ЧАСТНАЯ ШКОЛА СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ Е.С.ЛЕВИЦКОЙФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
История школы | 10-летний юбилей | Нравственное восп-е | Умственное восп-е | Физическое восп-е | Расположение школы | ||
ШКОЛА Е.С.ЛЕВИЦКОЙ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ЦАРСКОГО СЕЛА | ||
Чистота воздуха |Одежда| Пища| Докторский надзор| Физич. упражнения| Гимнастика Военные занятия | Футбол | Зимний спорт | Огородные работы Физически вполне здоровый человек все иначе воспринимает, иначе чувствует, ко всему иначе относится, нежели человек хотя бы несколько физически пораженный, физически недоразвившийся, хотя бы с некоторым физическим недомоганием, иногда скрытым. И эта перемена его чувствований образует новую психологию, на которую все педагогические воздействия иначе ложатся, чем на вполне нормальную. Это одно делает необходимым при всяком шаге нравственного и умственного воспитания не упускать из виду физической основы, и связывать действие духовное с действием физическим. Дыхание круглые сутки свежим воздухом есть условие свежести, телесной бодрости—и Школа ввела это у себя как непременное условие. Летом и зимою окна спален открываются настеж на целый день,— а в классах и коридорах на те большие промежутки времени, когда дети выходят на прогулку, на игры и т. д. Температура зданий, где дети работают, поддерживается не ниже 10 градусов; а в спальнях, где окна открыты все светлое (солнечное) время суток, температура допускается и ниже... 50
десятин земли,
— занимаемые Школою, из которых 36
десятин отведено под луг,
распределение Школы в шести небольших
деревянных домах,—наконец выбор
местности для нее в стороне от города, в
условиях усадебного простора: все это
не только дает обилие совершенно
чистой атмосферы, но в высшей степени
укрепляюще действует на нервы, психику
и вообще, моральное состояние, давая
детям ту жизнерадостность, при которой
всякое впечатление берется душою свежо,
охотно и крепко, и которую уже само по
себе так ценно поддержать в детях. |
Одежда детей приспособлена к общей свежей, температуре и физическим занятиям. Мальчики носят белую фланелевую рубашку, вязаные нижние панталоны, черные шерстяные чулки и какого угодно цвета костюм (кроме синего в младших классах), состоящий из пиджака и коротких панталон; в холодную погоду каждый может поддевать на тело тонкую шерстяную фуфайку; обувь в комнатах — кожаные туфли с широкими носками без каблуков; на воздухе — высокие сапоги или ботинки, зимой валенки; шапка—летом соломенная, с красной лентой, осенью и весной—красная суконная, зимой— легкая фетровая с меховыми наушниками, красный завязывающейся галстук и красный пояс. Одежду девочек составляют: вязаное белье (combination), черные шерстяные чулки, белая фланелевая блуза, панталоны синие шерстяные—из той же материи, что и юбка, пристегнутые к поясу блузы, юбка на бретелях и такая же курточка; нижних юбок нет; обувь, галстуки, кушаки—как у мальчиков, шапочки меховые и соломенные. Пальто у всех детей могут быть при поступлении какого угодно цвета, чтобы дать возможность доносить их, но не слишком теплые и обязательно не ниже колен, форменный же цвет синий. Пища распределена следующим образом: утренний завтрак после молитвы и утреннего приветствия состоит из следующего: одно горячее блюдо— каша, овощи или яйца, белый хлеб с маслом и желудевый кофе на молоке. В час дня, после уроков, дети обедают (приходятся девочки завтракають за отдъльнымъ столомъ); обед состоит из супа (навара овощей с различными приправами), мясного блюда с овощами и сладкого; завтрак приходящих состоит из мясного блюда с овощами и каши. В 5 часов—ужин: одно горячее блюдо — мучное или овощи, какао, очень редко чай, белый хлеб с маслом, изредка сладкое. В 7 часовъ опять кружка молока с белым хлебом. Раз в неделю Школу посещает врач, который следит за организмом каждого ребенка, и по возможности предупреждает заболевания. <...> Холодное утреннее обливание или обтирание — прямо с постели — делается по указанью врача, который в присутствии второго, специально приглашенного врача, осматривает каждого поступившего к нам ребенка: он определяет температуру обливания, или заменяет его растиранием из смеси воды с водкой, что очень хорошо влияет на нервных детей. Сообразно с его указаниями назначаются или иногда отменяются утренний бег и более трудные физическия упражнения. При Школе находится лазарет, куда могут быть помещаемы заболевшие дети, если только заболевание не инфекционного характера. Раз в неделю дети пользуются баней, находящейся при Школе, а в том случае, когда состояние здоровья не допускает пользоваться ею, для них делается ванна. Каждый день начинается у нас правильным бегом на открытом воздухе во всякую погоду, за исключением дней, когда температура ниже —5°: эти дни бег заменяется короткой прогулкой, но уже после, утреннего завтрака. Дети выходятъ из дому шагом, затем постепенно прибавляют ход и бегут до определеннаго места: старшие и более сильные делают до 300 сажен, а младшие до 200, сообразно физнческим силам каждого. Постепенно замедляя 6ег, дети возвращаются домой к молитве; эта утренняя прогулка дает им аппетит и бодрость для приступления к занятиям. Прогулки, не имеющие какой-либо цели, Школою по возможности избегаются, так как, не представляя для детей интереса, они пробуждают ненужные и праздные разговоры, за которыми трудно уследить воспитателю, и т. п. К ним приходится прибегать только в дождливые осенние дни. Главное место в физических упражнетях занимает гимнастика. Для младших классов она происходит между утренними уроками, а для средних и старших воспитанниковъ и воспитанниц в вечернее время — через день по часу. Школа руководствуется при этом мыслью, что для отрочества этого возраста полезно здоровое физическое утомление перед сном. С 1907 года в Школе введена сокольская гимнастическая система доктора Тырша. Построенная на широких началах и по возможности правильно примененная к школьному возрасту, она стремится к гармоническому развитию тела, способствует равномерному укреплению всего организма и вырабатывает умение преодолевать препятствия, встречающиеся в природе. С осени 1910 года в Школе введены военные занятия. Курс обучения военному делу должен содействовать воспитанию в будущем гражданине чувства долга, самостоятельности, инициативы, свободы действий, сознания личной ответственности, выносливости, сметливости и мужества в самом широком значении этого слова. <...> часы, назначенные для занятий, желательно посвящать раcсыпному строю, разведке, сторожевой и почтовой службе, ознакомлению с картами и планами, ориентированию на всякой местности, глазомерной съемке, стрельбе и определению расстояний, возведению бивачных построек (разбивка палатки, устройство очага), хлебопечению, изготовлению пищи и т. п. Для проверки прибретенных знаний и навыков назначаются дальние двух и трехдневные экскурсии в обстановке, близкой к походной жизни... <...> Общая программа обучения военному делу заключает в себе следующие отделы:
Далее следуют игры: осенью - foot-ball, в котором девочки не принимают участия. Игра эта ведется под руководством специалиста-англичанина. Мальчики относятся к ней с большим интересом и увлечешем. В игре tennis принимают участие мальчики и девочки с одинаковыми, интересом и увлечением. К зимнему спорту относятся: катание на коньках, — на площадке, находящейся при Школе; прогулки на лыжах, для опытных более отдаленные, а для начинающих — в поле, находящемся в распоряжении Школы (летний луг). Кроме этого—игра на льду в hockey, в которой могут принимать участие как мальчики, так и двочки, хорошо бегающие на коньках. К спортивным играм относится игра в cricket; игра эта, очень распространенная в Англии, к сожалению, с трудом прививается к русским детям. Осенью и весной дети занимаются огородными работами, под руководством воспитателя, получившего агрономическое образование. Ко всему перечисленному нужно добавить о тех работах, которые Школа находит необходимыми для детей: весной и осенью подметание листьев сада, зимою уборка снега, устройство катка и горы для катания на салазках.
|
||||
Школа Левицкой ПРОДОЛЖЕНИЕ: РАСПОЛОЖЕНИЕ ШКОЛЫ >>> Учебные заведения Ц.Села |
Обратная связь:
Гостевая книга
Почта (E-mail)
© Идея, разработка, содержание, веб дизайн
Кирилла Финкельштейна,
март 2003.