Актовый зал училища /1/.

 ЦАРСКОСЕЛЬСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ 
ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ.

  

История училища | Учебный процесс  | Директора | Преподаватели | Ученики | 10-летний юбилей | 100-летний юбилей  
Физика и училище | Список деятелей училища  | Правила поведения учеников
  РЕАЛЬНОЕ  УЧИЛИЩЕ                                           УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ЦАРСКОГО СЕЛА
 

 

  

УЧИТЕЛЯ 

В.Е.Евгеньев-Максимов     Н.Н.Семеновская     Н.М.Моисеев     Г.О.Мебес     Список деятелей училища 

 

 Много талантливых педагогов оставили свой след в истории училища, отдавая свои знания и талант делу воспитания подрастающего поколения. К сожалению, автору страницы удалось собрать сведения лишь о немногих из них. Надеюсь со временем эта страница пополнится новыми именами. 
   

В 1911 году на 269 учеников училища приходилось 23 преподавателя, включая директора; два помощника классных наставников; трое врачей; эконом, он же письмоводитель; псаломщик, он же писец и регент церковного хора и церковный староста /1/.  (Для сравнения, в 2002 году в школе №500, бывшем реальном училище Николая II было 34 класса, 942 ученика, 70 учителей и  10 технических работников /2/.

  

Полный список сотрудников училища с 1902 по 1911 год и частично за 1912 - 1917 годы  смотрите на странице: "СПИСОК  ДЕЯТЕЛЕЙ УЧИЛИЩА".
 
Преподаватель русского языка - В.Е.Евгеньев-Максимов  
(снимок 1950-х годов)
Преподавательница русского языка и литературы Н.Н.Семеновская. 
(снимок 1910-х годов)
Учитель пения Н.М. Моисеев 
(снимок 1939 года).
   

 

Преподаватель русского языка В.Е.Максимов (псевдоним Евгеньев-Максимов) /3/. 

Владислав Евгеньевич Максимов (1883 - 1955) родился в деревне Демидовка Курской губернии, где его отец работал сельским учителем. Человек народнических настроений, он сознательно вел педагогическую деятельность в деревенской глубинке. 

Учился Владислав в одной из лучших частных гимназий Петербурга,  после окончания которой поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.  С детских лет главной страстью Максимова стало изучение творчества поэта Н.А.Некрасова.  Еще на гимназической скамье он написал о Некрасове историко-биографическую статью. "Литературные дебюты Некрасова"  стали темой его дипломной работы,  с интересными замечаниями о которой на заседании студентов-выпускников  выступил Александр Блок. 

После окончания университета В.Е.Максимов начал преподавательскую деятельность. В царскосельском  реальном училище он преподавал русский язык с августа 1906 года по август 1908 года.  Выпускник реального училища - искусствовед и писатель Эрих Голлербах , - в книге "Город муз"  /4/  писал о Евгеньеве-Максимове, как о наиболее ярком педагоге реального училища:

"В эту пору в Царском Селе заговорил, как вестник политической весны, как человек «с другого берега», 
В. Евгеньев-Максимов. Казалось, он пришел напомнить о том, что в России были Белинский и Герцен, Некрасов и Салтыков, что шестидесятники недаром мечтали о свободе и первомартовцы погибли не напрасно. От него веяло конспирацией, нелегальщиной, и вообще нельзя было сомневаться в серьезности его намерений. Максимов преподавал реалистам русскую словесность, но почему-то декламировал на уроках Байрона и так был взволнован революцией, что иногда забывал надевать галстук и застегивать штаны. Мы любили его за простоту, за вспыльчивость, за либерализм, за богатырское сложение, любили за то, что он метался по классу, как тигр, ерошил волосы и вдруг прорывался запрещенным стихотворением Некрасова, за что и был, в конце концов, убран из реального училища. После этого он еще больше привязался к Некрасову и решил писать о нем всю жизнь, как Разумник о Герцене.

  (Им и ограничивались соприкосновения наших педагогов с литературой, если не считать юркого мосье Ривэ, иногда строчившего на уроках статейки в «Journal de St.-Petersbourg». «Каспада, мине надо к завтра дать сто двадцатпиат строк про Шопен, что? Посидите спокой, прошю вас, каршо?..»
   Впрочем, легкомысленный француз этот менее достоин упоминания, чем действительно отличные педагоги —
Судовский, Котляров, Канделаки.) "

 Одновременно с преподаванием в реальном училище В.Е.Евгеньев-Максимов вел уроки литературы в царскосельской школе Левицкой, был лектором петербургского Народного университета. 

После революции  он стал известным  советским литературоведом. С 1917 по 1954 год им было написано более 20-ти книг, напечатано более 200 журнальных и газетных статей, отредактировано свыше 30 изданий, посвященных Некрасову, Салтыкову-Щедрину, Чернышевскому, Добролюбову, Шевченко и другим. Его наиболее значительными трудами считаются трехтомное (1934, 1936, 1939) исследование о журнале "Современник"  и "Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова" (т.1-3, 1947-1952). 

С 1920 года он стал преподавателем, а затем и профессором Ленинградского университета. C 1922 по 1933 год  был директором общеобразовательной школы на Васильевском острове (школа №221 им. Н.А.Некрасова).  Тут же была и квартира, в которой В.Е.Евгеньев-Максимов жил до 1955 года и  работал над своими исследованиями, положившими начало советскому некрасоведению.

 

Преподавательница русского языка и литературы Н.Н.Семеновская 
(в замужестве Брюллова) /5,6/

Надежда Николаевна Семеновская  стала преподавательницей русского языка и литературы  реального училища в 1914 году, причем вошла в педагогический коллектив с почетом — сам министр просвещения рекомендовал ее как достойнейшую.

Летом  1914 года по окончании филологического факультета Петербургского университета Надежда Николаевна приехала к отцу в польский город Калиш. Вскоре на семью обрушилось суровое испытание начавшейся войны: оккупационные власти задержали Н. Семеновского в качестве заложника. И тогда, забрав семейные бумаги и казенные деньги, полученные отцом на ремонт гнмназии — 330 рублей золотом, — Надежда Николаевна подалась на восток. Путь был нелегким: прошла пешком сотни километров, отделявшие Калиш от Варшавы. В Петербурге золото сдала в Министерство просвещения. Признанием патриотического подвига и явилось назначение Семеновсвой в Царскосельское реальное училище.

В учительской деятельности Надежды Николаевны проявлялись неуемное  желание служить людям, ее педагогическим  кредо было воспитание хорошего человека. И как всегда, за добро дети платили добром.

К. Иванову - автору цитируемой статьи о Семеновской, не раз доводилось встречаться и беседовать с уроженцами Павловска, которым посчастливилось учиться у Надежды Николаевны — В. И. Кукушкиным и А. В. Юдиным. Его пожилые собеседники охотно делились  воспоминаниями о любимой учительнице.  

В ней счастливо сочетались внешняя привлекательность женщины — чарующая улыбка, выражение глаз, красивая прическа и костюм; душевные достоинства и  педагогическая одаренность; сдержанность и  артистизм натуры. Изумляли знание предмета, дар речи,  искусное чтение. Стихи, как правило, Надежда Николаевна читала наизусть. Это она привила мне любовь к  чтению, — делился своими внечетлениями В. И. Кукушкин. 

Многих школьников увлекал драматический кружок, которым руководила Н.Н. Семеновская. Спектали шли на профессиональном уровне. С началом Первой Мировой войны участники драмкружка давали спектакли для раненых царскосельских лазаретов. Так в апреле 1916 года под руководством Семеновской были представлены комическая пьеса для детского театра Н.А.Глазунова "Матрена Спиридоновна" и сцены из "Мертвых душ": Чичиков у Ноздрева и Манилова. На этом спектакле присутствовали дочери Николая II - великие княжны Татьяна, Мария и Анастасия Николаевны. 

 Ее воспитанники бывали у нее дома на Колпинской (ныне Пушкинской) улице, приглашали их и к праздничному столу по случаю дня рождения учительницы.

В отчете реального училища за 1915-1916 учебный год отмечалась активная работа Н.Н.Семеновской в комиссии по оказанию учебной помощи детям участников войны и беженцам, и в постоянной испытательной комиссии для производства испытаний на звание вольноопределяющегося 2 разряда. 

После февральской революции 1917 года в жизни  Семеновской произошло неприятное событие, заставившее ее покинуть школу.  В классе или кружке она читала, как всегда, наизусть, отрывки из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина. В монологе Думного дьяка Щелкалова (сцена «Красная площадь») говорится о намерении  патриарха совместно с боярами, дворянами и всем народом православным идти «молить царицу вновь, да сжалиться над сирою Москвою и на венец благословить Бориса» . Кто-то, не сведущий  в литературе, услышанные  слова истолковал  как проявление монархических настроений учительницы и доложил властям. Надежду Николаевну водворили в Ратушу и учили допрос.  

— Какого Бориса хотите посадить на престол?

— За Пушкина отвечать не могу, - отвечала учительница.

 Через несколько дней по просьбе реалистов  Надежда Николаевна была освобождена. Но боль не утихала, спокойствие не возвращалось и  Надежда Николаевна принимает решение оставить школу.

В 1918 году, после встречи с наркомом В.А.Луначарским, она была определена в 5-ю Петроградскую гимназию.  В следующем году Надежда Николаевна  вышла замуж за уроженца Павловска, преподавателя истории Б. П. Брюллова. В двадцатые годы Борис Павлович, талантливый искусствовед; преподавал в Институте сценических искусств. Его учениками были Н. Черкасов, Б. Чирков, Ю. Толубеев и другие.

Незадолго до Великой Отечественной войны Надежда Николаевна овдовела. Вместе с дочерьми она оставалась в блокадном Ленинграде. Одна из дочерей умерла, вторая стала инвалидом.  Умерла Надежда Николаевна в 1952 году.

Ее педагогическая деятельность  была высоко оценена - она стала кавалером ордена Ленина. 

 

Учитель пения Н.М.Моисеев. 

Преподаватель пения Никита Моисеевич Моисеев (прадед автора страницы) работал в  реальном училище с момента его основания  . Он  был хормейстером духовного хора, обучал светскому пению, заведовал музыкальной частью школьных драматических спектакле /5,6/.  Руководимый им хор выступал с успехом, как на ученических концертах, так и для развлечения раненых в царскосельских лазаретах 1-ой мировой войны. Судя по воспоминаниям /5/ выпускника училища В.И.Кукушкина:  "случалось ходили петь и царю". Никита Моисеевич не только преподавал пение, но и сочинял музыку. В газете "Царскосельская мысль"  от 21 окт. 1912 года  упоминается, что на торжественном заседании педагогического совета, посвященном 10-летнему юбилею  царскосельского  Реального училища, хором учеников была исполнена "юбилейная"  кантата на музыку Н.М. Моисеева /7/
  Помимо реального  училища  он преподавал пение в царскосельском  женском 2-х классном училище и  служил псаломщиком в Госпитале Царскосельского Дворцового ведомства. В этом госпитале, во время первой мировой войны, императрица Александра Федоровна, со своими старшими дочерьми Ольгой и Татьяной, работали хирургическими сестрами. 

Никита Моисеевич был отцом большого семейства, у него было семеро детей. Начиная с 1905 года  Моисеевы жили в своем доме, по адресу: Царское Село, ул. Жуковско-Волынская д. 6.

 

Преподаватель математики, физики и французского языка Г.О.Мёбес. 

 Преподаватель  математики, физики и французского языка, коллежский советник Григорий Оттонович Мёбес (1869-1934), промелькнул на педагогическом небосклоне Царского Села в 1904-1905 учебном году, где, помимо реального училища,  он преподавал физику и математику в Николаевской гимназии, а также физику в женском училище Министерства Народного Просвещения.  

Воспоминаний о его преподавательской деятельности практически не сохранилось. Автору удалось обнаружить  лишь один маленький отрывок из воспоминаний (1908 год) выпускника Пажеского корпуса Б.Н.Третьякова /8/, где упоминается имя преподавателя Г.О.Мебеса:  "нервный  Мебес теребил свой ус и, ломая при этом мел о черную доску, посвящал нас в премудрости бинома Ньютона."  Видимо Григорий Оттонович  был неплохим педагогом, поскольку преподавал в таком привилегированном учебном заведении, как Пажеский корпус, где учились представитетели высшей Российской аристократии.  Согласно сведениям В.С.Брачева/18/ Г.О.Мебес преподавал в Пажеском и Николаевском корпусах в 1906-1911 гг. 

Однако не успехи на ниве народного просвещения привели к тому, что труды Григория Оттоновича Мебеса  публикуются  в современном интернете, имя его упоминается в трудах профессиональных историков и литературоведов /9,10/, персонаж Г.О. Мебес  стал действующим лицом современного романа /11/.  

Такая популярность объясняется тем, что  скромный учитель математики, физики и французского языка был  одним из  вождей  русского  масонства и розенкрейцерства,   активным членом  мартинисткой ложи  и  теоретиком оккультизма! 

Мартинисткая ложа, представлявшая собой ветвь одноименного французского Ордена (Каббалистический орден Розы и Креста) была основана в России  французским оккультистом Жераром  Енкоссом, известным под псевдонимом Папюс.  В 1912 году  среди членов ложи произошел раскол, и петербургская часть Ордена во главе с Григорием Мебесом объявила о своей автономии.   

В 1911—1912 годах Г.О.Мёбес, писавший под псевдонимом ГОМ, прочел в Петербурге лекционный “Курс энциклопедии оккультизма”/12 /, который практически во всем следовал теории Папюса.   Лекции эти пользовались очень большой популярностью, о чем свидетельствуют десятки воспоминаний и отзывов, многие из которых засвидетельствованы в работах  по истории русского оккультизма начала века /9, 13/.  В своем курсе ГОМ  соединял в единое целое Каббалу и карты Таро, в соответствии с магическими каббалистическими “малыми арканами Таро”. 

"Вся внешность Григория Оттоновича, - пиcал о нем  издатель сборника “Оккультизм и Иога”А.М.Асеев /17/ , - производила впечатление внутренней силы. Крупный, с широкими плечами, немного сутулый, резкие черты лица, с тяжелым горбатым носом и густыми бровями, нависшими над спокойными и всегда внимательными серыми глазами, густыми усами и клинообразной бородкой.
Цвет волос рыжий, с проседью. Обычно был одет в черный сюртук. Манеры имел спокойные и несколько старомодные, говорил изысканно вежливо, зачастую вставляя в речь шутку" .

В отличие от многих членов других мистических Орденов, преследовавших политические цели,  Генрих Оттонович  основной своей задачей считал посвящение молодежи в эзотерическое учение Ордена. 

Одним из его учеников в царскосельской Николаевской гимназии был начинающий поэт Николай Гумилев. Быть может именно Мебесу обязан он знакомству с мистическими учениями и интересу к каббалистической символике,  нашедшим, в дальнейшем, отражение в его творчестве /14/ .  

Петербургская  мартинисткая ложа продолжала свою деятельность и после революции, вплоть до ее разгрома в 1926 году ОГПУ .  В 1918 -1921 гг.  Г.О. Мебес читал в Петрограде лекции по Зогаре (часть Каббалы), а его жена Мария Нестерова - лекции по истории религии, с ярко выраженным антихристианским уклоном. . Помимо чисто теоретических занятий, в “школе” велась и практическая работа по развитию у ее членов способностей к телепатии и психометрии. Среди  прошедших “школу” Г.О. Мебеса в 1918-1925 гг. были известный военный историк Г.С. Габаев и поэт Владимир Пяст /15/.

В середине 1928 года в газетах "Ленинградская правда" и "Красная звезда" появились сообщения, что чекистами была раскрыта Великая ложа "Астрея" во главе с 70-летним "черным оккультистом"  Григорием Оттоновичем Мебесом. Начатое расследование, как утверждала газета, вскоре показало, что в Ленинграде действовали "вполне серьезные масонские ложи с несколькими десятками членов, с магистрами и мастерами, с посвящением, клятвами, подписанными кровью, уставом, заграничной перепиской и членскими взносами" /16/.  По данным  А.М. Асеева  /17/, Григорий Оттонович Мебес  умер в Усть-Сысольске в 1930 году.
 

Согласно "Книги памяти репрессированных" :  Григорий (Генрих) Оттонович Мёбес родился в 1869 в Риге (дворянин). В 1891 г.  окончил физико-математический факультет Петербургского университета. В 1904-1905 гг.  преподавал математику, физику в реальном училище и Николаевской гимназии, а также физику в женском училище министерства народного просвещения; с 1906 по 1911 гг. в Пажеском и Николаевском корпусах, к 1917 г. — действительный статский советник.

<...>В декабре 1925 года Г.А. Мёбес был арестован как «руководитель масонской организации». 18 июня 1926 — приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В 1927 — по амнистии срок приговора сокращен на ?.  24 августа 1928 — приговорен к 3 годам ссылки в Уральскую область, 18 сентября освобожден из лагеря и отправлен в Свердловск. В марте 1932 — просил помощи Помполита, так как до сих пор не был освобожден из ссылки. Благодаря ходатайству юридического отдела Помполита освобожден 13 апреля с ограничением проживания на 3 года. Поселился в Великом Устюге, где после освобождения из ссылки обосновалась его супруга Мария Алфредовна (ур. Нестерова), в июле 1934  там же скончался.

 

 Реальное училище                ПРОДОЛЖЕНИЕ: УЧЕНИКИ  >>>           Учебные заведения Ц.Села

 

Библиография

1. Историческая записка о царскосельском реальном училище Императора Николая II за первые девять лет существования (1902 - 1911 г.). Царское Село. 1911 г. 105 с.

2.  В.Трубицын. Сто свечей на школьном торте. // Царскосельская газета. 5 октября 2002 г. №78(9400)..

3. В.С. Маслов.  Владислав Евгеньевич Евгеньев-Максимов (1883-1955). Л., изд. Ленингр. ун-та. 1968.

4. Э.Голлербах. Город муз. Царское Село в поэзии. "Арт-Люкс" Санкт-Петербург, 1993.

5. К.Иванов. Учительница первая.// Газета "Вперед",  г. Пушкин, 9 июля 1987 года. 

6.  Краткий отчет о состоянии царскосельского реального училища Императра Николая II за 1915-1916 учебный год, составленый членом педагогического совета В. Кардашевским. 

7. Царскосельское реальное училище Императора Николая II (1902 - 1912 г.): (Очерк) //  Царскосельская мысль (Ц.С.). - 1912 - 21 октября - /№2/. - С.16-18.

8. Воспоминания камер-пажа Б.Н. Третьякова. 1911 г.

9.  Марина Аптекман. Фантастическая каббала и ее роль в истории русского оккультизма: великое тайное учение или успешное шарлатанство? Журнал «Континент» 2001, №107

10. Д. Н. Яцутко. Николай Гумилев и Велимир Хлебников: сравнительная интерпретация мистических мотивов.

11.  И.С. Тархи Шарф Уль-Гин. Три жизни Сергея Бояршинова, банкира и художника. Геликон Плюс - СПб - 2000. 

12.. Курс энциклопедии  оккультизма читанный Г.О.М. в 1911--1912 академическом году в городе  С.-Петербурге. С-Петербург. 1912.

13. Богомолов Н.А.   В кн.: “Русская литература начала ХХ века и оккультизм”. М., НЛО, 1999.

14. Богомолов Н. А.  Гумилев и оккультизм: продолжение темы// Новое литературное обозрение. - №26, 1997. 

15Виктор Брачев. Тайные масонские общества в СССР.  

16. Маги против Сталина. 

17. Асеев А.М. Посвятительные ордена: масонство, мартинизм и розенкрейцерство. Публ. Н.А.Богомолова // Литературное обозрение. М., 1998, 2. С.33.

18. Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней.

 

 

История из домашнего архива  | Ц. Село на рубеже  XIX-XX  веков  |  Статистика Ц.С.   |  Карта Ц.С.  |  Ц. С. в интернете

      Прогулка по Царскому Селу начала XX века:  часть1, часть2, часть3 | Воспоминания о Царском Селе

Ул. Малая  | Дом-музей Н.Гумилева и А.Ахматовой | Учебные зав-я  Лечебные зав-я | Кн. Гедройц | Семьи царскоселов 

 Домашняя страница  |  Евпатория 1915 -1922 Генеалогия  Содержание сайта

  

 Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Идея, разработка, содержание, веб дизайн  Кирилла Финкельштейна,  сентябрь 2003.