ЦАРЕВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (1903–1987)актер, народный артист СССРВЫПУСКНИК ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ НИКОЛАЕВСКОЙ ГИМНАЗИИ 1919 года
|
НИКОЛАЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ: ИСТОРИЯ 1905 ГОД ЗДАНИЕ 1 этаж, 2 этаж УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДИРЕКТОРА ПРЕПОДАВАТЕЛИ УЧЕНИКИ ВОСПОМИНАНИЯ ПОЭТЫ ПРАВИЛА ФОТОАЛЬБОМ |
||||||||
Глава о М.И. Цареве из книги автора этого сайта: К.И.Финкельштейн. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики. - СПб.: Серебряный век, 2009. С.248-251 /1/.
Михаила Ивановича без тени иронии или насмешки называли в театральной среде «Царь» не только из–за обилия званий и постов (Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Сталинской и государственной премий, художественный руководитель Малого театра, председатель правления Всероссийского театрального общества), но и за редкое актерское мастерство, позволявшее ему «царить» на сцене, за достоинство и благородный аристократизм. С Царскосельской гимназией выдающегося мастера русской сцены связывал непродолжительный период, но именно здесь, благодаря участию в школьных спектаклях, он получил первые уроки актерского мастерства и режиссуры. Отсюда начался его «путь к театру». Михаил Иванович родился в Твери, в семье старшего фельдшера железнодорожной больницы Ивана Изотовича Царева. Он был младшим ребенком в семье, кроме него на попечении матери Марии Петровны находились сестра Евгения и двое братьев. В 1908 году Ивана Изотовича перевели в Ревель (Таллинн), где Михаил поступил в Ревельскую Николаевскую гимназию. Уже с начальных классов его главным увлечением стал театр. Михаил посещал любительские спектакли, в которых играла его сестра, читал на концертах стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, вскоре ему стали давать небольшие роли в самодеятельных постановках. Большое впечатление на него произвели выступления приезжавших на гастроли профессиональных трупп. Шла Первая мировая война и, когда летом 1917 года немецкие войска начали приближаться к Ревелю, И. И. Царева эвакуировали в Царское Село, где семья поселилась в доме рядом со станцией Царский Павильон, находившейся неподалеку от Феодоровского городка. Осенью Михаил пошел в VII класс Николаевской Царскосельской гимназии. Каждый день, идя на занятия, он проходил мимо мест, связанных с жизнью Пушкина: дома на Колпинской, Лицея, Екатерининского парка. «Пушкин входил в мое сознание конкретными, продолжающими его жизнь тропинками, по которым можно ходить, стенами домов, которых можно коснуться, окнами, в которые можно заглянуть, шумом деревьев, который можно услышать. <…> Любовь к Пушкину осталась во мне навсегда. Не случайно в дальнейшем я часто читал на концертах его произведения», – вспоминал Михаил Иванович.
В Царском Селе окрепло увлечение Михаила театром: он посещал утренники в петроградском Александринском театре, посещал Палас–театр – Петроградскую оперетту, был участником школьных спектаклей. Несмотря на голодное и холодное время «военного коммунизма», в гимназии сохранялись традиции самодеятельных постановок. Живое участие в них как актер и режиссер принимал Миша Царев. Особо запомнился ему гимназический спектакль по комедии Тургенева «Завтрак у предводителя», где он сыграл роль Алупкина. Видевший этот спектакль отец Михаила сказал ему: «Ты бы поменьше ходил в оперетку, а побольше в Александринский театр». Эти слова оказались пророческими, вскоре Михаил Иванович стал актером прославленной труппы.
Стремление учеников к театру поддерживал преподаватель русского языка,
поклонник искусства Алексей Михайлович Малоземов, ставший с 1922 года
директором 1-ой трудовой школы – бывшей Николаевской гимназии. Однажды
он пригласил Михаила к себе домой. «В холодное, голодное время пришел я
к Малоземову. Он завел граммофон, и мы слушали Шаляпина, Качалова... Когда в 1919 году Михаил закончил школу, сомнений в определении жизненного пути у него не возникло, он выбрал для себя «путь к театру». Скрыв от родителей свое намерение, он поступил в Школу русской драмы при Александринском театре, еще студентом вошел в труппу Большого драматического театра. В 1924–1931 гг. работал в театрах Москвы, Махачкалы, Казани и Симферополя, с 1931 года играл в Ленинградском академическом театре драмы. В 1934 году уже полюбившийся ленинградцам актер неожиданно для многих перешел в театр Мейерхольда, где запомнился великолепно сыгранными ролями Чацкого в спектакле «Горе уму» и Армана Дюваля в «Даме с камелиями». В 1937 году театр Мейерхольда закрыли, и М. Царев вместе с ведущими актерами труппы перешел в московский Малый театр. Вся последующая жизнь Михаила Ивановича была неразрывно связана со сценой этого прославленного старейшего российского театра. В течение 40 лет М. И. Царев блистал на сцене Малого театра в заглавных ролях пьес классического репертуара и в спектаклях советских авторов. Вершиной актерского мастерства считаются его роли Федора Протасова в «Живом трупе» Л. Н. Толстого, Егора Ильича в «Селе Степанчиково» Достоевского, Арбенина в лермонтовском «Маскараде», Макбета в одноименной пьесе Шекспира, Вожака в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского.
Кроме
сценических, у Михаила Ивановича была еще «любимая роль» театрального
деятеля. С 1950 по 1963 год он был директором Малого театра, 1. Основные источники раздела: а) Коржевич М. Путь актера. М., 1981. б) Царев М. И. Путь к театру // Михаил Царев: жизнь и творчество. М.: ВТО, 1983. С. 13–29. 2. Статьи В. Максимовой, Е. Глушенко, Ю. Рыбакова, В. Соломина о М. И. Цареве на сайте Малого театра.
|
||||||||
Ученики Царскосельская Николаевская гимназия Учебные заведения Царского Села |
Обратная связь:
Гостевая книга
Почта (E-mail)
© Содержание, веб
дизайн:
Кирилла Финкельштейна,
апрель 2012 года.