Константин Алексеевич Иванов (1858-1919) - историк, педагог, поэт и писатель.

 Рыцарское вооружение.

ГЛАВА ИЗ КНИГИ КОНСТАНТИНА АЛЕКСЕЕВИЧА ИВАНОВА 

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАМОК И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

  

НИКОЛАЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ:    ИСТОРИЯ   1905 ГОД   ЗДАНИЕ  1 этаж, 2 этаж  УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС 

ДИРЕКТОРА  ПРЕПОДАВАТЕЛИ  УЧЕНИКИ   ВОСПОМИНАНИЯ  ПОЭТЫ  ПРАВИЛА  ФОТОАЛЬБОМ

ДИРЕКТОРА  ГИМНАЗИИ:  И.И.Пискарев,  А.И.Георгиевский,  И.Ф.Анненский,  Я.Г.Мор,  К.А.Иванов
 

 

   К.А.Иванов. Многоликое средневековье. М.: Алитейа, 2001, С.69-75

 

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ

 

Оставим не на долгое время живых людей, а поговорим о предметах бездушных, о предме­тах, составлявших рыцарское вооружение. И в этом вопросе мы ограничим свой интерес главным образом ХП и отчасти ХШ столетиями. Познакомимся сперва с ору­жием наступательным. Оно было двух видов: меч и копье. Меч в форме креста — исключительно рыцарское вооружение. Он состоит из трех частей: стального клинка, рукояти и дискообразного дополнения к последней на самом верху. В древнейшее время употреблялись клинки односторонние, а потом вошли в употребление обоюдоострые. На клинках вырезались различные надписи и фигуры. Надписывалось или имя меча (так как существовал обычай называть их по именам), или какое-либо краткое изречение. Фигуры делались различными: так, мы встречаем упоминание о мече, на клинке которого с одной стороны были изображены три креста, а с другой — три леопарда. Вырезанные надписи и фигуры обыкновенно покрывались позолотой. Из стран, приготовлявших мечи и вообще металлическое оружие, упоминаются различ­ные места Франции, христианская Испания, Англия, Россия и Византия. Рукоять меча граничила с клинком поперечной перекладиной, которая и придавала мечу форму креста. Что каса­ется дискообразного придатка к рукояти, он нередко сообщал мечу характер святыни, так как туда помещались частицы святых мощей и вообще какие-либо реликвии. Меч влагался обыкновенно в ножны, сделанные или из кожи, или из дере­ва, обитого богатой материей, или даже из золота. Ножны украшались и драгоценными каменьями. Рыцарь молился перед мечом, воткнув его острием в землю, приносил клятву, положив руку на его крестообразную рукоять. Замечатель­ный памятник средневековой поэзии — «Песнь о Роланде» — необыкновенно ярко и трогательно изображает перед нами ту горячую любовь, которую истинный рыцарь питал к свое­му мечу. Роланд, побежденный, несмотря на геройскую борьбу, врагами, смертельно раненный, думает о своем мече и говорит с ним, как с дорогим сердцу разумным существом. Не желая, чтобы его меч Дюрендаль достался в руки врагов, он с болью в сердце решается разбить его о скалу. Но меч крепок, он звенит, отскакивает от камня, отбивает куски гранита. Тогда рыцарь начинает оплакивать его.

 

 «Как ты красив, как свят, мой меч булатный, 

В твоей златой тяжелой рукояти 

Хранятся мощи... 

Не должен ты язычникам достаться;

Христов слуга тобой владеть лишь должен!»

 

Но вот силы Роланда слабеют.

 

Почуял граф, что близок час кончины:

Чело и грудь объял смертельный холод... 

Бежит Роланд — и вот под сенью ели 

На мураву зеленую он пал. 

Лежит ничком, к груди своей руками 

Прижал он меч...1

 

На меч вообще смотрели как на предмет-священный. Да это и не будет удивлять нас, если мы вспомним, что каждый рыцарский меч предварительно освящался в церкви. Если рыцаря хоронили в церкви, меч клали на его гробницу. Кроме меча употребляли еще короткий острый нож или кинжал. Но как кинжал, так и бердыш не были настоящим рыцарским оружием.

Другим наступательным оружием было копье. Последнее также состояло из трех частей: древка, железного наконечника и значка или флага. Древко достигало больших размеров, а именно восьми футов, а впоследствии даже пятнадцати. Приготовлялось оно из разных деревьев, но лучшим счита­лось сделанное из ясеня. Древко обыкновенно красилось преимущественно в зеленый или синий цвет.Днизу оно оканчивалось металлическим острием, которое легко втыкалось в землю. Железный наконечник копья чаще всего делался в форме ромба, как мы большей частью и представляем его себе, но бывали наконечники и в форме высокого конуса. Под наконечником тремя и более серебряными или позолоченными гвоздиками прибивался значок или флаг. Он достигал большой длины, спускаясь до самого рыцарского шлема, и закан­чивался тремя длинными языками. Наиболее употребительными цветами его были зеленый, белый и синий. Иногда вместо флага прикреплялась длинная лента. Вот как описывается копье Роланда в упомянутом уже нами поэтическом произведении:

 

Прекрасен граф, 

Ему к лицу доспехи боевые;

В руках он держит острое копье, 

Играет им и к небу голубому 

Подъемлет он стальное острие;

К копью значок привешен белоснежный, 

И от него до самых рук спадают 

Златые ленты...

 

Значок не следует никоим образом смешивать со знаменем. Первый был общепринятым предметом, второе же составляло принадлежность только тех рыцарей, которые владели большими землями и приводили с собой на войну известное количество вооруженных людей. В ХШ столетии и на флагах, и на знаменах появились гербы. Когда рыцарь шел, он нес свое копье на правом плече; когда ехал, держал его вертикально; наконец, во время боя — горизонтально, над бедром, а позднее и под мышкой. Копье было исключительно рыцарским оружием; оруженосец мог биться только со щитом и мечом (но не рыцарским). Иногда и копье, подобно мечу, имело свое собственное имя.

Оборонительное вооружение составляли щит, кольчуга и шлем. До второй половины XI столетия употреблялись круглые щиты, а потом сделались общепринятыми щиты продолговатые, рассчитанные на то, чтобы прикрывать рыцаря во всю его длину, начиная с плеч. Обыкновенно щиты были не плоские, а выгнутые. Приготовлялись они из деревянных досок, изнутри обитых подушкой, а снаружи кожей. Последняя часто раскрашивалась; на ней изображались львы, орлы, кресты, цветки, бывшие вначале лишь простыми украшениями, не имевшими ничего общего с гербами. С внутренней стороны щита приделывались две кожаные ручки, отсюда же выходила широкая перевязь из кожи или из богато украшенной материи. Не участвуя в битве, рыцарь закидывал эту перевязь на плечо. Павших в битве выносили с поля сражения на щитах.

Кольчугой называлась длинная рубаха из железных ко­лец, доходившая до колен и даже спускавшаяся ниже их. С первой половины XII века она вошла во всеобщее употребление, заменив собою ранее употреблявшуюся кожаную рубаху с нашитыми на ней металлическими бляхами. Чтобы кольчуга могла лучше противостоять ударам противника, ее делали из двойных и тройных колец. Кольчуга снабжалась капюшоном для защиты головы. Подобно другим частям рыцарского вооружения, и кольчуга не оставалась без украшений. По нижнему краю ее, а также по краям ее рукавов, дела­лось из проволок,пропускаемых в отверстия ко­лец, некоторое подобие кружев или шитья. Наконец, сеньоры и князья се­ребрили и золотили свои кольчуги. Кольчуга носилась и оруженосцами, но у последних она была легковеснее, а следовательно, и менее защищала от неприятельских ударов.

Шлемом называлась яйцевидная или коническая каска из стали. Нижний край его окаймлял­ся металлическим же ободком. С передней стороны его спускалась на лицо рыцаря металлическая пластинка, французское название которой nasal  (носовая) ясно указывает на ее назначение — служить защитой для носа. Иногда с задней стороны шлема спускалась другая пластинка, в которой закреплялся кусок толстой материи для защиты затылка. Носовая пластинка употреблялась до конца ХП столетия, а потом уже вошло в употребление забрало — подобие решетки, служившее защитой всему липу. Само собой разумеется, что указать резкую границу между порой, когда употреблялась носовая пластинка, и тем временем, когда она смеш-лась забралом, невозможно. Было время, когда были в употреблении и тот, и другой предметы. Уже в Иерусалимских ассизах2 есть указание на употребление шлема с забралом (heaume a visiere). Мы уже говорили выше о капю­шоне, которым заканчивалась вверху кольчуга. Обыкновенно шлем прикреплялся к этому капюшону кожаными петля­ми, продевавшимися сквозь кольца; число этих петель колебалось между пятнадцатью и тридцатью. Зашнуровывался шлем только на время битвы. Если рыцарь получал в битве рану, то первым делом расшнуровывали его шлем. Последний никогда не надевался прямо на голову. Под ним обык­новенно надевали пуховую шапочку, а сверх нее полотня­ный или шелковый чепец. У знатных и богатых лиц, глав­ным образом у вождей, шлем бывал позолочен, а ободок богато украшался, причем употреблялись и драгоценные каменья. Наверху шлем украшался иногда шариком, сделанным из какого-либо металла или из цветного стекла. Иногда на ободке шлема вырезалась какая-нибудь надпись. Оруженосцы носили на голове железную шапочку, которая была легче рыцарского шлема и оставалась без всяких украшений.

 

Таким образом, мы видим, что рыцарское вооружение уже в ХП—ХШ вв. было довольно сложно и требовало при надевании немало времени от своего владельца. С течением времени эта сложность увеличивалась все более и более.

1. Перевод графа де-Ла-Барта («Песнь о Роланде», Спб. 1897).

2. Ассизы Иерусалимского королевства, или письма. Гроба Господня (Lettres du Sepulcre, Assises du royaaume de
        Jerusalem), законодательный сборник Иерусалимского королевства.


К.А.Иванов - биографический очерк.

Стихотворения К.А.Иванова из сборников:

Стихотворения К.А.Иванова. Спб., типо-лит. М.П.Фроловой. 1906. 510 стр.

«Лепестки» Новый сборник стихотворений К.А.Иванова. Спб, 1912, 210 стр.

Рыцарское вооружение//К.А.Иванов "Многоликое средневековье",  М.: Алетейа, 2001, С.69-75.

В книгу "Многоликое средневековье" вошли три книги К.А.Иванова: «Средневековый замок» (1894 г.),
      «Средневековый город» (1895) и  «Средневековая деревня» (1896).

Большой биографический словарь - Константин Алексеевич Иванов

   

  Директора                 Николаевская гимназия                  Учебные заведения Царского Села  

 

История из домашнего архива  | Ц. Село на рубеже  XIX-XX  веков  |  Статистика Ц.С.   |  Карта Ц.С.  |  Ц. С. в интернете

      Прогулка по Царскому Селу начала XX века:  часть1, часть2, часть3 | Воспоминания о Царском Селе

Ул. Малая  | Дом-музей Н.Гумилева и А.Ахматовой | Учебные зав-я  Лечебные зав-я | Кн. Гедройц | Семьи царскоселов 

 Домашняя страница  |  Евпатория 1915 -1922 Генеалогия  Содержание сайта

 

 Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Идея,  разработка,  веб дизайн  Кирилла Финкельштейна,  май  2004.

 

 

Hosted by uCoz