Эмблема школы - подснежник

 ЧАСТНАЯ ШКОЛА СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ Е.С.ЛЕВИЦКОЙ

УМСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ

   

История школы | 10-летний юбилей | Нравственное восп-е | Умственное восп-е | Физическое восп-е | Расположение школы
  ШКОЛА Е.С.ЛЕВИЦКОЙ                              УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ЦАРСКОГО СЕЛА
   

     Распределение занятий | Связь между предметами | Экзамены | Предметы 

 

   В области умственного воспитания школа, насколько она хочет быть практическою, конечно, не в праве уклониться от тех норм среднего образования, которые ей ставятся извне, составляя предмет требования и общества и государства.

   Но в ее силах — обставить восприятие так, чтобы оно не было мертвым и механическим: для этого необходимо на различных ступенях умственного развития учащихся применять и соответственные возрасту методы преподавания или, вернее, соответственные их комбинации, объединенные одним, руководящим началом — постепенного усиления духовной самодеятельности учеников. Детская любознательность находит себе живое удовлетворение лишь при условии наглядности, которая играет в методике младшего возраста главную роль и лишь по мере духовного роста детей мало-по-малу соединяется с умозрительными приемами преподавания, вырабатывающими навык к отвлеченной логической работе.

   Средством наглядности и живости восприятия служат в нашей Школе демонстрации преподавателя на уроках в класс и экскурсии в живую природу, что требуется всеми предметами, относящимися к кругу естествениых наук (ботаника, зоология, минералогия, география), а также посещение музеев (для иллюстрации курса истории и для большей полноты усвоения курса естествознания). В целях общеобразовательных в программу экскурсий входит и знакомство с  искусством и техническими производствами.

   Для усиления самодеятельности учеников служат практические занятия по естествознанию, физике, химии и рефераты самих учеников — по русской литературе и по истории.

 <...>  Благодаря общежитию Школа могла воспользоваться неотпускными праздничными днями для дополнительного учебного материала в форме чтений со световыми картинами (для младших групп) и в форме лекций по спецальным курсам (для старших групп); лекционная форма принята в Школе для тех предметов, которые не входят в программу классных занятий, напр. история искусств, биология, военная история...

 

Школа Левицкой. Практические занятия по физике.  Литературу в школе Левицкой вел тогда совсем молодой В. Е. Евгеньев-Максимов — впоследствии крупный советский литературовед. На должность преподавателя латыни был приглашен известный археолог 
 Р. X. Лапер. Уроки физики и химии вел Н. С. Холин, ставший тоже ученым /3/.  
 
Ольга Дмитриевна Форш. 1910-е.
Практические занятия по физике.  Преподавательница рисования и лепки 
Ольга Дмитриевна Форш, 
ставшая, впоследствии, 
известной писательницей. 
   

 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

   Распорядок школьного дня дает возможность начинать в старших классах учебные занятия с  8 часовутра и заканчивать всю классную работу к 1 часу пополудни; этим выгадывается время для послеобъденных занятий по предметам, не требующим такого сильного умственного напряжения, как предметы основного курса: практики иностранных языков, чтению произведений русской и иностранной литературы в подлиннике под руководством преподавателя, разным видамъ искусства (рисованию, лепке, черчению, пению, декламации, музыке), ручному труду на открытом воздухе; (весною и осенью, если позволяет погода) и образовательныъ экскурсиям

   <...>  Благодаря немноголюдности классов является возможным избегать в младшем возрасте задавания по учебнику, и на уроках объяснение, беседа и разностороняя проверка заменяют обычный прием «вызывания». При этом также устраняется и смысл цифровых отметок: конечно, понятливость и увлечение детей уроком всегда поощряется, а невнимание и шалости вызывают замечания учителя,— причем зависит от его «воспитательнаго таланта», чтобы замечания эти были уместны, тактичны и достигали цели; но выражать это все баллами—является совершенно лишним.

  СВЯЗЬ МЕЖДУ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

   Но все эти важные меры еще не могут обеспечить общего успеха обучения, если остается в силе серьезный недостаток современного курса средних учебных заведений — та многопредметность, которая раздробляет умственную работу учеников и приводит в результате лиш к калейдоскопу знаний. Единственно возможным коррективом этому служит стремление Школы установить необходимую связь между отдельными предметами учебного плана. При изучении истории в эпнзодических разсказах для младшего возраста и в систематическом курсе старших классов неуклонно обращается внимание на географическую почву собьгтий. История литературы проходится в связи с культурно-историческими эпохами и в то же время дает материал для психологическаго и логического анализа на уроках философской пропедевтики. Соотношение устанавливается между черчением и геометрией, между отделами математики, топографией и географией — с одной стороны, естествознанием и географией — с другой, рисованием и лепкой, пением и декламацией. Такая связь облегчает усвоение предметов, вносит ясность и единство в познания детей и содействует правильности их умственного развития...

 РЕПЕТИЦИИ И ЭКЗАМЕНЫ

   <...>  Приучение к хладнокровному и спокойному владению своими способностями в присутствии постороннего лица, отвечая постороннему лицу — важно для каждого и оценится им со временем. Это представляется особенно важным в русской школ, в отношении русских детей, так как составляет почти общую национальную черту—застенчивость, конфузливость русских, знание и мысль только внутренняя, только интимная. В общем это прекрасная черта души, как неотделимая от скромности - но практически из нее вытекают различныя осложнения, если ее не умерить развитием противоположных душевных свойств. Человек прекрасных способностей и высокой души теряет многое в жизни, или достигает только очень малого, если не умеет доказать себя.

 

 ПРЕДМЕТЫ, ПОСТАНОВКА КОТОРЫХ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОСТАНОВКИ ИХ В ГИМНАЗИЯХ

 Закон Божий. Глубокое значение этого для всей дальнейшей жизни учащихся ставит его в особенно тесную связь с нравственными задачами в школе-семье. 

 Здесь освящаются словом Божиим те нравственные устои, которые стремится укрепить в детской душе Школа: в курсовой программе средних учебных заведений таится богатый материал для живой беседы законоучителя с детьми, для тех незабываемых уроков христианского поведения, которые воспринимаются не в отвлеченной форме поучения, а в тесном общении со школьной и общественной жизнью и с образами изящной литературы.

 Русский язык. <...>  В старших классах, в курсе истории русской литературы, сделана попытка дать ученикам культурно-историческое обоснование литературных явлений и выяснить связь русской литературы с западно-европейской. Выполнение этой программы облегчается тем обстоятельством, что произведения выдающихся писателей западноевропейской литературы изучаются в подлиннике, так как новые языки являются в Школе Левицкой нормальным предметом курса: вследствие этого оказалось возможным объединение преподавания иностранных литератур в интересах курса отечественной словесности.

 Новые языки. Из трех иностранных языков, указанных, в программе, для каждого воспитанника Школы обязательно теоретическое изучение двух - немецкого и французского; к изучению же английского языка дети допускаются в зависимости от общего уровня их успехов. В этом отношении Школа ставит главною своею целыо, чтобы воспитанники научились легко разбираться в тексте иностранной книги, и лишь при благоприятных данных со стороны ученика считает возможным овладение устной речью: летняя практика является здесь необходимым условием.

 Естествознание. С первого класса начинается изучение неживой природы—земли, воздуха и воды. Благодаря расположению Школы за городом и большой величине школьнаго района, охватывающего луг и поле, уроки ведутся осенью и весною на открытомъ воздухе; при занятиях же в помещении Школы ученики привлекаются к участию в опытах, поставленных преподавателем. Само собою разумеется, что для полноты картины преподаватель пользуется и коллекциями изучаемых минералов и горных пород.

Курс второго класса посвящен ботанике, причем систематика растений проходится весною и осенью главным образом на экскурсиях, а отделы анатомии и физиологии в классе на опытах.

Программу третьего класса составляет анатомия и физиология человека и зоология позвоночных с практическими занятиями.

Наконец в курсе чеувертого класса входит зоология безпозвоночных животных с заключительным общим обзором всего пройденного по естествознанию, также в связи с самостоятельными работами учеников.

В шестом классе проходится курс элементарной химии с обязательным выполнением практических задач в лаборатории.

  

 Школа Левицкой                ПРОДОЛЖЕНИЕ: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  >>>           Учебные заведения Ц.Села

 

История из домашнего архива  | Ц. Село на рубеже  XIX-XX  веков  |  Статистика Ц.С.   |  Карта Ц.С.  |  Ц. С. в интернете

      Прогулка по Царскому Селу начала XX века:  часть1, часть2, часть3 | Воспоминания о Царском Селе

Ул. Малая  | Дом-музей Н.Гумилева и А.Ахматовой | Учебные зав-я  Лечебные зав-я | Кн. Гедройц | Семьи царскоселов 

 Домашняя страница  |  Евпатория 1915 -1922 Генеалогия  Содержание сайта

  

 Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Идея, разработка, содержание, веб дизайн  Кирилла Финкельштейна, март 2003.

 

 

 

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Hosted by uCoz