Здание Николаевской гимназии до 1890 года

 УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В 

ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ 
НИКОЛАЕВСКОЙ ГИМНАЗИИ.

  

НИКОЛАЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ:    ИСТОРИЯ   1905 ГОД   ЗДАНИЕ  1 этаж, 2 этаж  Церковь УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

ДИРЕКТОРА  ПРЕПОДАВАТЕЛИ  УЧЕНИКИ   ВОСПОМИНАНИЯ  ПОЭТЫ  ПРАВИЛА  ФОТОАЛЬБОМ

 

 

Программа обучения и распорядок гимназической жизни  в Николаевской гимназии/2-4/ были такими же, как и в других классических гимназиях дореволюционной России. Учебный процесс строго подчинялся  так называемым гимназическим уставам, предписывавшим не только перечень изучаемых предметов, но и время отведенное на каждый из них.  Так согласно гимназического устава 1871 года курс обучения длился 8 лет (7-й класс делился на 2 года), на латинский и греческий языки отводился 41% учебного времени, а на физику, математику и естествознание лишь 18% /1/.  В этом же году были введены должности классных наставников и надзирателей. С 1875 года для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, строго обязательным стало посещение церкви. С момента открытия царскосельского гимназического храма требовалось чтобы:  "гимназический храм, существующий для учеников, посещался ими в воскресные и праздичные дни и особенно в дни общей молитвы подданных за возлюбленного Государя и членов Его Царственной Семьи" /3/

В 1888 году в Николаевской гимназии были введены отдельные для каждого ученика  кондуитные листы "дабы иметь о каждом ученике возможно полные сведения в учебном и воспитательном и отношениях". В кондуит записывались все проступки ученика и на основании записей в нем "принимались соответствующие меры к его исправлению". Наличие кондуитов** , как и необходимость воскресных посещений гимназической церкви не вызывали у большинства учеников воодушевления.  "Неукоснительное соблюдение гимназического этикета, безгрешная чистота тетрадей и «шарканье ножкой» угнетали душу. Особенно мучительным казалось обязательное воскресное стояние в церкви. Ровными шеренгами, строго по классам и по ранжиру, пребывали мы в состоянии, близком к каталепсии, около полутора часов." - вспоминал  /5/ учившийся в начале 1900-х годов в Николаевской гимназии Всеволод Рождественский

Во второй половине XIX века в  классических гимназиях изучались: Закон Божий*, русский язык, церковнославянский язык и словесность, древние языки (латинский и греческий), история, география, естественная история, математика, физика, космография, чистописание и рисование.  Впоследствии состав изученаемых предметов несколько изменился. В 1902 году было отменено преподавание латыни в первых двух классах, а греческого в третьем и четвертом, он стал необязательным языком.  В 1910 году выпускники Николаевской гимназии получали аттестаты зрелости, где им выводились оценки по 12 предметам: Закону Божию,  русскому языку,  философской пропедевтике,  латинскому языку,  законоведению, математике,  физике, математич. географии,   истории,  географии,   немецкому и  французскому языку. 

  

Урок фехтования в рекреационном зале. Ок. 1895 г. 2 Оркестр гимназии. Ок. 1895 г.2 На уроке гимнастики.
Ок. 1904 г.
7
Программа спектакля "Царь Эдип". 1891 г.2

  

Несмотря на гуманитарную направленность гимназии, уровень преподавания точных наук был весьма высок. Об этом наглядно говорят "Темы и задачи, данные ученикам  гимназии на письменных испытаниях 1898-1899 года".  Вот пример задачи по алгебре, задававшейся ученикам 6-го класса:

"Некто занял 24500 рублей на 15 лет по процентам, равным первому члену арифметической прогрессии, состоящей из 12 членов и имеющий последним членом 36,3, а сумму равную 248,4. Сколько он должен уплачивать ежегодно, чтобы выплатить долг с процентами к концу срока?"

 

Гимназия содержалась за счет средств государственного казначейства, сумм городских обществ, сумм сбора за учение и процентов с пожертвованных капиталов. Ежегодная плата с учеников за учение постепенно возрастала, от 40 рублей в 1870 году до 85 рублей в 1910 году.  За полных пансионеров взималась плата в 450 рублей (1902-03 г.). Значительная часть учеников  пользовалась различными льготами, или вовсе освобождалась от платы за обучение. 10% учеников освобождались от платы за достойное прилежание и поведение, более 10% пользовались различными стипендиями, освобождены от платы были также дети работников министерства нар. просвещения, прослуживших более 10 лет.

 

При всей внешней схожести с другими российскими классическими гимназиями, было что-то в Императорской Николаевской, помимо громкого титула, что позволило выйти из ее стен столь многим литературным талантам

Одной из отличительных особенностей, помогавшей выпускать таланты, был высокий уровень эстетического воспитания гимназистов. Желающим давались внеклассные уроки музыки, пения и фехтования, под руководством артистов императорских театров проходили уроки танцев. Проводились литературно-музыкальные вечера, лекции и экскурсии; ставились самодеятельные спектакли, давались ежегодныегимназические балы.  Большим успехом ползовались гимназические хор и оркестр, участвовавшие в концертах не только для учеников и их родителей, но и для широкой публики. Памятным днем в жизни гимназии стало 27  мая 1899 года, когда в императорском Китайском театре был устроен Пушкинский праздник в честь столетия великого поэта с участием хора и оркестра гимназистов. На празднике с речью «Пушкин и Царское Село»  выступил директор гимназии И.Ф.Анненский. 

Еще одним ярким событием в жизни гимназии стали постановки греческих трагедий Софокла: "Антигона"  и "Царь Эдип",. осуществленные силами учеников и преподавателей. Спектакли шли на греческом языке, в сопровождении хора и оркестра гимназии.  Подготовкой спектакля "Антигона" руководили учитель древнегреческого языка С. О. Цыбульский, учитель музыки В. П. Петров и регент Первого Стрелкового Е. И. В. батальона Е. Н. Жильников. На подготовку ушло около трёх месяцев. Спектакль состоялся в мае 1891 г. на сцене Павловского театра. Вот что писала о спектакле газета «Невское время»: “Монологи трагедии часто чередовались с хорами, сочиненными Мендельсоном к словам трагедии. Несмотря на малочисленность хора, стройное исполнение каждого номера вызывало знаки одобрения публики и требование повторения некоторых номеров. В особенности же удачно был исполнен последний хор, отличающийся наибольшей трудностью для исполнения”. Соло из трагедии было исполнено Василием Голиковым настолько удачно, что публика потребовала его повторить. Опыт с «Антигоной» был признан настолько удачным, что в 1893 г. точно таким же образом силами гимназического хора на сцене придворного китайского театра был поставлен и исполнен «Царь Эдип»."

Во все последующие годы гимназические отчеты пестрят упоминаниями и о других спектаклях, как древнегреческих трагедий, так и отечественной классики, поставленных силами преподавателей и учеников. Традиции самодеятельных спектаклей продолжились и в первые годы советской власти. В 20-е годы на сцене 1-ой школы, в которую была переименована гимназия,  с успехом ставились оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Русалка" Доргомыжского, "Фауст" Гуно, ставшие культурным событием  уже  не в Царском, а Детском Селе /8/. Народный артист СССР М.И.Царев вспоминал, как в 1918-1919 гг вместе с одноклассниками Юрием Свириным, ставшим ведущим актером театра им. Пушкина, и Мечисом Гедвиласом, ставшим первым председателем Совмина Литовской ССР, он в качестве актера и режиссера принимал участие в постановке русской классики на сцене царскосельской гимназии /9/

Пожалуй главным отличием Николаевской гимназии от других гимназий было всеобщее увлечение гимназистов поэзией. «Виной» тому были и близость воспетых в стихах царскосельских дворцов и парков, и незримое присутствие Genio loci этих мест Александра Пушкина, и «дух высокой поэзии», занесенный Анненским и Гумилевым в стены гимназии. Силами учеников издавался рукописный литературный журнал, проводились художественные вечера, на которых гимназисты, даже во времена сумрачного директора Мора, читали свои стихи, стихи И.Анненского и других поэтов. 

Кирилл Финкельштейн   


Прочитав рассказы "Иссак Иванович", "Муромцев приехал", "Урок греческого" /6/ выпускника Николаевской гимназии 1901 года Александра Оцупа (псв. С.Горный) вы узнаете о маленьких хитростях, которые применялись гимназистами "в борьбе" с преподавателями,  о первых учениках и отпетых лодырях, о том, как протекала повседневная жизнь Царскосельской  гимназии более 100 лет тому назад.  


 * Преподавание Закона Божьего в Николаевской гимназии отличалось известной веротерпимостью, так в гимназии преподавали законоучители не только православного, но и лютеранского и римско-католического вероисповеданий, хотя доля учеников этих конфессий  не превышала нескольких процентов.  

 

** В гимназии все дороги вели в кондуит. Жизнь каждого сизяка (гимназиста) была вписана в кондуитный журнал. Штрафы, "безобеды", выговоры, исключения из гимназии... Страшная это была книга! Тайная книга. "Голубиная книга" .

Лев Кассиль. Кондуит и Швамбрания.    

 

               Темы и задачи, данные ученикам Императорской Николаевской Царскосельской гимназии на письменных испытаниях 1898-1899 года.  

  Продолжение: ДИРЕКТОРА   >>>       Учебные заведения Ц.Села       Словарь педагогических терминов

 

Библиография

1. Л.Захарова, Ю.Орлова. Классическая гимназия. Вчера и завтра. 

2.  Сведения об Императорской Николаевской  гимназии в Царском Селе.  1898-1899 учебный год. С.-Петербург, 1900. 

3. Краткий исторический очерк Императорской Николаевской гимназии за XXV лет (1870-1895). Спб., 1895. 256 с. 

4. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования. (1896-1911). Спб., 1912. 100с.

5. Всеволод Рождественский. Страницы жизни. Из литературных воспоминаний.  М.-Л.: Сов. писатель. 1962. С.22-23, 30-31, 97-100. 

6. С.Горный. Сборник рассказов "Всякое бывало". Берлин, 1927 г.

7.  Домашний архив автора статьи. Второй слева в нижнем ряду Кирилл Афанасьев - дед автора страницы.

8. Л.Баранова (Зегжда). Воспоминания старожила города. Царскосельская газета. 14 сент. 2000 г. №106 (9131).

9. Михаил Царев. Путь к театру.  Михаил Царев 

 

История из домашнего архива  | Ц. Село на рубеже  XIX-XX  веков  |  Статистика Ц.С.   |  Карта Ц.С.  |  Ц. С. в интернете

      Прогулка по Царскому Селу начала XX века:  часть1, часть2, часть3 | Воспоминания о Царском Селе

Ул. Малая  | Дом-музей Н.Гумилева и А.Ахматовой | Учебные зав-я  Лечебные зав-я | Кн. Гедройц | Семьи царскоселов 

 Домашняя страница  |  Евпатория 1915 -1922 Генеалогия  Содержание сайта

 

 Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Идея, разработка, содержание, веб дизайн  Кирилла Финкельштейна, февраль  2006.

 

 

Hosted by uCoz