ЯКОВ ГЕОРГИЕВИЧ МОР (1840 - 1914) -филолог, педагог,ДИРЕКТОР ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ НИКОЛАЕВСКОЙ ГИМНАЗИИ с 1906 по 1914 (?) год*. |
НИКОЛАЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ: ИСТОРИЯ 1905 ГОД ЗДАНИЕ 1 этаж, 2 этаж УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДИРЕКТОРА ПРЕПОДАВАТЕЛИ УЧЕНИКИ ВОСПОМИНАНИЯ ПОЭТЫ ПРАВИЛА ФОТОАЛЬБОМ |
||
ДИРЕКТОРА ГИМНАЗИИ: И.И.Пискарев, Л.А.Георгиевский, И.Ф.Анненский, Я.Г.Мор, К.А.Иванов | ||
|
Вот как характеризует его в своих воспоминаниях сын Иннокентия Анненского В.И.Кривич 1. "В 8-ю гимназию отец был послан после Я. Г. Мора, человека малообразованного и даже до конца своих дней не научившегося как следует говорить по-русски (он был из «навозных» немцев), черствого, безжалостного к ученикам и формально, «по-начальнически» державшего себя с учителями, ставившего чуть не в центр гимназического образования гимнастику на приборах и в результате заслужившего за всю многолетнюю жизнь только боязнь и дружную нелюбовь и педагогического, и ученического состава. Справедливость заставляет, однако, сказать, что внешне Мор поставил свою гимназию прекрасно. Образцовая чистота, порядок, дисциплинированность, растения на классных окнах, — одним словом, вся прекрасная видимость. Это ничего, что директор совершенно легко мог спутать Добролюбова и Некрасова, кот<орых> вообще едва ли и читал даже, что ученики это были для него не живые дети и юноши, а безличные единицы, которые безапелляционно вычеркивались при малейшем расхождении их действий с буквой школьных правил, — но зато нигде не было ни пылинки, учителя на уроки не опаздывали, а ученики жили в должном страхе и неуверенности в своей утлой судьбе." Однако такой директор вызывал больше доверия у начальства, чем пописывающий декадентские стихи, не придававший большого значения порядку и дававший свободу ученикам и учителям директор. Очевидно и многие родители приветствовали, наведенные после прихода Я.Г.Мора, чистоту и благообразие. "Когда, уже осенью, гимназия опять открыла свои двери, вернувшиеся в свою Alma Mater ученики были ошарашены ожидавшими их переменами. Коридоры и классы были чисто выбелены и увешаны географическими картами, гербариями, коллекциями бабочек. В застекленных шкафах ласкали взор чучела фазанов и хорьков, раскрашенные гипсовые головы зулусов и малайцев. В классах стояли новенькие светлые парты и озонирующие воздух елочки в вазонах. Полусумасшедший Мариан Генрихович, невоздержанный отец дьякон и слишком соблазнительная француженка - бесследно исчезли. Исчезли и усатые второгодники. Но не было больше и Анненского. Великая реформа явилась делом рук нового директора, Якова Георгиевича Моора, маленького, сухонького, строгого, но умного и толкового старика. Он привел с собою плеяду молодых, способных учителей, навел чистоту, порядок. Гимназия приняла благообразный вид. Моор, фазаньи чучела, головы краснокожих, елочки в вазонах - все это произвело на молодые души потрясающее впечатление. Все приумолкли, присмирели, стали прилежнее учиться. Моор проходил по коридорам деловитым шагом, опустив голову, внимательно глядя себе под ноги. Гимназисты, стоя рядком у стен, почтительно расшаркивались. Если кто приходил в гимназию в неряшливом виде, Моор подзывал его к кафедре и, подняв палец, стыдил перед всем классом, повышая на каждом слове свой тоненький голосок: "И это есть ученик Императорской Николаевской Царской Гимназии!!" - писал о новом директоре выпускник гимназии Дмитрий Кленовский 2.
"Закручивание гаек" коснулось не только учеников, но и преподавателей. Вскоре после ухода Анненского из гимназии были удалены два приглашенных им и любимых учениками преподавателя: учитель русского языка В.И.Орлов и преподаватель математики И.М.Травчетов. Фтографировавшиеся на прощанье с В.И.Оловым гимназисты возложили ему на голову лавровый венок, а проводы Травчетова вылились в небольшую манифестацию, обеспокоившую полицейских. Позднее из гимназии был переведен законоучитель протоирей А.В.Рождественский, как не обеспечивший надежного духовного надзора над учениками.
Любимым детищем Якова Георгиевича была гимнастика, приучавшая учеников к милым его сердцу организованности и порядку. 9 мая 1910 года на площадке во дворе гимназии состоялся гимнастический праздник в присутствии г. Товарища Министра народного просвещения - бывшего директора Николаевской гимназии Л.А.Георгиевского, попечителя СПб учебного округа графа А.А.Мусина-Пушкина, гимназического начальства, преподавателей и родственников учеников. Под звуки военной музыки гимнасты прошли церемониальным маршем, затем образовали группу в количестве 100 человек и показали вольные упражнения. "Далее проходили упражнения на аппаратах: ученики старших классов прыгали через кобылу и козлы и показывали искусство ловкости на параллельных брусьях. Ученики же младших классов упражнялись на качелях и в прыганьи в вышину. Праздник закончился пением национального гимна3".
Страшным старичком с ледяными глазами описывает Мора выпускник гимназии 1914 года - поэт Николай Оцуп 5 : "В коридорах изредка появлялся маленький опрятный старичок с яйцевидной лысой головой и ледяными глазами почти без ресниц. При его появлении все замерзало. Холодом и жутью пронизывало всех— от служителя и приготовишки до учителя и великовозрастного гимназиста. В легких шевровых сапожках без каблуков, в чистеньком мундире с звездой, неслышно выходил из своего кабинета тихий и страшный старичок с ледяными глазами. .Это был Мор, директор гимназии, преемник Иннокентия Анненского. Еще два года назад при Анненском в классах устраивались митинги, гимназисты распивали водку под партами, издевались над учителями, и умнейший русский лирик должен был, чуть-чуть шепелявя и вызывая этим насмешки учеников, просить и убеждать их, без всякого успеха, конечно. Времена резко изменились. Гимназию ведено было подтянуть, Анненского убрали и на его место назначили Мора. Этот никого не просил и не убеждал, но все от мала до велика сжались и присмирели."
7 июля 1906 года в газете "Царскосельская речь" появилась статья "Служителя и Мор" 4, в которой возмущенные жители Царского Села писали, не стесняясь в выражениях, о самодурстве директора Мора, запретившего выпускать на гимназический двор и ул. Малую детей служителей, о беспричинных увольнениях служащих гимназии и пр. " <...> это не начальник, он кровопиец внутри гимназии и около нее стоят стоят стражники из состава служителей по 6 час. в сутки без смены. Господи неужели у нас в России нет умных и добрых людей перед которым мог человек бы объясниться и неужели нет, кроме этого сумасшедшего Мора. Господи, неужели этот Мор имеет душу, а эти служащие люди разве без души... " В заключении статьи авторы взывают к предыдущему директору Иннокентию Федоровичу Анненскому: " <...> где-же наш дорогой Иннокентий Федорович г. Анненский, наш отец родной будь ты за нас защитник и заступник навсегда."
И все же, как пишет Дмитрий Кленовский, даже Я.Г.Мор не смог выветрить дух высокой поэзии привнесенный в гимназию Иннокентием Анненским: "Его не любили, но боялись и слушались. Гимназия стала на хорошем счету. Появились в ней сыновья графа Гудовича, лейб-медика Боткина, свитских генералов. Казалось, "подметено" было в стенах Царскосельской Гимназии так, что и пушинки прошлого не осталось. Но, - странное дело, - ни Моор, ни педагоги, ни штукатурщики, ни озонирующие воздух елочки не выветрили из этих стен духа той высокой поэзии, которая в них переночевала 2."
Таким остался в памяти учеников суровый Яков Георгиевич Мор, сумевший навести в гимназии образцовый порядок и дисциплину, но не завоевавший любви и уважения учеников. И если сейчас где-либо и упоминается его фамилия, то лишь как антипод И.Ф.Анненского, своего предшественника на директорском посту.
В заключение приведем биографическую статью о Я.Г.Море из отчета гимназии 1911 года3.
Д. С. С. (Действительный Статский Советник - КФ) Яков Георгиевич Мор с 1 января 1906 г. Директор Императорской Николаевской Царскосельской Гимназии, Член Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения Яков Георгиевич Мор родился в 1840 г., образование получил в Юрьевской учительской семинарии, потом окончил курс в Юрьевском университете на филологическом факультете. Педагогическую деятельность начал в Брест-Литовске учителем греческого языка. Затем учительствовал в Витебской гнмназии, в 1873 г. был назначен прсподавателем древних языков в VI Спб. Гимназии. В 1874 г. ему было поручено открыть 5 прогимназию, впоследствии преобразованную в 8 гимназию, где он состоял директором до 1893 г., когда был назначен окружным инспектором С.-Петербургского учебного округа. В бытность директором гимназии, председательствовал в педагогическом совете Покровской женской гимназии. Должность окружного инспектора, администратноного характера, была тягостна для Я. Г. и в 1896 году он вновь вернулся к педагогической деятельности в качестве директора 6 Гимназии. Этой гимназией Я. Г. руководил до 1906 г., когда перешел директором в Царскосельскую гимназию. Будучи окружным инспектором он был назначен членом Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения и членом попечительного совета Высших женских курсов в С.-Петербурге. В течение своей педагогической деятельности Я. Г. принимал деятельное участие в комиссии по преподаванию военной гимнастики в наших гимназиях, в комиссиях по исследованию нового способа освещения классных помещений и по пересмотру учебных планов, программ и правил об испытаниях в гимназиях и прогимназиях, в Высочайше учрежденных комиссиях в 1900 и в 1902 гг. по преобразование средней школы и др. Кроме того на Я. Г. возлагались неоднократно ответственные поручения ревизионного характера (ревизия Псковской гимназии в 1894 г. и др.). Во время всероссийской выставки 1896 г. в Нижнем-Новгороде Я. Г. за поучительные Диаграммы и таблицы по С.-Петербургскому Учебному Округу получил диплом II разряда. В 1898 г. он командирован делегатом от России на Бельгйский конгресс школьной гимнастики. Участвуя в комиссиях по преобразованию средней школы, Я. Г. был также председателем комиссии но пересмотру положения о женских гимназиях (1903 г.), о педагогической подготовки учителей средних школ (1908 г.) и по пересмотру положений и правил о родительских комнтетах при средних учрбных заведениях (1908 г.). В Обществе Классической филологии и педагогии он принимает видное участие в течние многих лет. Им составлено несколько учебников по греческому языку, изданы брошюры педагогического содержания: об обременении учеников гимназии, о материальном положении преподавателей средней школы, о физическом воспитании и пр., а также напечатано в разных журналах множество статей критического характера.
* В 1913 году Я.Г.Мор ещё занимал должность директора Николаевской гимназии (Адресная книга "Весь Петербург", 1913). Впоследствии его сменил на этом посту К.А.Иванов. |
1. В.Кривич (В.И.Анненский). Об Иннокентии Анненском. Страницы и строки воспоминаний сына //Лавров А.В., Тименчик Р.Д. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях.//Памятники культуры: Новые открытия. М., 1983. Ежегодник. М. «Наука». 2. Дмитрий Кленовский. Поэты царскосельской гимназии.//Николай Гумилев в воспоминаниях современников. М.: "Вся Москва" , 1990. С. 25-32. 3. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования. (1896-1911). Спб., 1912. С. 23-25. Глава написана письмоводителем гимназии Козьминым. 4. Служителя и Мор // Царскосельская речь. 7 июля 1906 г. , №12. 5. Николай Оцуп. Царское Село (Пушкин и Иннокентий Анненский).//Оцуп.Н. Океан времени: Стихотворения; Дневник в стихах. Статьи и восп-я. 2-е изд. СПб.: Изд. «Logos» 1994. С. 501-511. |
Обратная связь:
Гостевая книга
Почта (E-mail)
© Идея, разработка, содержание, веб дизайн
Кирилла Финкельштейна,
май 2004.