Речь, произнесенная И.Ф.Анненским перед выпускниками Николаевской Царскосельской гимназии 1 июня 1897 года. 
Сведения  об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии в Царском Селе. 

1896-1897 уч. год. Спб, 1897. C. 26-28.

   

НИКОЛАЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ:    ИСТОРИЯ   1905 ГОД   ЗДАНИЕ  1 этаж, 2 этаж  УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС 

ДИРЕКТОРА  ПРЕПОДАВАТЕЛИ  УЧЕНИКИ   ВОСПОМИНАНИЯ  ПОЭТЫ  ПРАВИЛА  ФОТОАЛЬБОМ

ДИРЕКТОРА  ГИМНАЗИИ:  И.И.Пискарев,  Л.А.Георгиевский,  И.Ф.Анненский,  Я.Г.Мор,  К.А.Иванов
 

 

 

 1 июня 1897 года на торжественном акте вручения аттестатов зрелости, после благодарственного молебствия, в присутствии педагогического совета и учеников гимназии, а также многих граждан Царского Села, директор гимназии И.Ф.Анненский сказал окончившим курс учения следующие приветственные и напутственные слова:

Друзья мои, ещё вчера питомцы! Расставаясь с вами, мне бы хотелось сказать вам несколько слов, высказать вам те пожелания, которые исходят от искреннего чувства. 

Не долгое время мне пришлось провести среди вас, но за этот короткий период я, кажется, успел в достаточной степени ознакомиться с знаниями, полученными вами из курса средней школы, с нравственным-же обликом каждого из вас, конечно, только до некоторой степени. Проверяя свое душевное состояние, вы должны будете сознаться, что переживаемые вами минуты – это минуты счастья. Вы чувствуете прежде всего нравственную удовлетворенность, заплатив ваш первый долг, оправдав достигнутым вами результатом потраченные на вас заботы ваших родителей, опекунов, лиц, заступающих место их, и нас, ваших руководителей, при прохождении курса средней школы. 

Перед вами открывается новая для вас жизнь. Вы встретите впереди вместо учебника – науку, вместо школьной скамьи – аудиторию и из опекаемых сделаетесь самостоятельными, т.е. ответственными за все ваши поступки перед обществом. Просматривая введенные обычаем и изложенные вами намерения относительно избрания того или другого пути для дальнейшего вашего образования, я с некоторым недоумением и, не скрою, даже с грустью, заметил, что большинство из вас избрало специальные заведения. Мне кажется, что в самой тесной связи с классической среднею школою всегда был и всегда будет университет. Туда мы вас и готовили.

В университете и в дальнейшей вашей жизни вы встретитесь с двумя типами знания, с двумя формами отношения к науке и научному развитию. В первом преобладает экстенсивный, во втором интенсивный момент. Вы можете расширять ваш ваш умственный горизонт, приобретая всевозможные познания из вторых рук и заботясь более об общем построении частей вашего образовательного курса, чем о выработке метода и тщательном усвоении отдельных систем и вопросов науки. Но вы можете также приучаться к работе специальной, самостоятельной, сначала исторической, потом критической. Вырабатывая себе умение работать для развития науки и для прочного органического усвоения добытых ею результатов, вы, конечно, потеряете в широте кругозора, но насколько эта форма отношения к науке жизненнее и действеннее!

С своей стороны, гимназия подготовляла вас именно к этой интенсивной и специальной работе, при чем она имела в виду сделать из вас прежде всего работников, полезных для науки и жизни. Заметьте, что при страшно быстром накоплении знаний и растущей вместе с ним дифференциации научной работы, осознание становится своего рода философским камнем и жизненным элексиром, - оно недостижимо. Систематичность и целесообразность специальной работы, вот в чем сила, жизнь, интерес, значение истинно научной деятельности. Ставьте же себе в вашем дальнейшем образовании идеалом не популяризатора знаний, а ученого специалиста, но помните, что и высшее учебное заведение, несмотря на все рвение ваше, не выработает из вас ученых: как гимназия подготовила ваш ум к восприятию науки и сообщила элементы знания, так университет даст вам метод, умение работать и средство для самостоятельной работы: остальное будет зависеть от вас самих, от вашей восприимчивости, энергии и умственной силы, которой дай вам Бог много и много ...

Конечно, намеченный вами путь, я это знаю, выбран не всеми окончательно, выбран в большинстве случаев почти ощупью, так сказать, наудачу, и не один из вас и даже не один раз переменит не только факультет, но даже заведение: математик, может быть, сделается юристом, филолог – медиком и т.д. Подобные колебания не должны смущать вас, они вполне естественны, но пусть каждый из вас, на каком бы пути к самосовершенствованию и образованию ни поставила его судба, - знает, что достижение цели лежит в труде и только в нем одном. Чего же пожелать вам теперь, при расставании с вами?

Пожелаю, конечно, здоровья и бодрости духа! Друзья мои, вы встретите на предстоящем вам пути, может быть, много неровностей, колебаний, даже горьких минут сомнений, борьбы с неблагоприятными в вашей жизни обстоятельствами, никогда не падайте духом, не теряйте бодрости, вспомните слова: «деньги потерял, ничего не потерял, время потерял – много потерял, бодрость потерял – все потерял». «Только трус теряет бодрость», говорит Еврипид устами Амфитриона. Дай вам Бог также при дальнейших ваших занятиях наукою находить нравственное удовлетворение в труде и в отыскании истины. Ещё несколько слов, друзья мои! Самосовершенствуясь, изучая науку, отыскивая истину, вы, может быть, встретите людей, которые скажут вам: «пойдем за мною – я открою тебе истину, я нашел её и покажу тебе». Не верьте им, это – слепцы: истина добывается только трудом, упорным и тяжелым самостоятельным трудом. Каждый вершок на бесконечном пути отыскания истины завоевывается громадными усилиями. 

В минуты ваших сомнений, нравственного колебания, упадка вашей энергии и духа, вспомните, что у вас есть к кому обратиться за советом, поведать свое горе и встретить не только полное сочувствие, но и самое горячее участие; придите к нам, вашим бывшим руководителям, откройте нам беспокоящие вас сомнения, и я уверен, что как я лично, так и каждый из присутствующих здесь членов педагогического совета, с самым теплым чувством даст вам свой совет. Вы заслужили вполне то расположение к себе, которое у нас остается и при расставании с вами. Благодарю вас от всего сердца, благодарю и ваши семьи, которые шли к нам навстречу в нашем стремлении к вашей пользе, и без поддержки одна школа никогда не может достигнуть желаемых ею результатов. Будущее ваше неизвестно никому, имена некоторых из вас, готовящихся быть слугами родины, может быть, будем произносить с гордостью, многих с чувством благодарности и всех вас, я уверен, с  уважением. 

Публикация  Кирилла Финкельштейна   


Речи И.Ф.Анненского, произнесенные в стенах Николаевской гимназии.

1. 1896-1905 гг. Ежегодные речи, произнесенные на торжественных актах празднования годовщины 

    со дня открытия гимназии (8 сентября) и на  актах вручения аттестатов зрелости.

        Речь, произнесенная перед выпускниками царскосельской гимназии 1 июня 1897 года. 

        Речь, произнесенная перед выпускниками царскосельской гимназии 2 июля 1899 г. 

2. Речь о царствовании и деятельности императрицы Екатерины II, произнесенная в актовом зале

    гимназии  6 ноября 1896 года.

4. Общественное значение комедий Аристофана. Лекция для учеников старших классов. 

    1899-1900 учебный год.

5. Художественный идеализм Гоголя (Речь, произнесённая 21 февраля 1902 г. на чествовании 

   памяти Гоголя).

6. Речь, произнесенная на чествовании памяти В.А.Жуковского 23 апреля 1902 года.

7. Достоевский.  Речь, произнесенная в Царскосельской гимназии. 

    Впервые напечатана отдельной брошюрой: Казань, 1905.

 

   

Иннокентий Анненский. Цифровой архив М.А.Выграненко.

  

История из домашнего архива  | Ц. Село на рубеже  XIX-XX  веков  |  Статистика Ц.С.   |  Карта Ц.С.  |  Ц. С. в интернете

      Прогулка по Царскому Селу начала XX века:  часть1, часть2, часть3 | Воспоминания о Царском Селе

Ул. Малая  | Дом-музей Н.Гумилева и А.Ахматовой | Учебные зав-я  Лечебные зав-я | Кн. Гедройц | Семьи царскоселов 

 Домашняя страница  |  Евпатория 1915 -1922 Генеалогия  Содержание сайта

 

 Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Идея, разработка,  веб дизайн  Кирилла Финкельштейна,  июнь 2007.

 

 

Hosted by uCoz