Эмблема школы - подснежник

 ЧАСТНАЯ ШКОЛА СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ Е.С.ЛЕВИЦКОЙ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШКОЛЫ

   

История школы | 10-летний юбилей | Нравственное восп-е | Умственное восп-е | Физическое восп-е | Расположение школы
  ШКОЛА Е.С.ЛЕВИЦКОЙ                              УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ЦАРСКОГО СЕЛА
 

 

   История Школы Левицкой была не совсем обычная. Хотя школа, идущая по старому руслу, часто тоже встречается с большими затруднениями, но нашей Школе пришлось к тому же пробивать для себя и новое русло.

   Обычно школа отвечает лишь за применение уже установившихся принципов воспитания и образования, но Школе Левицкой приходилось, да и приходится, ответствовать не только за применение принципа, но отчасти и за самый принцип. Это делает историю этого учебнаго заведения до некоторой степени исключительной.

<...> Знакомство с литературой по вопросам совместного воспитания и обучения меня еще более убедило в истинности идеи создания совместной школы с непременным условием вынести ее за город, на усадебный простор, где-нибудь в окрестностях университетского центра. 

   К маю 1900 г. мои внутренние колебания окончились, и вопрос о создании совместной школы был мною решен. Разрешение на открытие учебного заведения 3-го разряда, как зародыш всякой будущей школы, с пансионом для мальчиков, я получила 23 мая 1900 г., но меня предупредили, что я не должна н мечтать о возможности продолжить совместное обучение, не говоря уже о воспитании, далее 2-го класса. Это предупреждена усилило во мне энергию и желание твердо идти к намеченной цели.

   Для ознакомления с практической стороной дела совместного воспитания я решила в июне 1900 г. поехать в Англию и поселиться подле Бидэльской школы, о которой писали Победоносцев и Демолен. Излишне будетъ упоминать, что я осталась в полном восторге от всего виденного у M-r Badley и, покидая английскую школу, я говорила в себе, что если мне удастся устроить в России для русских детей хотя бы частицу того, что сделал M-r Badley в Англии, я буду считать себя счастливой. 

    В конце июня я вернулась в Россию, проникнутая глубокой верой в дело, к которому я приступала, готовая преодолеть всё препятсвия, которые я неизбежно должна была встретить на пути насаждения совместного воспитания в России. Здесь я нашла очень мало сочувствия: мне указывали на всю рискованность этого дела, полную невозможность получить раэрешение открыть средние, а затем и высшие классы, чтобы создать полную среднюю школу, на несочувствие общества, трудность подыскать подходящий персонал, и пр. и пр.

    Но мною руководило твердое убеждение, что если я сумею доказать правоту своего дела, то правительственные сферы не могут отказать мне в содействии; а что касается общества, то, если совместное воспитание не является пока продуктом спроса, потребностью общества, так именно в том и заключается моя задача, чтобы указать новый и правильный путь семье и своей упорной работой, бескорыстным посвящением себя служению этому делу доказать наглядно и очевидно свою правоту.

    Итак, окрыленная верой в идею и, думается, с достаточным запасом энергии, 14 сентября 1900 г. я открыла приготовительный и первый классы. В этот день на молебене собрались: небольшое количество поступивших детей (3 мальчика пансионера и 7 приходящих девочек), их родители, несколько сочувствовавших этому делу лиц.  На следующий день 15 сентября Школа приступила к занятиям.

Главное здание школы Е.С.Левицкой. Иннокентий Федорович Анненский. Около 1904 г. Императрица Александра Федоровна. 1906 год.
Главное здание школы. 
Это, как и другие здания школы, в настоящее время не сохранились. 
Иннокентий Анненский - поэт, филолог, директор Николаевской гимназии. Принимал большое участие в становлении школы.  Императрица Александра Федоровна 
посетила школу 2 июня 1905 года,
 присутствовала на уроках и внеклассных занятиях. 
   

   Далее Е.С.Левицкая описывает,  как преодолевая различные преграды, она год за годом шла к намеченной цели - открытию полноценного среднего учебного заведения совместного обучения, не уступавшего бы по уровню образования классической гимназии. Несомненным толчком к преодолению бюрократических препон было посещение Школы Императрицей Александрой Федоровной. 

   Среди постоянной упорной работы и борьбы, правда, почти всегда увлекательной, к достижению намеченной цели, навсегда сохранится в памяти тот светлый день 2 июня 1905 г., когда Ея Императорское Величество Государыня Императрица Александра Феодоровна осчастливила Школу своим Высоким посещением, осмотрела ее, а также присутствовала на уроках и внеклассных занятиях, удостоив и очаровав всех милостивым вниманием Своим. Эта высокая милость окрылила меня, дала мне новые силы, поддержала веру в мое дело и надежду достигнуть своей цели.

   В конце 1906 года школа получает Высочайшее соизволение на открытие V, VI и VII классов и становится учебным заведением 1-го разряда. 

   В течение 1906 года был разработан организационным комитетом Школы Левицкой, под председательством покойного И. Ф. Анненского, окончательный проект учебного плана с курсом в 7,5 лет, считая в том числе 7 лет нормальнаго курса и '/з года конденсированнаго повторения.

   <...> 20 июня 1907 года Школа получила права для учащихся, и таким образом состоялось последнее определяющее Школу формальное постановление, коим курс учебного заведения определился, в согласии с выработанными предположениями, в 7,5 лет. В частности же молодые люди получали, по окончании полного курса, право поступления в университет и льготу по воинской повинности, а девицы при тех же условиях получали свидетельство о выдержании испытания в знании полного курса мужской гимназии.

Комплект, едва ли, впрочем, и достижимый для Школы Левицкой, был определен тогда же в 20 человек для каждого из младших классов и в 15 человек для каждого из 4-х старших. Такова внешняя история Школы.

   Далее Е.С.Левицкая высказывает благодарность многим официальным лицам, педагогам и родителям, помогавшим в становлении Школы. Наиболее теплые слова сказаны в отношении И.Ф.Анненского.

    Незабвенна будет для Школы память того, кто был восприемником ее первых дней, кто бескорыстно отдавал свои силы на создание учебного ее строя до того самого дня, когда преждевременная смерть отняла его у Школы. Покойный И. Ф. Анненский, только он один, с его изящной духовной организаций, мог восприять идею совместного воспитания с тем живым сочувствиемъ, которое доступно по отношению к новой мысли лишь исключительным натурам, и содействовать ее проведению в жизнь. Сам поэт, он в сердце человека видел красоту и понимал высокую радость незаметного для массы педагогическаго труда.

 

Первый выпуск Школы

 

   20-го декабря 1908 года состоялся первый выпуск Школы в числе 4-х человек — 2-х мальчиков и 2-х девочек. Акт первого выпуска носил торжественный характер и начался напутственным словом протоиерея 
А. Беляева, законоучителя Школы с самых первых дней ее существования:

« <...>  С благословения Божия, восемь лет тому назад начатое новое дело совместного образования и воспитания молодого поколения обоего пола ныне закончило круг своей деятельности.  Это первый вылет из мудро свитого умълыми руками семейного гнезда уже оперившихся, окрыленных, с надеждою самостоятельно летать на вольном воздухе, птенцов... ».

   Затем И. Ф. Анненский (теперь уже покойный) ознакомил присутствующих с историей Школы в своей речи, часть которой послужила у нас материалом для настоящего очерка.  Речь свою он закончил так:

«Не праздничная размягченность чувств, а лишь вдумчивое отношение к законченному первому периоду в жизни Школы заставляет меня уже лично от себя прибавить к сказанному следующее: Мы никогда не унывали, и наша история шла счастливо — ровно настолько, чтобы дать необходимый искус осуществляемой мысли. Мы многим должны быть благодарны, но я не знаю ни одного имени, к которому могло бы относиться сегодня не только наше осуждение, но даже наш упрек».

  После речи И. Ф. Анненскаго Помощник Попечителя Спб. Учебного Округа В. А. Латышев рассказал присутствующим созидательную работу, как она шла через его руки или при его участии в течение почти восьми лет. После речей выпускных воспитанников, учредительница обратилась со словами благодарности к своим ближайшим сотрудникам и с напутствием к окончившим курс — этой ее первой ветке, этим ее первым цветком. Имена воспитанников 1-го выпуска: Владимир Бородин, Инна Сычева, Мария и Марцелл Гужковские.

 Школа Левицкой                ПРОДОЛЖЕНИЕ: 10-летний ЮБИЛЕЙ ШКОЛЫ  >>>           Учебные заведения Ц.Села

 

История из домашнего архива  | Ц. Село на рубеже  XIX-XX  веков  |  Статистика Ц.С.   |  Карта Ц.С.  |  Ц. С. в интернете

      Прогулка по Царскому Селу начала XX века:  часть1, часть2, часть3 | Воспоминания о Царском Селе

Ул. Малая  | Дом-музей Н.Гумилева и А.Ахматовой | Учебные зав-я  Лечебные зав-я | Кн. Гедройц | Семьи царскоселов 

 Домашняя страница  |  Евпатория 1915 -1922 Генеалогия  Содержание сайта

  

 Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Идея, разработка, содержание, веб дизайн  Кирилла Финкельштейна, март 2003.

 

 

 

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Hosted by uCoz