ЦАРЕВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (1903–1987)

актер, народный артист СССР


ВЫПУСКНИК  ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ  НИКОЛАЕВСКОЙ  ГИМНАЗИИ  1919 года

 

НИКОЛАЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ:    ИСТОРИЯ   1905 ГОД   ЗДАНИЕ  1 этаж, 2 этаж  УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС 

ДИРЕКТОРА  ПРЕПОДАВАТЕЛИ  УЧЕНИКИ   ВОСПОМИНАНИЯ  ПОЭТЫ  ПРАВИЛА  ФОТОАЛЬБОМ

   

 

Глава о М.И. Цареве из книги автора этого сайта: К.И.Финкельштейн. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики. - СПб.: Серебряный век, 2009. С.248-251 /1/.


 

Михаила Ивановича без тени иронии или насмешки называли в театральной среде «Царь» не только из–за обилия званий и постов (Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Сталинской и государственной премий, художественный руководитель Малого театра, председатель правления Всероссийского театрального общества), но и за редкое актерское мастерство, позволявшее ему «царить» на сцене, за достоинство и благородный аристократизм. С Царскосельской гимназией выдающегося мастера русской сцены связывал непродолжительный период, но именно здесь, благодаря участию в школьных спектаклях, он получил первые уроки актерского мастерства и режиссуры. Отсюда начался его «путь к театру».

Михаил Иванович родился в Твери, в семье старшего фельдшера железнодорожной больницы Ивана Изотовича Царева. Он был младшим ребенком в семье, кроме него на попечении матери Марии Петровны находились сестра Евгения и двое братьев. В 1908 году Ивана Изотовича перевели в Ревель (Таллинн), где Михаил поступил в Ревельскую Николаевскую гимназию. Уже с начальных классов его главным увлечением стал театр. Михаил посещал любительские спектакли, в которых играла его сестра, читал на концертах стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, вскоре ему стали давать небольшие роли в самодеятельных постановках. Большое впечатление на него произвели выступления приезжавших на гастроли профессиональных трупп.

Шла Первая мировая война и, когда летом 1917 года немецкие войска начали приближаться к Ревелю, И. И. Царева эвакуировали в Царское Село, где семья поселилась в доме рядом со станцией Царский Павильон, находившейся неподалеку от Феодоровского городка. Осенью Михаил пошел в VII класс Николаевской Царскосельской гимназии. Каждый день, идя на занятия, он проходил мимо мест, связанных с жизнью Пушкина: дома на Колпинской, Лицея, Екатерининского парка. «Пушкин входил в мое сознание конкретными, продолжающими его жизнь тропинками, по которым можно ходить, стенами домов, которых можно коснуться, окнами, в которые можно заглянуть, шумом деревьев, который можно услышать. <…> Любовь к Пушкину осталась во мне навсегда. Не случайно в дальнейшем я часто читал на концертах его произведения», – вспоминал Михаил Иванович.

 

Миша Царев. 1906 год. Михаил Царев. 1920-е годы. Народный артист СССР 
Михаил Иванович Царев.

 

В Царском Селе окрепло увлечение Михаила театром: он посещал утренники в петроградском Александринском театре, посещал Палас–театр – Петроградскую оперетту, был участником школьных спектаклей. Несмотря на голодное и холодное время «военного коммунизма», в гимназии сохранялись традиции самодеятельных постановок. Живое участие в них как актер и режиссер принимал Миша Царев. Особо запомнился ему гимназический спектакль по комедии Тургенева «Завтрак у предводителя», где он сыграл роль Алупкина. Видевший этот спектакль отец Михаила сказал ему: «Ты бы поменьше ходил в оперетку, а побольше в Александринский театр». Эти слова оказались пророческими, вскоре Михаил Иванович стал актером прославленной труппы.

 Стремление учеников к театру поддерживал преподаватель русского языка, поклонник искусства Алексей Михайлович Малоземов, ставший с 1922 года директором 1-ой трудовой школы – бывшей Николаевской гимназии. Однажды он пригласил Михаила к себе домой. «В холодное, голодное время пришел я к Малоземову. Он завел граммофон, и мы слушали Шаляпина, Качалова...
В этом его, таком простом поступке я почувствовал искреннюю заинтересованность и заботу учителя о судьбе своего питомца», – вспоминал Царев.

Когда в 1919 году Михаил закончил школу, сомнений в определении жизненного пути у него не возникло, он выбрал для себя «путь к театру». Скрыв от родителей свое намерение, он поступил в Школу русской драмы при Александринском театре, еще студентом вошел в труппу Большого драматического театра. В 1924–1931 гг. работал в театрах Москвы, Махачкалы, Казани и Симферополя, с 1931 года играл в Ленинградском академическом театре драмы. В 1934 году уже полюбившийся ленинградцам актер неожиданно для многих перешел в театр Мейерхольда, где запомнился великолепно сыгранными ролями Чацкого в спектакле «Горе уму» и Армана Дюваля в «Даме с камелиями». В 1937 году театр Мейерхольда закрыли, и М. Царев вместе с ведущими актерами труппы перешел в московский Малый театр. Вся последующая жизнь Михаила Ивановича была неразрывно связана со сценой этого прославленного старейшего российского театра.

В течение 40 лет М. И. Царев блистал на сцене Малого театра в заглавных ролях пьес классического репертуара и в спектаклях советских авторов. Вершиной актерского мастерства считаются его роли Федора Протасова в «Живом трупе» Л. Н. Толстого, Егора Ильича в «Селе Степанчиково» Достоевского, Арбенина в лермонтовском «Маскараде», Макбета в одноименной пьесе Шекспира, Вожака в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского.

Кроме сценических, у Михаила Ивановича была еще «любимая роль» театрального деятеля. С 1950 по 1963 год он был директором Малого театра,
в 1964–1986 гг. – председателем Всероссийского театрального общества. Коллеги Царева по Малому театру писа
ли[2], что как директор, он сумел удержать высочайший актерский уровень и традиции труппы, хотя сохранять гармонию в среде талантливых людей было совсем непросто. «В театре возникали разные ситуации, и у него была оппозиция. Но из всех конфликтов он выходил достойно. У него было удивительное ощущение себя. <…> Благородство, достоинство – сейчас этого так мало». Сменивший Царева на посту директора Малого театра Юрий Соломин говорил не только об уникальности своего предшественника, о величии его таланта, но и о его редком по нынешним временам бескорыстии: «... он был нестяжатель. После его кончины у семьи ничего не осталось – ни дачи, ни сберкнижек, ни, тем более, зарубежных вкладов. <…> Но он оставил после себя имя».

  Кирилл Финкельштейн      

 Примечания

1. Основные источники раздела: а) Коржевич М. Путь актера. М., 1981. б) Царев М. И. Путь к театру // Михаил Царев: жизнь и творчество. М.: ВТО, 1983. С. 13–29.

2. Статьи В. Максимовой, Е. Глушенко, Ю. Рыбакова, В. Соломина о М. И. Цареве на сайте Малого театра.

 

Ученики     Царскосельская Николаевская гимназия      Учебные заведения Царского Села

 

История из домашнего архива  | Ц. Село на рубеже  XIX-XX  веков  |  Статистика Ц.С.   |  Карта Ц.С.  |  Ц. С. в интернете

      Прогулка по Царскому Селу начала XX века:  часть1, часть2, часть3 | Воспоминания о Царском Селе

Ул. Малая  | Дом-музей Н.Гумилева и А.Ахматовой | Учебные зав-я  Лечебные зав-я | Кн. Гедройц | Семьи царскоселов 

 Домашняя страница  |  Евпатория 1915 -1922 Генеалогия  Содержание сайта

  

Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Содержание, веб дизайн:  Кирилла Финкельштейна, апрель 2012 года.

Hosted by uCoz