Гл. страница

ИСТОРИЯ  ИЗ  ДОМАШНЕГО  АРХИВА

Гостевая книга

   ЦАРСКОЕ СЕЛО ЕВПАТОРИЯ  |   ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ СОДЕРЖАНИЕ САЙТА  

      

      ПРОГУЛКА ПО ЦАРСКОМУ СЕЛУ НАЧАЛА  XX  ВЕКА

ФЕОДОРОВСКИЙ ГОРОДОК.

Печатается по книге: "Лев Карохин. Сергей Есенин в Царском Селе. ОБЛИК. Санкт-Петербург. 2001.",
с любезного разрешения автора.

  Во время строительства Феодоровского Государева собора возникла идея возведения Феодоровского городка - уникального комплекса зданий в древнерусском стиле. Инициатором и активным участником строительства был ктитор (церковный староста) Феодоровского собора - полковник Дмитрий Николаевич Ломан.

В создании архитектурного облика Городка в стиле древнерусского зодчества важную роль сыграло «Общество возрождения художественной Руси». Проектировал комплекс зданий Феодоровского городка академик архитектуры  Степан  Самойлович  Кричинский.  Строительные работы начались 26 августа 1913 года. Дмитрию Николаевичу Ломану удалось увлечь своей идеей многих весьма зажиточных петербуржцев, и весь комплекс зданий Феодоровского городка был построен на их средства. Первым свой благотворительный взнос внес действительный статский советник А. Н. Заусайлов, затем перечислили деньги купцы Елисеев и Воронин.

Как впоследствии вспоминал С. С. Кричинский, одной из самых сложных задач явилась необходимость соединения стиля древнерусского зодчества с требованиями современного для него времени. И именно после начала строительных работ, когда были утверждены чертежи фасадов зданий и планировка помещений, начался поиск художественно-исторических разработок интерьеров. Для решения этих вопросов и воплощения их в жизнь, Д. Н. Ломан пригласил князя Алексея Александровича Ширинского-Шихматова, художника Виктора Михайловича Васнецова (с которым, по словам, Ю. Д. Ломана, ездил по старинным волжским городам), архитекторов Владимира Васильевича Суслова и Петра Петровича Покрышкина. Подлинные образцы старинной утвари удалось получить в музеях и хранилищах древностей.

    

По замыслу членов «Общества возрождения художественной Руси», чья деятельность должна была широко развернуться в Городке и за его пределами, этот уникальный комплекс должен был стать не просто собранием предметов народного искусства, музеем старинного зодчества, а еще и центром духовного и нравственного возрождения исторических русских национальных традиций. 
В состав Особого комитета по строительству Феодоровского городка, «Высочайше» утвержденного Императором, вошли: А. А. Ширинский-Шихматов (председатель), В. В. Суслов, П. П. Покрышкин, С. С. Кричинский, В. А. Покровский, Д. Н. Ломан и другие.На одном из заседаний «Общества возрождения художественной Руси» автор проекта С. С. Кричинский сказал:
«Мною взяты за образец памятники русского зодчества XVI, XVII и начала XVIII веков... Главные здания, выходящие фасадами к собору, были проектированы в русском стиле XVII столетия, а второстепенные и служебные постройки в духе гражданских сооружений Новгорода и Костромы».

     

В комплекс зданий Феодоровского городка входили: Белокаменная палата, Трапезная палата, дома казарм для нижних чинов, дом для «нижних служащих», стены ограждения, шесть угловых башен, ворота, дом диаконов (Розовая палата), дом причетников (Желтая палата), здание офицерского собрания, прачечная (Белая палата).

 

 Огромную художественную ценность представляет великолепная резьба по камню (Старицкому известняку) на входных воротах у северной башни ограждения Городка. Это блестящее воплощение искусства древнерусских камнерезов. Специальное производство по добыче и обработке известковых камней было налажено в приволжском городе Старицы для отделки не только ворот, но и облицовки фасадов зданий Феодоровского городка.

 

 Большой интерес представляют самые разнообразные крыши домов Городка. Они были покрыты либо поливной зеленоватой черепицей, либо фигурным деревянным гонтом (дранкой оригинальной формы).

 <...> Своим внешним видом Городок напоминает Кремль: здания обнесены каменной зубчатой оградой с «кремлевскими» бойницами шестью «сторожевыми» башнями по углам. 

    

Почти сразу после начала Первой мировой войны, назначение зданий несколько изменилось: церковнослужителям и служащим собора пришлось потесниться. В двух палатах Городка разместились госпитали. Священнослужители обосновались в Розовом павильоне, находившемся внутри двора

В одноэтажной пристройке к Белой палате находились конюшни и каретный сарай. Эта пристройка примыкает к двухэтажному зданию метеостанции с восьмигранной башней.  В одноэтажной пристройке к нему жили санитары и среди них, проходивший здесь военную службу, Сергей Есенин

По протекции Д.Н.Ломана и своих друзей в начале 1916 года С.Есенин был зачислен санитаром "Полевого Царскосельского военно-санитарного поезда №143 Ея императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны."  канцелярия которого находилась в Феодоровском городке. В июне 1916 года он был определен в канцелярию при Феодоровском Государевом соборе, исполняя одновременно обязанности санитара  лазарета № 17 Великих Княжен Марии Николаевны и Анастасии Николаевны, который  был открыт летом 1916 года в здании Белокаменной палаты Феодоровского городка.

 В Феодоровском городке Сергей Есенин общался с интересными людьми. Среди них: 

Преподаватель фехтования, помощник полковника Д. Н. Ломана капитан сводного полка Николай Никанорович Андреев, известный как страстный коллекционер — собиратель материалов по истории театра и циркового искусства;

Чтец-импровизатор, преподаватель художественного чтения, любимец петроградской публики Владимир Владимирович Сладкопевцев, который заведовал делопроизводством в канцелярии лазарета № 17;

 Артист Театра музыкальной драмы Николай Степанович Артамонов, служивший, как и Есенин санитаром; 

Замечательный художник, мастер силуэта и орнаментов Георгий Иванович Нарбут

Живописец И. Шарлемань — представитель известной династии архитекторов и художников;

Один из любимых учеников И. Е. Репина художник Гавриил Никитич Горелов, устроивший себе творческую мастерскую в одной из сторожевых башен ограды Феодоровского городка.

Служили в Феодоровском городке кинооператор Шишмарев, фотограф Александр Функ и известный мастер фоторепортажа Виктор Карлович Булла.

Вместе с Есениным служил санитаром художник Павел Семенович Наумов. Они вместе неоднократно бывали на богослужениях в Феодоровском соборе. Сохранился портретный рисунок Есенина в форме санитара, выполненный с натуры Наумовым 22 ноября 1916 года в Феодоровском городке. 
    

КОНЦЕРТЫ В ЛАЗАРЕТАХ ФЕОДОРОВСКОГО ГОРОДКА

По инициативе полковника Д.Н.Ломана в лазаретах Феодоровского городка усраивались концерты для раненых. Знаменательный концерт в честь тезоименинства (именин) вдовствующей Императрицы Марии Федоровны и ее внучки Великой княжны Марии Николаевны состоялся в лазарете №17 Феодоровского городка 22 июля 1916 года. 

 

Императорский автомобиль Делоне-де-Бельвиль

Царевич Алексей Николаевич за рулем любимого автомобиля Николая II - "Делоне-де Бельвиль". 1909г.

"Часов около четырех к лазарету подъехал огромный императорский "Делоне-де-Бельвиль". У автомобиля были большие медные фонари, а вместо номера на жестянке была нарисована буква "А" под императорской короной. За рулем императорской машины сидел шофер в кителе офицерского покроя, в пальто песочного цвета и фуражке.  А рядом с ним выездной лейб-казак в высокой меховой шапке с алой суконной выпушкой. В машине Императрица и четыре Великие княжны. они приехали осмотреть лазарет и послушать концерт. 
Одеты сегодня Высочайшие особы изысканно. Императрица не в костюме сестры милосердия, а в платье своего любимого сиреневого цвета. Это редкий случай, когда младшие Великие княжны нарядно одеты. Обыкновенно у них довольно затрапезный вид: зимой они ходят в шерстяных вязаных кофточках, на голове - вязаные шапочки, а вокруг шеи замотан длинный шарф, а летом - в длинных шелковых кофточках, заметно выгоревших на спине.
"
                                                                           Из воспоминаний сына Д.Н.Ломана - Юрия.

 

  Вели концерт Сергей Есенин и чтец-импровизатор, любимец петроградской публики Владимир Сладкопевцев, заведовавший делопроизводством в канцелярии лазарета. Есенин прочитал приветствие именинницам, а затем стихотворение "Царевнам", написанное специально к этому дню.
  

"В багровом зареве закат шипуч и пенен,
 Березки белые стоят в своих венцах.
 Приветствует мой стих младых царевен    
 И кротость юную в их ласковых сердцах. 

 Где тени бледные и горестные муки, 
 Они тому, кто шел страдать за нас,
 Протягивают царственные руки,     
 Благославляя их к грядущей жизни час.    

На ложе белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть...
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.

Все ближе тянет их рукой неодолимой  
Туда, где скорбь кладет печальна лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу."

 

После Есенина Владимир Сладкопевцев с блеском прочитал свои юмористические рассказы.  Во втором отделении выступил оркестр балалаечников под руководством легендарного Василия Андреева. Третье отделение концерта состояло из мозаичных сцен пьесы "Вечер в тереме боярышни VII века". Одну из ролей в пьесе играла жена Александра Блока Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок. 
  После концерта Д.Н.Ломан представил Императрице и Великим княжнам Есенина, Сладкопевцева, артиста Театра музыкальной драмы Н. С. Артамонова, служившего санитаром и режиссера Арбатова.  После этого Есенин был награжден золотыми часами с гербом и золотой цепочкой, Сладкопевцев золотым кулоном. 

28 декабря 1916 года в Трапезной палате Феодоровского городка состоялся концерт, названный "Вечер народного искусства". На нем выступали певцы, артисты, музыканты, тяготеющие к народному искусству.  По архитектуре здание Трапезной палаты напоминает Грановитую палату в Московском кремле. В нем несколько сводчатых помещений, которые были ярко расписаны старинным русским орнаментом и гербами российских губерний. 

Концерт состоялся в самом большом помещении Трапезной - Столбовой палате. Ее интерьеры как нельзя лучше соответствовали духу концерта. Вдоль стен разместили  экспозицию русского декоративно-прикладного искусства: бытовую утварь из дерева, керамики и металла, резные пасписные прялки, старинную русскую женскую одежду и многое другое. 

 

     УЧАСТНИКИ  КОНЦЕРТА  В  ТРАПЕЗНОЙ  ПАЛАТЕ  ФЕОДОРОВСКОГО  ГОРОДКА 
 28  ДЕКАБРЯ  1916  ГОДА

     

Сергей Есенин Агриппина Ваганова Василий Андреев Надежда Плевицкая Юрий Морфесси
Сергей Есенин на военной службе. Рис. с натуры П.С.Наумова А.Я.Ваганова в роли Царь-девицы (Балет Конек-Горбунок) Руководитель Великорусского оркестра В.В.Андреев Исполнительница народных песен Надежда Плевицкая* Популярный петербургский певец Ю.С.Морфесси*

  *Живой голос участников концерта Надежды Плевицкой и Юрия Морфесси можно послушать на сайте" Старинные песни и романсы".

 

Как вспоминает Ю.Д.Ломан, первой выступила Ваганова. Известная в то время балерина, затем ставшая признанным педагогом классического танца, на описываемом концерте выступила не в обычной тарлатановой тунике (пачке), а в расшитом русском кафтане и в кокошнике. Дмитрий Николаевич Ломан видел ее в Мариинском театре в балете Конек-Горбунок в роли Царь-девицы и пригласил исполнить фрагменты из балета.

Затем на сцене появилась Надежда Плевицкая, пением которой в разные годы восхищались Ф.И.Шаляпин и Л.В.Собинов. Вспоминая об этом концерте, Плевицкая писала: "Выбор песен был предоставлен мне, и я пела, что мне по душе. Спела я песню революционную, про мужика-горемыку, который попал в Сибирь за недоимки". 

 На вечере выступил ведущий актер Александринского театра Николай Николаевич Ходотов. Несколькими месяцами раньше ему было присвоено звание заслуженного артиста Императорской драмы. исполнял Ходотов, в основном, русские народные песни и частушки. 

Затем на сцену вышла широко известная в те годы артистка Императорских театров, сказительница Варвара Карловна Устругова. В русском сарафане и кокошнике, она, сидя за старинной прялкой, читала нараспев русские народные сказки и сказки собственного сочинения. 

На вечере выступил еще один актер Александринского театра, руководитель театральной студии, "дедушка русской сцены" Владимир Николаевич Давыдов. Аккомпанируя себе на гитаре, он спел несколько русских народных романсов. 

Восторженно был встречен слушателями Юрий Спиридонович Морфесси - певец, которого еще при жизни называли "королем русского и цыганского романса", "кумиром оперетты", "баяном русской песни". 

Блестящее мастерство показал и замечательный музыкант - балалаечник Василий Васильевич Андреев, который выступил с исполнением русских народных мелодий. 

В заключении концертной программы "Вечера народного искусства" с чтением своих стихов выступил Сергей Есенин. Он прочитал поэму "Микола" и несколько стихотворений из цикла "Маковые побасенки", вошедших в его книгу "Радуница". Как и большинство участников концерта, поэт был одет в русский национальный костюм. 

На этом концерте вероятнее всего побывал друг Есенина - поэт Николай Клюев, часто навещавщий Есенина в Феодоровском городке. Большой почитатель и любитель русской старины он не мог пропустить такое неординарное событие.

 

Сегодня Феодоровский городок, значительно поврежденный во время второй мировой войны, по-прежнему разрушается. 

Приведенные на странице фотографии заимствованы из следующих источников:

1.  Лев Карохин. Сергей Есенин в Царском Селе. ОБЛИК. Санкт-Петербург. 2001.
2.  А.Сочагин. Царское Село в открытках конца XIX - начала XX века. Санкт-Петербург. 2002.

3.  Феодоровский городок.

4.  Imperial garage. 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ  ПРОГУЛКИ >>

       

      ПРОГУЛКА ПО ЦАРСКОМУ СЕЛУ НАЧАЛА XX ВЕКА: часть1, часть2, часть3  | ВОСПОМИНАНИЯ О ЦАРСКОМ СЕЛЕ

ЦАРСКОЕ СЕЛО НА РУБЕЖЕ  XIX-XX  ВЕКОВ  СТАТИСТИКА Ц.С.  КАРТА Ц.С. ЦАРСКОЕ СЕЛО В ИНТЕРНЕТЕ

Улица Малая   Дом-музей Н.Гумилева и А.Ахматовой  Учебные зав-я   Лечебные заведения   Семьи царскоселов 

  

Обратная связь:: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Идея, разработка, веб дизайн:  Кирилла Финкельштейна,

Страница создана 26 декабря 2002 года.

Hosted by uCoz