Сергей Горный (Александр Оцуп, 1882-1949)

Сергей Горный 
УЛИЦА

Рассказ из сборника "Всякое бывало". Берлин, 1927 г.

БИОГРАФИЯ

ПРОЗА

СТИХОТВОРЕНИЯ

БРАТЬЯ ОЦУП

 

 

СЕРГЕЙ ГОРНЫЙ - литературный псевдоним Александра Авдеевича Оцупа (1882 - 1948), выпускника Царскосельской Николаевской гимназии 1900 года, писателя, поэта-сатирика, автора замечательных рассказов-воспоминаний о Петербурге и Царском Селе.  “Его подлинная сила — это способность воспроизводить конкретно пережитое. Он воскрешает прошлое в его бытовой уютности с осязательностью, иногда почти чудодейственной”, — писал о нем К. Зайцев.

 

   

 СЕРГЕЙ ГОРНЫЙ:   БИОГРАФИЯ     ПРОЗА     СТИХОТВОРЕНИЯ     БРАТЬЯ ОЦУП


ПРОЗА С. ГОРНОГО:  Санкт-Петербург. Видения (отрывок)

Исаак Иванович   Муромцев приехал   Дед   Бамбусь   Четверть шестого   Улица   Вербное   Мой друг

   

   

Совершенно незабываем этот круглый деревянный чан, зелено-белый снаружи, с сетчатым приподнятым  вкладным дном внутри. На сетке лежали плоские, темные лещи и перистые, полосатые окуни. Пахло влажною рыбой, неповторимым единственным запахом.

Чсловек шел вдоль тротуара, вдоль подстриженных и запудренных уличной пылью акций, и сапоги в голенищах стучали как-то  крепко на выверт, словно он устал ходить и вот придумал способ — выбрасывать ноги плоской ступней. Это был ритм ходьбы. Иначе нельзя было пройти за день все эти игрушечные Колпинские и Магазейные, Средние, Малые и Церковные. Плавно качался плоский деревянный чан наверху на голове.

 

Улицы Царского Села. Начало XX века. 
(А.Сочагин. Царское Село в открытках конца XIX - начала XX века. Санкт-Петербург. 2002.)



Улица Средняя на пересечении ее с Оранжерейной. 


Улица Оранжерейная на пересечении ее с Малой улицей. 


Угол Церковной и Колпинской улиц.
Почтово-телеграфная контора

 

— Окуни, ерши, судаки, сиги, невска лососи-и-и-на.

Кто первый запел эту песнь улицы именно так, я не иначе. Но она сложилась твердо, и было бы невозможно услышать иной напев. «Окуни, ерши; судаки» шли, как звуковой разгон, полным дыханием. Лишь на «сигах» голос получал басовую глубь: «си-и», точно отступал, и «ги» опять текли протяжной звуковой трубой. Затем наступала строчка роздыха, орнамент.

«Невска лососина» пелась игривее, с какими-то полускрытыми стаккато, и только последние «си-и-на-а» сливались в общую звуковую трубу, а потом, когда он спускал свой чан на ступеньки подъезда, деревянного подъезда на Госпитальной, или клал его просто на тротуар, голос становился обыкновенным человеческим говором. Ярославским, мужичьим. Сеточкой-сачком он переворачивал плоских, вкусных шлепавших ершей, вынимал из-за голенища звякавшие весы, каким-то чудом сложенные в сапог; из-за пояса вытаскивал грубую (о! очень грубую, чтобы больше вышло) оберточную бумагу и взвешивал быстро на 35 копеек, на 37 копеек, на все 40 копеек. Качалась, точно не доверяла чему-то, стрелка, а он пальцами, гирями, глазами, подмигом и ладным и крепким говором кончал продажу. Нельзя было не купить. И рубашка была у него русская, ситцевая, красная, уже многостиранная, с блеклой белой горошиной. Косоворотка. И передник. И кругленькая штучка с дыркой вроде подушки, которую он клал на картуз, чтобы чан не давил. Потом подымался и шел вдоль пыльных акаций по чахлому, недавно посаженному бульвару Магазейной, и вместе с пылью, бархатной пудрой, взвивавшейся из-под резиновых шин и ложившейся на акации, подымался над улицей напев, без которого, казалось, и не было бы жизни:

— Окуни, ерши, судаки, рыба корюшка. И «корюшка» пелась так обещающе и чуть загадочно, с каким-то полускрытым намеком, что, мол, корюшка эта и есть самое веселое, серебристое, пахнущее Ладогой, и что, если нужно, он остановится, снимет свой чан и набросает полный, бумажный фунтик этих мелкачей. Я до сих пор иногда вижу, как он доходит до Магазейной, еще раз оборачивается назад, не выбежала ли какая-нибудь Анисья из деревянного низкого домика, не машет ли рукой, не кличет ли обратно. Если бы я мог, я сейчас же вернул бы его обратно, присел бы на третью, деревянную ступень крыльца и смотрел бы, как он поставит зелено-белый чан с деревянными ручками, как снимает с головы плоскую штучку с дыркой посредине и как заговорит, показывая пальцем на плоских ершей и уснувших судаков. Потом я посадил бы его просто рядом с собой на ступеньку, потрогал бы передник, потрогал бы блеклую, отцветшую рубаху в горошинку и даже лицо, скуластое и безбородое, крепкое лицо, овеянное воздухом, ибо все это: и пыль, бархатная, пудрящая пыль на шоссе, и лещи, и взвитый мотив «окуни, ерши», и поворот с Госпитальной на Магазейную, и большой, высокий, каменный дом с проволочной дырчатой вывеской и с висящими литыми буквами «Водопроводное Заведение Ивана Селиверстова», все это — Россия. И около этого хочется посидеть тихо, не шелохнувшись, чтобы никто не заметил, не услышал, не согнал. Посидеть на третьей ступенькъ деревянного Гавриловского дома, посмотреть наверх, на эмалевое, белое небо, без лазури и без облаков, простое белое, русское небо, какого нет в другом месте нигде, и подумать:

— Россия...

Может быть, потому, что на этой третьей ступеньке дощатаго домика с полисадником, на игрушечном и косом подъездике осталась вся жизнь, и живое, красное биение сердца было там. И большая, бессильная радость до слез.

Только судаков выбирали мы неторопливо. Только лещи поворачивались плоско и влажно и хлюпко. Незабываемо. Тогда над Госпитальной уже собирался раздумчивый вечер. В небе перевесили невидные стрелки весов, и воздух стал медлительнее, акации затихли, точно края листьев у них перестали быть острыми, как дневные лезвия и смирились. С пятичасового поезда проехали по упругому шоссе резиновые шины и синие откидные верхи извозчиков. Взвилась мелкая бархатная пудра и легла на тупые острия и вырезы деревянного забора, тут и там изломанного.

— Почем, стало быть, ерши?

Впрочем, не отвечай, ибо призраки не отвечают. Пусть так и будет! Потрогай сеточкой плоскую зелень лещей, вялую белизну судаков и голое серебро корюшки. Потом встань, положи круглую штучку на картуз, вскинь деревянный чан, загни один угол передника за белую тесемку на поясе и пойди, ища Акулин:

— Окуни, ерши, судаки, сиги.

Только, когда дойдешь до угла Магазейной, повернись на минутку назад, останься в просвете улицы, ибо таким я тебя и запомнил.

Я останусь сидеть на третьей ступеньке, ибо я сижу там часто, пока не стемнеет, не сгустится, и черная бархатная перчатка не проведет по столбикам подъезда, по желтому дому напротив, по вывеске Селиверстова, по куску неба и по моей душе. Погладит, утишит, затемнит все вокруг. Тогда я засну.

А проснусь я в чужом месте, для чужого, безрадостного дня, с серым молочным светом, с суетней и пискотней мышиных часов только, чтобы прожить. Часов без краски и без крови. Это значить, что Россия мне только снилась. И твоя отстиранная многажды рубаха в 6елую крапинку ярче и молитвеннее всей яви моих глупых дней. А ты, ведь, был только во сне. И самое яркое, звонкое, кричащее в этой яви — тускло и глухо пред этим сном.

 

 НИКОЛАЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ:    ИСТОРИЯ   1905 ГОД   ЗДАНИЕ  1 этаж, 2 этаж УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС    

ДИРЕКТОРА  ПРЕПОДАВАТЕЛИ   УЧЕНИКИ   ВОСПОМИНАНИЯ   ПРАВИЛА   ФОТОАЛЬБОМ

  

История из домашнего архива  | Ц. Село на рубеже  XIX-XX  веков  |  Статистика Ц.С.   |  Карта Ц.С.  |  Ц. С. в интернете

      Прогулка по Царскому Селу начала XX века:  часть1, часть2, часть3 | Воспоминания о Царском Селе

Ул. Малая  | Дом-музей Н.Гумилева и А.Ахматовой | Учебные зав-я  Лечебные зав-я | Кн. Гедройц | Семьи царскоселов 

 Домашняя страница  |  Евпатория 1915 -1922 Генеалогия  Содержание сайта

   

Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Идея, разработка, веб дизайн:  Кирилла Финкельштейна, ноябрь  2004.

 

Hosted by uCoz