ЧАСТНАЯ ШКОЛА СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ Е.С.ЛЕВИЦКОЙНРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ |
История школы | 10-летний юбилей | Нравственное восп-е | Умственное восп-е | Физическое восп-е | Расположение школы | ||
ШКОЛА Е.С.ЛЕВИЦКОЙ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ЦАРСКОГО СЕЛА | ||
Нравственное направление | Индивидуализация | Основная задача воспитания | Самодеятельность Права и обязанности | Уважение личности | Карманные деньги | Суд товарищей | Школьные клубы Отсутствие показного | Развлечения | Совместное воспитание | Заключение НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ <...> Видя вокруг себя справедливость, искренность и деятельность, дети легко втягиваются в нравственный строй жизни—даже те дети, которые до этого затрудняли своих родителей. Когда кругом нет лжи, ни злобы, ни лени—у них невольно вырабатываются известные требования по отношению к себе и к товарищам, и само собой создается тот внутренний дух школы, который постепенно вырабатывает благородство, чувство разумной общительности и любовь к труду.
<...>
Воспитатель, получая из семьи ребенка,
отнюдь не должен думать, что его задача
заключается в
переделке
ребенка
во что-то такое общее, что отвечает его
собственному педагогическому
представлению, хотя бы и наилучшему. Он
должен оставить данное так, как это ему
дано. Но своим умом и давлением общей
дисциплины школы, общего духа ее, он
должен постараться только убрать или
ослабить дефекты полученного
материала, или вызвать к росту его
скрытые возможности, его
недоразвившиеся качества. Таким
образом Школа не формирует человека, а
работает над человеком; ее продукт — не
шаблон «такой-то именно школы», а все
разнообразие полученного из семьи
материала, с сохранением его
индивидуальности и обособленности, —
но известным образом обработанная, — и
обработанного соответственно
индивидуальности каждого воспитанника
и воспитанницы. |
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ Центром, воспитательного дела я считаю воспитание воли, в смысле способности ученика владеть своими желаниями и сообразовать эти желания с требованиями внешней среды, внешнего мира. Это есть центр дела потому, что без минимума такого самообладания человек вообще непереносим в живой среде, в обществе; и этот минимум есть у каждого... Достигается это прежде всего путем самодеятелъности, начиная с малого и грубого и постепенно доходя до большего и более утонченного. Ребенок сразу же становится в положение несколько суровое в том отношение что он видит себя в Школе лишенным тех маленьких физических услуг и маленькой помощи себе, которые получал дома или привычно или по первому зову и требованию. Он приучается, с первых же шагов в Школе, с первых в ней дней, все делать сам для себя, во всем сам помогать себе, находиться и выходить сам из затруднений своей маленькой детской Жизни. Он сам следит за своими вещами, держит их в порядке, сам убирает свою постель, смотрит за бельем, чиститъ свое платье, сапоги и т. п... ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ Все распоряжения и приказания воспитателей и учителя, как бы они ни были трудны, выполняются воспитанниками абсолютно,—и непременно с той степенью охоты и любезности, какие требуются в общежитии от воспитанного человека; но ученик и ученица не лишены нисколько права произвести внутреннюю оценку выслушеннаго и непременно исполненного приказания, — и перенести его на обсуждение главной воспитательницы Школы, т. е. начальницы, не в смысле жалобы, а в смысле принципальнаго разъяснения. Этим достигается то, что дисциплина Школы, будучи строгою, нисколько не является мертвою и пассивною. Дети вообще постоянно должны быть открыты, смелы, мужественны и любезны, в отношении ли посторонних лицъ, или начальства, учителей и между собою. Приниженность, забитость, испуг, боязнь исключены из Школы даже как тень и возможность... УВАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Уважение к личности ученика—непременно в Школе, и развивается оно через множество мелочей школьной жизни, в сложных нитях ее быта и управления. Избегается делать замечания старшим в присутствии младших, — кроме случаев, когда старший довел себя до неизбежного сейчас же замечания распущенным поступком... <...> Наказание ученика (всякого возраста), — как бы оно ни было сурово, пока длится,—оканчивается в момент его прекращения, без всяких последствий в форме пренебрежительного к нему отношения или отчуждения от него... КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ Желательно, чтобы дети, даже самые маленькие, имели от родителей карманные деньги, —размер которых приблизительно определяется нензбежно на каждого ученика расходами на поездку домой, на почту и мелочи туалета. Имение этих денег и распоряжение ими приучает ученика к расчету, предусмотрительности, а также к бережливому отношению к классным и вообще школьным вещам, порча которых возмещается не родителями, «которые всегда за все заплатят», а его личными деньгами... Сверх этого очень маленькая сумма должна быть предоставлена ученику и ученице в их совершенно личное распоряжение,— на позволительные удово.льствия. Распоряжение этою суммою в очень скромных размерах (для самого старшего ученика не превышая пяти руб. в месяц), по взгляду Школы также действует воспитательно и внутренне-дисциплинирующе. СУД ТОВАРИЩЕЙ С нравственными беседами близко соприкасается по своему воздействию на детей товарищеский суд, который им предоставлен в известных границах и под контролем начальницы. Предоставление самим детям налагать наказание, без проверки последнего и без руководства, могло бы пробудить в них нежелательные черты, напр. гордость судящих, самомнение правых и невиновных. Тем не менее обдуманное и взыскательное отношение к поведению товарища—желательно в товариществе Школы. Комбинировано это таким образом, что они приходят к известному решению, но решение это лишь излагают начальнице, а не осуществляют. При этом замечается, что суд товарищей бывает обычно более горяч и строг, чем этого требует хладнокровный взгляд на дело... ШКОЛЬНЫЕ КЛУБЫ Жизнь Школы привела к необходимости создать для двух возрастов, среднего и старшего, , маленькие детские клубы, в смысле обособленного помещения, где они могли бы оставаться исключительно со сверстниками, без сообщества младших детей или значительно старших. Здесь они занимаются чтением, играми, разговором, спорами, вытекающими из школьной жизни... <...> Клубы эти совместны для мальчиков и девочек, и несовместны только для возрастов. Посетителями не исключаются воспитатели, но они не присутствуютъ здесь постоянно. Воспитатели изредка сюда входят для контроля,—поддерживается-ли в этом клубе установленный порядок; но замечается, что воспитанники и воспитанницы нередко сами приглашают сюда воспитателей, напр. для игры в шахматы, и для других умственных, интересных развлечений. ОТСУТСТВИЕ ПОКАЗНОГО ЭЛЕМЕНТА Большое значение в смысле нравственного развития, мне кажется, имеет еще то, что дети не видят в Школе решительно ничего показного: полное отсутствие фальши и лицемерия, склад школьной жизни — открытой для всех как на ладони, простота, которую дети видят в образе жизни своих воспитателей—все это должно поддерживать их на пути порядочности и честности. Строгий режим Школы мог бы произвести на воспитанников и воспитанниц утомляющее впечатление, держа их постоянно начеку, в некотором напряжении и внутреннем внимании. И потребностью его было введение некоторой доли веселости, непринужденности. Школа имеет право быть - трудна; но никакая школа и никогда, ни для каких задач не должна быть угрюма. В этом направлении должно быть все сделано. В нашей школе в этих целях устроены вечеринки. Ои бывают домашние и чисто школьные: здесь дети, в среде своих воспитателей, играют, чптают вслух, декламируют, танцуют, поют, веселятся и резвятся, отдавшись себе самим. Здъсь они—без посторонних. И устраиваются насколько раз в учебный год,— вечеринки более сложные, организованные с приглашешем родственников воспитанников и воспитанниц. К этой вечеринке, с отдълениями литературным, музыкальным, декламационным, сценическим,—его участники и участницы должны приготовиться... <...> Самое главное заключается в приготовлениях к вечеринке, что представляет интерес и оживление всей Школы. <...> Наконец, последнее в этом направлении: гимнастические праздники на открытом воздухе, по методу Сокольской гимнастики, раз в год, весною. Они также происходят в присутствии приглашенных родителей, родственников и посторонних лиц, интересующихся положением и вообще постановкою физического воспитания. Приготовления к этим праздникам составляют оживляющую струю в весенней жизни Школы, в трудный экзаминацинный период. СОВМЕСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК НРАВСТВЕННЫЙ ФУНДАМЕНТ ШКОЛЫ-СЕМЬИ. ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК. Переходя к совместному воспитанию обоих полов в одном заведении, почти в одном пансионе, до полной их зрелости,—я перехожу к нравственному фундаменту Школы, без которого не считала бы ее целесообразною и не взялась бы даже вовсе за основавние Школы: потому что только эта совместность создает из школы ту организованную семью, которая мне представляется единственною нормальною средою роста детей. Девочки исполняют безусловно все те обязанности, которые несут и мальчики, и принимают участие во всех занятиях, за исключением только обучения военному делу (в духе английских скаутов), стрельбы и foot-ball. Но ни в других ученических упражнениях и работе, ни в занятиях классными предметами они отличия и послабления не имеют. <...> Постоянное присутствие девочек, в их массе и около массы же учеников, безусловно заставляет мальчиков быть постоянно сдержаннее, «на-стороже», не допускает их до той грубости движений, поступков и слов, которая в высшей степени нежелательна и предупредить которую однако нет никакой возможности, раз ученики остаются долгое время только в своем мужском обществе. Все то огрубляющее, что неизменно испытывает ученик, переходя из семьи в корпус, в лицей, в гимназию, в какое бы то-ни было училище или пансион, он собственно и испытывает от того, что выходить из смешанного мужского и женского общения, какое находит дома, которое есть безусловно во всякой семье. Ибо даже семья является грубоватою для детей, если лишена матери и сестер, если она состоит только из братьев и отца. Насколько показал опыт уж многих лет, в этой среде постоянного общения мальчиков и девочек не образуется того, тревожный вопрос о чем всегда чувствуется, когда заходит речь о совместном воспитании полов: влюбление. (??? КФ). За десять лет не пришлось наблюдать ни одного подобного факта: и объясняется это именно тем, что общение—постоянно, ежедневно—и устраняет ту «отдаленность предмета», которая есть условие возникновения к нему романтического чувства, всегда при участии большой дозы воображенияи мечтательности. Реальность общей школьной жизни, своим ясным смыслом, своим хлопотливым и ответственным содержанием, гонит прочь мечтательную сентиментальность, не допускает сгущенного воображения. Отношения становятся в этом хорошем смысле «товарищескими», можно сказать больше: ученики и ученицы относятся друг к другу как «братья» и «сестры». Единственное, так сказать, «преувеличение» чувства, которое получается из различья пола, состоит в том, что когда завязывается «дружба» не между учеником и учеником класса, или ученицею и ученицею, а между учеником и ученицею, то оно сильнее, более повышенного темпа, нежели как могло бы быть и чем как наблюдается «дружба» между субъектами одного пола. <...> Школа не перерождает; школа— не вдохновение; она работает, и труд ее заметен делается только по миновании значительного времени. Она можетъ поручиться только за то, что ее питомец не растеряется в тысяче случаев, справится со множеством трудностей, с которыми он не справился бы или при встрече с которыми растерялся бы, проведя свои отроческие годы в другой среде, под давлением иных принципов, в другой школе. Прогресс т. е. «лучше и лучше скаждым шагом», — вот что она обещает...
|
||
Школа Левицкой ПРОДОЛЖЕНИЕ: УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: >>> Учебные заведения Ц.Села |
Обратная связь:
Гостевая книга
Почта (E-mail)
© Идея, разработка, содержание, веб дизайн
Кирилла Финкельштейна,
март 2003.