Химический класс.

 ЦАРСКОСЕЛЬСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ 
ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II.

 УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

  

История училища | Учебный процесс  | Директора | Преподаватели | Ученики | 10-летний юбилей | 100-летний юбилей  
  Физика и училище  | Список деятелей училища  |  Правила поведения учеников
  РЕАЛЬНОЕ  УЧИЛИЩЕ                                           УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ЦАРСКОГО СЕЛА
 

 

  Постановка учебной части |Кабинеты и лаборатории | Лекции и литературно-музыкальные вечера

 Экскурсии | Преподавание искусств | Спортивные занятия | Общество воспомоществования 


 

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЧАСТИ

Полное сформирование училища и первый выпуск произошли в 1907-1908 учебном году. С этого времени училище имеет приготовительный, шесть основных и дополнительный классы. плата за обучение составляет 70 рублей в год. В 1902-1907 годах при училище был открыт пансион. 

В училище преподаются: русский язык, физика, математика, естествознание, география, французский и немецкий языки, история, православное, лютеранское и римско-католическое законоучение (Закон Божий), чистописание, рисование, черчение, музыка, пение и танцы.  

В целях расширения кругозора учащихся вводилось преподавание необязательных предметов: латинского языка (с 1905 года), гигиены и законоведения. 

Курс специальных предметов проходится с демонстрированием приборов, для чего имеются специальные и богатые необходимыми пособиями классы и кабинеты:  физические кабинет и класс, естественно-исторический, химический и рисовальный классы, физическая лаборатория и даже своя электрическая станция. 

Все приборы, коллекции и пр. по своему содержательному богатству представляют большую ценность. В специальных классах, как дополнение к теории, учениками производятся практические работы.

 

О высоком уровне образования в реальном училище говорит то, что именно его для занятий по физике и химии посещали члены императорской фамилии: князья Константин, Олег и Игорь Константиновичи и княжна Татьяна Константиновна. В 1910-1911 году физический класс для занятий по физике посещали дочери Императора Николая II - Великие княжны Ольга и Татьяна Николаевны. Э.Голлербах вспоминал, что "... великие княжны приезжали верхом из Александровского дворца в Реальное заниматься физикой у Цытовича."

О большой популярности училища говорит и тот факт, что в 1911 году  на 38 вакансий учеников претендовало 413 человек, чающих знаний.

 

КАБИНЕТЫ И ЛАБОРАТОРИИ

Рисовальный класс Гимнастический зал Естественно-исторический класс 
   

 

Курс специальных предметов проходится с демонстрированием приборов, для чего имеются специальные и богатые необходимыми пособиями классы и кабинеты:

1. Физический кабинет состоит из двух комнат: в одной устроен класс, в котором даются уроки по физике ученикам 3-х старших классов, а другой служит для хранения приборов и подготовки к опытам. В прилегающем к кабинету помещении устроена физическая лаборатория для практических занятий по физике. 

2. Естественно-исторический кабинет помогает наглядному прохождению курса естествоведения. Для демонстрации микроскопических объектов в училище, кроме лупы-микроскопа Leitz'a  имеются два демонстрационных микроскопа и три микроскопа револьверной системы, один из которых позволяет рассматривать и бактерии. По всем отделам курса, требующим этого рода демонстраций, имеются соответствующие школьные коллекции в числе 125 экземпляров, - по ботанике, зоологии и гистологии.

Пособиями при прохождении курса анатомии и физиологии человека служат: гистологические препараты, особые таблицы, скелет человека и его отдельные кости; а также разборные модели: торса, легкого, сердца, мозга, глаза и гортани человека, а также модели сердца, печени и почек здорового человека и алкоголика. 

Для иллюстрации курса минералогии и физической геологии в кабинете имеются 13 основных моделей кристаллов из стекла и 75 разнообразных форм из папье-маше. 

Помимо коллекций в кабинете имеются несколько аквариумов с представителями иноземных и местных рыб, живые представители пресмыкающихся и большая клетка с некоторыми представителями пернатого царства. 

В последие годы кабинет пополнился ценными коллекциями минералов (дар Кабинета Его величества), коллекцией семян и древесных пород (дар Императорского Ботанического Сада) и другими. 

3. Химический кабинет (лаборатория) в последние годы пополнился аппаратами, необходимыми для постановки опытов по неорганической химии.  В кабинете имеются химические весы с арретиром, аппараты Киппа, Девиля и др. , газометр Митчерлиха и пр. 

4. Рисовальный и чертежный классы располагались в помещении с окнами  выходящими на север с целью получения мягкого ровного света. Каждое из  семи окон рисовального класса обслуживает  четырех учеников, составляющих особую группу. Классная мебель подвижная, что представляет большое удобство для работающих.  

5. Фотографическая комната. В 1910—1911 году по инициативе г. Директора Э.П.Цытовича в училище были организованы занятия по фотографии. Для этого была устроена специальная темная фотографическая комната оборудованная баком для промывки негативов, рубиновыми лампами, весами с разновесом, станками для просушки негативов и другим оборудованием.   Из работ учеников по фотографии обращают внимание диапозитивы ученика Б. Гращёнкова.

6. Комната общих учебных пособий предназначается для хранения учебных пособий общего гуманитарного характера, таких как: картины из священной истории, географические карты, глобусы, исторические карты и др. 

7. Музыкальный класс. Для занятия музыкой и пением в классе имеются салонный рояль фабрики бр. Дидерихс стоимостью в 1000 рублей, пожертвованный г. Почетным Попечителем П.Н.Летуновским; комплект медных духовых инструментов (дар его же) стоимостью 1730 рублей; дар директора Э.П.Цытовича корнет-а-пистон стоимостью 50 рублей; комплект инструментов для великорусского оркестра на сумму около 150 рублей, пианино, скрипка, оркестровая музыкальная библиотека, пюпитры и пр. 

8. Гимнастический класс. Наиболее ценными приборами и снарядами класса являются: параллельные брусья, гимнастический козел, раздвижная лестница, упругий мостик и др. Для игр и развлечений училищем приобретены разного рода приспособления, как-то: мячи, боче, городки, "вались-медведь", цель, бильбоке, кегли, шашки, шахматы и пр. В училищном саду сделан кегельбан, куплены 4 комплекта приборов для фехтования. 

9. Докторские кабинеты. 

   При училище имеются два докторских кабинета. Один, обставлен всеми необходимыми инструментами, приборами и медикаментами для оказания медицинской помощи учащимся и исследования их физического состояния и здоровья; другой, по указаниям приглашенного специалиста по глазным болезням, оборудован под глазной кабинет. 

Доктор медицины, коллежский советник Г.А.Карпов является врачом училища с момента его основания в 1902 году. С 1902 по 1907 год, когда при училище был пансион, он заведовал пансионным лазаретом, куда помещались больные незаразными болезнями пансионеры. 

Начиная с 1904 года, когда ожидалось появление холеры, училищный врач знакомил учащихся с сущностью холеры путем раздачи листков №12 "о холере", изданных обществом русских врачей в память Пирогова. 

ЛЕКЦИИ И ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА

В стремлении к развитию кругозора учащихся в училище устраивались лекции, чтения с туманными картинами, гимнастические праздники, а также и литературно-музыкальные вечера. Выдающиеся события, как юбилейные годовщины, отличались торжественностью, во время которых отмечалось эначение этих событий, и нередко ученики сами выступали со своими сообщениями и рефератами, посвященными событию. 

В первый год жизни училища весной 1903 года состоялось юбилейное торжество по случаю 200-летия со дня основания С.-Петербурга, на котором преподаватель истории П.П.Глушков произнес речь, посвященную событию, а ученикам были розданы портреты Императора Петра Великого и брошюры с историей С.-Петербурга. 

По случаю гоголевского юбилейного торжества в 1909 году преподаватель Н.И.Шпаковский устроил чтение с туманными картинами для учеников младших классов. На экране с помощью проэкционного фонаря были показаны картины, посвященные самому  писателю в разные годы его жизни, его близким и родным, а также иллюстрации к разным его произведениям. 

Литературно-музыкальные вечера давали возможность всем учащимся знакомиться с некоторыми произведениями русских и иностранных писателей и иностранных композиторов. Исполнялись также музыкальные номера, композиторами которых являлись учитель музыки училища артист-солист Придворного оркестра Ю.А.Брандт, преподаватель пения Н.В.Соколов, а также ученики В. Дешевов и Боде. 

Выступления учеников всегда заслуживали внимания присутствовавших, а успех давал ученикам не малое нравственное удовлетворение за тот труд, к которому они видимо относились с любовью.

Вечера эти, имея большое влияние на эстетическое развитие учащейся молодежи, подолгу служили темой ученических разговоров вызывая среди них соревнование и зажигая любовь к искусству и изящному. 

На профессиональном уровне проходили спектакли драматического кружка училища под руководством учительницы русского языка и литературы  Надежды  Николаевны  Семеновской, вошедшей в педагогический коллектив с 1914 года. 

Выпускники реального училища В.И.Кукушкин и А.В.Юдин вспоминали /4/: 

"Многих школьников увлекал драматический кружок, которым руководила Семеновская. Спектакли шли на уровне префессиональных. Готовились долго и щательно. В репертуаре преобладали классические произведения преимущественно Отечественных авторов («Женитьба» Н. В. Гоголя, «На бойком месте А. Н. Островского и .другие). Юношам Приходилось исполнять и женские роли . Иногда по договоренности для этой цели привозили воспитанниц женской гимназии. Гимназисток даже на репетициях  сопровождали классные дамы.

Сцена была разборной. Декорации рисовали учащиеся. Музыкальной частью руководил учитель пения Н.М.Моисеев. Никита Моисеевич был и хормейстером духовного хора. Случалось, что ходили петь и к царю. Талантливые музыканты и театралы были и среди учащихся. Привлекались и родители – музыканты, хормейстеры, гримеры. Один из них —. артист балета Мариинского театра И. В. Аслин. Иван Васильевич занимался балетмейстерской деятельностью и вне театра— в Народном доме, Таврическом саду и театре «Буфф». Родители• помогали шить костюмы. Заказывали их и в прокатной костюмерной мастерской «Братья А. и Л. Лейферт".

С началом Первой Мировой войны силами  учеников училища давались концерты и спектакли для раненых царскосельских лазаретов. Так в апреле 1916 года под руководством Семеновской были представлены комическая пьеса для детского театра Н.А.Глазунова "Матрена Спиридоновна" и сцены из "Мертвых душ": Чичиков у Ноздрева и Манилова. На этом спектакле присутствовали дочери Николая II - великие княжны Татьяна, Мария и Анастасия Николаевны. 

 

ЭКСКУРСИИ

Для наглядного изучения курса учениками училища совершались многочисленные поездки в музеи (Императорский Эрмитаж, Петропавловская крепость, Морской музей, Суворовский музей и др.), заводы (Обуховский сталелитейный завод, Балтийский судостроительный завод, Конфектная фабрика т-ва Ж.-Борман и др.), на выставки ( Международная выставка новейших изобретений, выставка спорта, 1-ая Всероссийская выставка молочного скота и др.) в Пулковскую обсерваторию и зоосад. Ежегодно весной и осенью совершались экскурсии естественно-исторического характера в окрестности Царского Села, Павловска и на реку Поповку. Кроме однодневных эксурсий были совершены несколько больших поездок:  в Киев, по Волге, в Москву и Троице-Сергиевскую Лавру и в Новгород.

  

ПРЕПОДАВАНИЕ ИСКУССТВ

Рисование и черчение. Для уроков по этим предметам в училище имеются специальные помещения, обращенные окнами на север, благодаря чему получается мягкое, ровное освещение.  В учебно-воспитательных целях раз в 2-3 года в училище устраиваются выставки ученических работ по рисованию. В 1907-1908 уч. году реальное училище впервые участвовало в конкурсе по рисованию при Императорской Академии Художеств, на который было послано четыре больших альбома с рисунками и чертежами учеников. Пять работ учеников А.Янчевского и К.Данилова были удостоены похвалы Академии. 

Пение. Ученический хор в среднем состоит из 25-30 человек. Он обслуживает церковные службы, участвуя, как в церковном богослужении, так и в ежедневных общих молитвах перед началом учения.  Хормейстером духовного хора был учитель пения Никита Моисеевич Моисеев,  обучал он также и светскому пению. На музыкальных вечерах хор исполнял романсы и отдельные места из опер русских и иностранных композиторов, а также русские-народные песни.  В качестве поощрения певчие и музыканты имеют преимущества перед другими учениками при посещении бесплатных спектаклей в императорских театрах в царские дни. Так в феврале 1916 года участники церковного хора посещали спектакли Александринского театра "Вишневый сад" и "Горе от ума". 

 

Музыка. Занятия музыкой с учениками происходят на духовых и великорусских инструментах. В училище имеется два оркестра: духовой, под руководством Ю.А.Брандта и великорусский, под управлением Н.М.Варфоломеева. Оркестры вместе с хором выступают на всех ученических музыкальных вечерах и юбилейных празднованиях, на гимнастическом празднике в училище и на елке. 

 

СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Гимнастика. Преподавание гимнастики ведется по сокольской системе, выработанной чехом доктором Мирославом Тыршем. Разнообразие гимнастических приемов этой системы развивает в учениках храбрость, подвижность, присутствие духа и дисциплинированность. 

В круг занятий гимнастикой входят: а) упражнения без снарядов: ходьба, мерный бег, вольные движения, порядковые движения строевые и художественные; в) упражнения со снарядами и на снарядах: с флагами, обручами, гирями, тяжестями, палками, булавами, упражнения со скакалками, на козле, столе, коне, пирамидальных брусьях, на кольцах, трапециях, на лестницах и шестах для лазанья 
с) групповые упражнения: пирамиды, гимнастические игры; и) боевые упражнения: сопротивления, борьба и др.

Весной 1910 года на площадке училищного палисадника в присутствии г. Почетного Попечителя, г. Директора и многочисленной публики состоялся гимнастический праздник, на котором под ученический духовой оркестр были исполнены вольные упражнения, упражнения с флажками, игры, упражнения на параллельных брусьях и гимнастические пирамиды.

Кроме гимнастики  в училища практиковались -  футбол, коньковый и лыжный спорт, а в младших классах — футбол, городки, лапта, кегли и др. В последних  нередко принимают участие и ученики старших классов. Зимой для младших классов в училище устраивались комнатные игры, как-то — уголки, жмурки, колечко, пятняшки и мн. др.

По праздничным дням, под руководством преподавателя В. И. Рейнштейна организована игра в шахматы. Кроме разыгрывания партий, решались шахматные задачи и упражнения. 

 В 1916 году отличилась футбольная команда Царскосельского реального училища. она выиграла групповой отборочный турнир и дошла до полуфинала на кубок Общества содействия физическому развитию учащейся молодежи Петрограда.

 

 ОБЩЕСТВО ВОСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ НУЖДАЮЩИМСЯ УЧЕНИКАМ

 Общество было открыто в 1906 году, инициатором и первым председателем правления которого был первый директор училища И.И.Фомилиант. Деятельность общества выражалась в оказании помощи нуждающимся ученикам путем внесения платы за их обучения, уплаты за частные воскресные уроки по рисованию и выдачи ученикам пособий вещами и деньгами. За 6 лет существования Обществом была внесена плата за учение 79-ти недостаточных учеников на сумму 3375 рублей. 

Пополнение  средств Общества происходило путем членских взносов, пожертвований и благодаря устройству конпертов с благотворительною целью. Особенно полезными оказались бесплатные ученические музыкально-танцовальные вечера в здании училища, так как добровольные пожертвования посетителей за программы, билеты и т. п. направлявшиеся в кассу Общества, часто выражались в значительных суммах. 

Кроме того, Правление Общества ежегодно устраивало на святках праздник-елку для учеников младших классов и их гостей-подростков с раздачей подарков, гостинцев, с угощешемъ морсом, конфектами и т. п. Эти праздники доставляли громадное удовольствие и развлечение детям, а денежные остатки от добровольных взносов родителей и преподавателей на устройство елки тоже поступили в распоряжение Общества. По инициативе Председателя Правления директора Э. П. Цытовича в пользу Общества поступают взносы учеников за дневники и недельные сведения, а также доход от продажи печатных экзаменационных программ.

 

 Реальное училище                ПРОДОЛЖЕНИЕ: ДИРЕКТОРА   >>>           Учебные заведения Царского Села

 

Библиография

1. Историческая записка о царскосельском реальном училище Императора Николая II за первые девять лет существования (1902 - 1911 г.). Царское Село. 1911 г. 105 с.

2. Царскосельское реальное училище Императора Николая II (1902 - 1912 г.): (Очерк) //  Царскосельская мысль (Ц.С.). - 1912 - 21 октября - /№2/. - С.16-18.

3.  Краткий отчет о состоянии царскосельского реального училища Императра Николая II за 1915-1916 учебный год, составленый членом педагогического совета В. Кардашевским. 

4. К.Иванов. Учительница первая.// Газета "Вперед",  г. Пушкин от 9 июля 1987 года. 

 

История из домашнего архива  | Ц. Село на рубеже  XIX-XX  веков  |  Статистика Ц.С.   |  Карта Ц.С.  |  Ц. С. в интернете

      Прогулка по Царскому Селу начала XX века:  часть1, часть2, часть3 | Воспоминания о Царском Селе

Ул. Малая  | Дом-музей Н.Гумилева и А.Ахматовой | Учебные зав-я  Лечебные зав-я | Кн. Гедройц | Семьи царскоселов 

 Домашняя страница  |  Евпатория 1915 -1922 Генеалогия  Содержание сайта

  

 Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Идея, разработка, содержание, веб дизайн  Кирилла Финкельштейна,  август  2003.

 

 

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Установка дверей. металлические двери, Производство окон. любимый таиланд новый год - детский праздник. Прекрасная словения отдых на высшем уровне
Hosted by uCoz