованье ведущим актерам. В итоге В.Холодная и В.Полонский уходят в фирму Д. Харитонова. В начале 1917 года выходит на экраны один из лучших фильмов Харитонова с участием Веры Холодной и Витольда Полонского "У камина" по мотивам популярного романса. Трагический фильм о разбитой богатым любовником семье заканчивается смертью главной героини в исполнении Веры Холодной. Успех этого фильма превзошел успех всех снятых до тех пор отечественных фильмов. Фильм был снят с проката только в 1924 году – по решению Главрепеткома. Вскоре киноателье Харитонова приступило к созданию самого знаменитого фильма Веры Холодной – "Молчи, грусть, молчи…", снова по мотивам популярного романса. Отличный сценарий вместе со звездным составом исполнителей (помимо Веры Холодной в фильме снимались все звезды кинематографа тех лет: Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич, Константин Хохлов) гарантировал ему успех у зрителей. Фильм имел оглушительный успех. Летом 1918 года на прием к наркому просвещения Луначарскому пришли двое посетителей - кинорежиссер Петр Иванович Чардынин и московский кинопредприниматель Дмитрий Иванович Харитонов. Они обратились с просьбой помочь группе киноработников выехать в Одессу для съемок. Нарком сообщил об этой просьбе командующему войсками Московского военного округа Николаю Ивановичу Муралову. Получив мандат, подписанный Мураловым и Луначарским, группа отправилась в Одессу. В ее составе были Вера Васильевна Холодная, Витольд Полонский и другие известные всей России актеры: Иван Мозжухин, Осип Рунич, Владимир Максимов*. В ноябре 1918 года Одесса была занята войсками Антанты. А через несколько месяцев, в январе 1919 года, Витольд Полонский трагически погиб, скончавшись в результате отравления недоброкачественными продуктами. В феврале Одесса хоронила умершую от испанки Веру Холодную, а через год началась тотальная эмиграция русских кинематографистов из Крыма.
55 лет спустя после смерти Витольда Полонского в Одессе проходили съемки фильма Никиты Михалкова "Раба любви". Прототипом звезды немого кино Канина, которого играл Евгений Стеблов, был выпускник Царскосельской Николаевской гимназии, актер Малого театра и звезда дореволюционного кинематографа Витольд Альфонсович Полонский. В.А.Полонский был дважды женат. Первый раз на актрисе Малого театра Вере Николаевне Пашенной (1887–1962), ставшей впоследствии Народной артисткой СССР , лауреатом Государственной и Ленинской премий. У них родилась дочь Ирина. Второй раз на актрисе Малого театра Ольге Гладковой. От этого брака у него родилась дочь Вероника. В 1929 году молодую красивую актрису МХАТа Веронику Полонскую Осип Брик познакомил на скачках с Владимиром Маяковским. Эта встреча послужила началом последнего романа поэта. Вместе с Вероникой они ездили отдыхать в Хосту и Сочи. Ей шел двадцать первый год, ему было тридцать шесть. В своей предсмертной записке Маяковский назвал Веронику Витольдовну членом своей семьи. " Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо."
Кирилл Финкельштейн * По сведениям В.В.Смирнова и Э.Э.Рабина (Прогулки по городу Пушкину. СПб.: Серебряный век. 2006), актер Владимир Васильевич Максимов, как и Полонский, учился в Николаевской гимназии. Однако его фамилия (настоящая фамилия Самусь) в списке выпускников, а также в списках учеников гимназии за 1897 и 1899 г. , отсутствует. Автор страницы благодарит правнучку Витольда Полонского и Веры Пашенной Ирину Пономареву (Москва) за предоставленные фотографии из семейного архива. ФИЛЬМОГРАФИЯ В.ПОЛОНСКОГО:
1915 БРАТЬЯ БОРИС И ГЛЕБ 1915 ИРИНА КИРСАНОВА 1915 ПЕСНЬ ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ 1915 ПОСЛЕ СМЕРТИ 1915 ТЕНИ ГРЕХА 1916 ЖИЗНЬ ЗА ЖИЗНЬ («Сестры-соперницы», «За каждую слезу по капле крови») 1917 У КАМИНА 1918 ЖЕРТВА ВЕЧЕРНЯЯ 1918 БАЛ ГОСПОДЕНЬ («К богу на бал») 1918 МОЛЧИ, ГРУСТЬ...МОЛЧИ...(«Сказка любви дорогой») |
||||||||||
Ученики Царскосельская Николаевская гимназия Учебные заведения Царского Села |
2. Сведения об Императорской Николаевской гимназии в Царском Селе. 1898-1899 учебный год. С.-Петербург. 1900. 3.Полонский
В. А. // Кинословарь: В 2 т. – М., 1970. – Т.2.
– Стб. 338-339. 6. От Народного Комиссариата просвещения. (Об А.А.Хаджонкове). 7. Полонский Витольд Альфонсович. 8.
Мигающий cinema: Ранние годы русской
кинематографии: Воспоминания,
документы, статьи. – 9. Эльга Лындина. "Своя семья" Маяковского. 10. Фотографии из семейного архива правнучки В.Полонского Ирины Пономаревой. |
Обратная связь:
Гостевая книга
Почта (E-mail)
© Идея, разработка, веб
дизайн: Кирилла Финкельштейна.,
сентябрь 2004.