ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ ДЕШЕВОВ (1889 - 1955).

ВЫПУСКНИК ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО РЕАЛЬНОГО  УЧИЛИЩА 1908 ГОДА.

  

История училища | Учебный процесс  | Директора | Преподаватели | Ученики | 10-летний юбилей | 100-летний юбилей  
  Физика и училище  | Список деятелей училища
  РЕАЛЬНОЕ  УЧИЛИЩЕ                                           УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ЦАРСКОГО СЕЛА
 

 

  Ученики:  Владимир Дешевов       Эрих Голлербах      Андрей Москвин       Другие ученики 

  Владимир родился в Петербурге, в интеллигентной семье, неотъемлемой частью жизни которой была музыка. Отец будущего композитора — горный инженер, изобретатель микротелефона М.М. Дешевов, — был завсегдатаем концертов, свой досуг посвящал занятиям по теории музыки. Мать Анна Константиновна (ур. Лосева) с успехом занималась пением: была камерной певицей, обладала большим музыкальным вкусом и хорошим голосом. В доме Дешевовых имелись собственные инструменты итальянских мастеров, в качестве исполнителя часто бывал у них известный скрипач Ф.Н. Гильдебранд. Но более всего на развитие музыкальных способностей Володи повлияла бабушка Анна Константиновна Лосева. Она была первоклассной пианисткой, обладала педагогическими навыками, обучила внука основам пианизма, помогала ему записывать детские импровизации (с 5 лет)  /10/.    

Владимир Дешевов 
   

  В 1898 году  семья переехала в Царское Село (ул. Магазейная, дом Блиновой), где Володя поступил вначале в Николаевскую Императорскую гимназию, а в 1903 году перевелся в реальное училище императора Николая II , которое закончил в 1908 году. Позже,  В.Дешевов вспоминал, что вскоре после ухода из гимназии, её директор Иннокентий Анненский, встретив его на улице , с укором спросил: "Что же это вы променяли искусство на ремесло?" /9/.

В училище Володя так сильно увлекался физикой и естественными науками и так легко преуспевал в этих дисциплинах, что ему были одинаково были близки мысли о поступлении и в консерваторию,  и в Горный институт. С 1904 года юный реалист посещал  симфонические концерты, с мая по сентябрь проходившие в Павловске, где знакомился не только с традиционной классикой, но и с новинками симфонической музыки того времени.  В 1906 году он занимается теорией музыки и сольфеджио с молодым композитором А.Пащенко, жившим в Павловске, и решает посвятить себя искусству. Тогда же он делает первые попытки сочинять музыку. На проводившихся в реальном училище музыкальных вечерах исполняются его музыкальные композиции. 

Весной 1908 года, сразу после окончания училища, друзья подарили Владимиру абонемент на цикл вагнеровских опер и он на две недели отправился в Германию, в Байройт. В этом же году Дешевов поступил в Петербургскую консерваторию сразу по двум специальностям: по фортепьяно и теории композиции. Здесь он учился у прекрасных педагогов: по классу рояля у профессоров А.А. Винклера и Л.В. Николаева, по гармонии у В.П. Калафати, по строгому стилю у А.К. Лядова, по инструментовке у М.О. Штейнберга и на практике у дирижера А.В. Гаука.

 

Семья Аренсов

Семья Аренсов: Евдокия Семеновна, Вера, Анна, Лев, Зоя, Евгений Иванович. 
Царское Село. 1908. 

В Царском Селе Володя уже имел славу музыканта-вундеркинда, его друзьями и знакомыми были многие из представителей блестящей плеяды царскоселов серебряного века: будущий искусствовед Николай Пунин, начинающий поэт Николай Гумилев, поэт граф Василий Комаровский, Евгений Полетаев -  одноклассник Николая Гумилева, будущий деятель Наркомпроса и другие. 
Вместе с ними он был среди постоянных посетителей дома Аренсов в царскосельском Адмиралтействе (сохранившийся уединенный павильон в Екатерининском парке у Большого озера). Адмиралтейство было должностной квартирой генерал-лейтенанта флота Е.И.Аренса. Романтический облик дома, а глав
ное присутствие трех дочерей (Веры, Зои, Анны) и сына (Льва) генерала, образованных, интересующихся музыкой, театром  и литературой, сделали Адмиралтейство местом встреч царскосельской молодежи, которое они называли "Салон наук и искусств" /2/

Приятелем Володи был и начинающий поэт Николай Гумилев. Вскоре после знакомства с Аней Горенко (Ахматовой) он попросил друга - будущего композитора Владимира Дешевова - расписать стену своей комнаты картиной подводного царства, где Аня Горенко была изображена в виде русалки.  См.  стихотворение Н.Гумилева "Русалка" (1903). / 3/.

Соученик В.Дешевова по реальному училищу Эрих Голлербах восторженно писал в книге "Город муз"  о выступлении юного музыканта: "Реальное выпускало крепколобую молодежь, бравшую штурмом всякие институты, надевавшую небесно-голубые брюки и тужурки с наплечниками. Там музы были не в почете, и только восторженный Дешевов ушел из мира прозы в царство Мельпомены; маленький, подвижной, с лицом Шопена, с черными горящими глазами, он появлялся на концертах, подбегал к роялю и исторгал из него бешеный водопад звуков, заставляя зал замирать от восхищения и патриотической гордости: на эстраде был первый царскосельский композитор, и потому затравленный рояль ни в ком не вызывал жалости." /4/.

 Наступил 1914 год. В связи с началом Первой мировой войны 29 июля в России была объявлена мобилизация, а 30 июля был призван в армию и Владимир Дешевов. Февральская революция застала его на фронте. Начался распад армии и Владимир Михайлович оказывается в Елизаветграде, где работает секретарем в отделе народного образования и преподает фортепьяно и теорию музыки в городском училище. В 1920 году судьба забрасывает его в Севастополь. В ноябре последний оплот белого движения - правительство юга России генерала Врангеля - покидает Крым и город переходит в руки красных. Очевидно, бывший студент Петербургской консерватории, выпускник реального училища, довольно быстро освоился в новой жизни...
   

Константин Сараджев После создания в Севастополе отдела народного образования, подотдел искусств возглавил выдающийся певец Леонид Собинов, а заведующим музыкальной секцией подотдела становится Владимир Дешевов. Он принимает участие в концертах, как пианист и как лектор, сочиняет фортепьянные миниатюры (Медитации, 1921). Здесь, в Севастополе, он дает уроки теории композиции композитору-самородку, уникуму,  и теоретику колокольного искусства Константину Константиновичу Сараджеву (1900 - 1942) /5/, который обладал абсолютным слухом, мог слышать все обертоны музыкальных звучаний, "видел"  и различал цвета звуков и людей. Владимир Ми хайлович записал в виде таблицы его соотношения "цвет - тональность", которые приводит в своей повести /6/ "Сказ о звонаре московском" Анастасия Цветаева.  

  

Охваченный энтузиазмом первых послереволюционных лет, композитор разрабатывает проект севастопольской Народной консерватории: грандиозного учебно-музыкального  заведения, благодаря которому широкие массы людей, по замыслу Дешевова, должны были приобщиться к искусству. В январе 1921 года проект утвержается и В.Дешевов назначается заведующим Народной консерваторией. А 10 апреля состоялось торжественное открытие нового учебного заведения, на котором Дешевов выступил с докладом, где говорил о величественной картине вовлечения всего народа в создание произведений искусства.  

Однако существование консерватории оказалось юллюзорным - кругом были голод и разруха. Как и многие другие фантастические проекты энтузиастов нового искусства, Народная консерватория просуществовала недолго, и в основном, в умах ее организаторов. К осени закрылись многие клубы с консерваторскими классами, разбежались преподаватели и учащиеся и консерватория превратилась в обычную музыкальную школу. После этого, в октябре 1922 года композитор возвращается в родной Петроград.  

 

Двадцатые годы стали наиболее плодотворными в жизни композитора. Он становится одним из пионеров создания опер и балетов на советскую тематику. Им написана музыка к  балетам «Красный вихрь» (1924), «Джабелла» (1926), «Джейранг» (начало 1930-х); операм «Лед и сталь» (1930) и «Голодная степь» (начало 30-х), оперетте «Багдадский фокусник» (1927). Однако только балет «Красный вихрь», поставленный Федором Лопухиным на сцене Мариинского театра и опера «Лед и сталь» на тему «контрреволюционного кронштадского мятежа», впервые поставленная на сцене московского театра им. К.С.Станиславского, стали доступны зрителю. Остальные, во многом из-за либретто, были признаны политически ошибочными и несвоевременными  и так и не увидели свет рампы.

Примечательны темы балетов и опер, ставившихся в то время. Так, например, театр заказал Дешевову оперу "Голодная степь", которую надо было построить на "эпизодах, отображающих борьбу передовых людей Узбекистана за внедрение в сельское хозяйство новых методов работы".  После того, как композитор закончил два действия оперы, оказалось, что политическое положение в Узбекистане изменилось до такой степени, что либретто не только устарело, но и оказалось глубоко ошибочным... 

В своих новаторских сочинениях В.Дешевов старался отобразить ритмы и интонации первых послероволюционных лет, звуки улицы и энтузиазм масс. «А как это началось. Началось с «Яблочка»: в 1919 году впервые услышал эту универсальную формулу (и пели ее до зубов увешанные патронными лентами, бомбами, гранатами и кобурами озверелые лица), был потрясен скрытой силой мрака и стихийной дерзостью. <…> Уличный мелос волновал меня, и чтобы избавиться от этого напряжения, в котором я ощущал стихийность Октябрьских дней, я жадно и запойно слушал и воплощал в разнообразных образах и красках революционный мелос, пользуясь техническими приемами как академическими, так и вновь творимыми» - писал Дешевов о побудительных мотивах творчества в автобиографической рукописи /10/.

Большое место в творчестве В.М.Дешевова занимала музыка к театральным постановкам. В начале 20-х он пишет музыку к трагедии Софокла  «Царь Эдип» (1924), поставленную на сцене Академического театра драмы (ныне театр им. А.С.Пушкина). Критики отмечали, что благодаря музыке Дешевова, звуковая часть спектакля (пение, декламация, речетатив) приближала древнюю трагедию к современной опере или оратории. Самостоятельную роль играл хор, участники которого «одновременно пели и двигались или танцевали или находились в противоестествееных позах». Но после пяти представлений, спектакль был снят с репертуара из-за критики режиссерской концепции, превознасившей трагедию рока «вне какой-либо определенной эпохи и местности». 

В 1925 году Дешевов был приглашен заведующим музыкальной частью и дирижером в Красный театр, где написал музыку к трем спектаклям на тему гражданской войны. В середине 20-х Владимир Михайлович пишет «условно-китайскую» музыку к спектаклю «Чанг Гайтанг», поставленному по китайской мелодраме XIII века, и «условно-японскую» музыку к пьесе японского драматурга «Ода Нобунаго». В 1926 году им была создана музыка к производственной мелодраме «Рельсы», где музыкальными средствами изображался ритм и движение машин, а наряду с оркестровой музыкой использовался звукомонтаж. С 1922 по 1933 год, в ленинградском институте сценических искусств композитор вел специальный курс «Музыка в театре».

Левое крыло ленинградского «музыкального фронта», объединившееся в «Кружок новой музыки», выдвигало в 20-е годы Дешевова, «как даровитейшего композитора нового направления». Посетивший в 1926 году Советский Союз Дариус Мийо, - один из крупнейших французских композиторов ХХ века,  дал высокую оценку его творчеству: «... сильнейшее впечатление произвел в Ленинграде молодой Дешевов. Это — настоящая гениальность, совершенно чуждый академизму подход к искусству, новые веяния... На всех его сочинениях лежит печать крайней оригинальности». Мийо вел переписку с Дешевовым, приглашал его выступить во Франции, но этим планам не удалось осуществиться.

   

Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев

Большое влияние на творчество Дешевова оказала дружба с композитором Сергеем Прокофьевым. Впервые они познакомились, когда Володе было 13 лет, потом  вместе учились  в консерватории, вели дружескую переписку.

    В 1927 году  Сергей Прокофьев приезжает из-за границы в Ленинград, где в честь его приезда  состоялась встреча молодых ленинградских композиторов, среди участников которых были Дмитрий Шостакович и Владимир Дешевов. Вот что писал об этой встрече в своем дневнике /7/ Сергей Прокофьев : 
 
"Мы приехали довольно поздно, поэтому все уже в сборе — сидят на всех стульях и диванах. Но атмосфера для меня сразу делается простой и более приятной, чем я думал, ибо первым долгом окружают старые знакомые — Дешевов, Тюлин, Щербачёв. Дешевов нисколько не изменился: такой же юркий, любезный, восторженный, приятный. Ему под 40 лет, а всё хочется сказать, что он начинающий и что подаёт много надежд.
 <...>  Первым играет Шиллингер какую-то сложную и малоинтересную вещь. Вторым номером играет Шостакович, совсем молодой человек, не только композитор, но и пианист... 

 <...> После чая следовало продолжение. Играл Дешевов, которого в своё время так расхваливал побывавший в Ленинграде Мийо*.  Дешевов жив, игрив, не слишком диссонирующ, и если предварительно условиться, что не метит в большие композиторы, то его слушать очень приятно. На основании его отдельных пикантных пьес ему был заказан балет, но он не выдержал экзамена на дольшей вещи, хотя отдельные части этой вещи и удачны. Дешевов никак не хотел уходить от фортепьяно: ему хотелось сыграть и то, и другое, и переложенное на две руки, и на четыре — а я уж начинал торопиться слушать следующих, потому что время было позднее и моё внимание начинало притупляться."

 В 30-е годы начались сталинские репрессии, поиски новых выразительных средств, в особенности после печально знаменитой статьи «Сумбур вместо музыки», получали ярлыки «формализм» и «эстетство» и произведения композиторов авангарда 20-х годов на долгие годы были отправлены на полку. С тех пор Владимир Михайлович не создавал более крупных новаторских, экспериментальных произведений, сосредоточившись на музыке к театральным спектаклям, радиопьесам и для кино, становится заведующим музыкальной частью Большого Драматического театра. В 1930 году он пишет музыку к этапному для советской мультипликации фильму "Почта" .  Песенку из фильма, написанную им на слова С.Маршака, распевали и взрослые и дети: "Под пальмами Бразилии, От зноя утомлен, Шагает дон Базилио, Бразильский почтальон..." . В 1936 году он пишет музыку к знаменитому спектаклю ленинградского театра марионеток   "Гулливер в стране лилипутов" , поставленному Евгением Деммени.  Спектакль не сходил со сцены в течении 50 лет и вновь воссоздан  в 2001 году. 

В 40-е и 50-е годы композитором созданы: балеты "Бэлла"  и "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (1949 год, совместно с Лядовым), симфонические произведения "Русская сказка" (1947), "Русская увертюра" (1950), "Ленинград" (1953) и большое количество музыки к спектаклям и кинофильмам ("Обломок империи", "Хождение по мукам", "Академик Павлов", "Слуга двух господ" и др.). 

До недавнего  времени  имя выпускника  реального училища, царскосельского музыканта-вундеркинда, автора первых коммунистических опер и балетов Владимира Михайловича Дешевова было полузабыто. Его произведения упоминались, в основном, лишь музыковедами, как пример конструктивизма и музыкального авангарда 20-х годов. Писали, что композитор вносил в музыку интонации "улицы", шум города и  производственных машин, а в его партитурах были  детально выписаны разнообразные движения: вращательные, колебательные, прыгающие /8/.  Наиболее часто, при этом, ссылаются на его фортепьянную пьесу "Рельсы" (1926), в которой слышится звук времени, машин и энтузиазм масс. 

Однако в начале XXI века произведения царскосельского музыканта начинают возвращаться к слушателю. В рамках двухгодичного проекта "Россия-Германия: страницы музыкальной истории ХХ века", проводимых Московской консерваторией и Центром современной музыки вместе с пьесами Сергея Прокофьва и Алексея Животова звучали звуковые фантазии конструктивистов: Алексея Мосолова, Владимира Дешевова и  Леонида Половинкина.  На Международном фестивале современного искусства "Рославецкий фестиваль" , задуманному, как панорама отечественного и зарубежного музыкального, художественного, театрального и поэтического авангарда, как возрождение некогда запрещенных явлений искусства,  состоялись российские и мировые премьеры музыки Владимира  Дешевова и других представителей музыкального Авангарда.

 

В 2007 году, в немецком городе Саарбрюккене, через 77 лет после первой и единственной постановки, состоялась премьера оперного спектакля Владимира Дешевова «Лед и сталь» [11]. По отзывам критиков пролетарская опера стала настоящим музыкальным открытием, многое в ней является новаторским и по нынешним временам: отсутствует деление на акты (опера идет полтора часа без перерыва), разделение на солистов и хор, «все арии речитативные, на каждую ноту приходится один слог, нет мелодии в привычном смысле». 

 

              

                                  Сцена из спектакля                                        Комсомолка Муся

  

Финал оперы, согласно партитуры, заканчивается семьнадцатью взрывами. Это проникшая в стан взбуновавшихся матросов комсомолка Муся, подрывает пороховой склад и себя вместе с ним. Отмечалось, что несмотря на революционный сюжет, в  музыке отсутствуют ура-патриотические интонации, а  наиболее красивые пассажи связаны с ностальгией по ушедшим «царским» временам. Дирижер постановки Вилл Хумбург свидетельствовал, что музыка Дешевова подчеркивает абсурдность поступка комсомолки Муси, а марш большевиков почти неотличим от марша мятежников, «это музыка, написанная мастерски и в лучших традициях авангарда 20-х годов».

Хочется надеяться, что оперы и балеты  царскосельского музыканта-вундеркинда, представителя музыкально авангарда 1920-х,  Владимира Михайловича Дешевова, будут вновь поставлены и на отечественной сцене.

 

 Прослушать сочинения В.М.Дешевова.

Смотреть оперу "Лед и сталь"

 

*Дариюс Мийо (Darius Milhaud, 1892–1974) — один из крупнейших французских композиторов ХХ века; член авангардного композиторского объединения “Шестёрка” (1910-е—30-е гг.), профессор Парижской консерватории (1945–1962).

 

 Реальное училище                    УЧЕНИКИ                 Учебные заведения Ц.Села

 

Библиография

1. Шен Д.  Владимир Михайлович Дешевов. Очерк жизни и творчества композитора 1889 - 1955. Л., "Сов. композитор". 1961." (Основной материал для  страницы заимствован из этого источника). 

2. Н.Пунин. Дневники. Письма. М.: "Артист. Режиссер. Театр." 2000.

3. Примечания к некоторым стихотворениям сборника А.Ахматовой "Вечер".

4. Э.Голлербах. Город муз. Царское Село в поэзии. "Арт-Люкс" Санкт-Петербург, 1993.

5.  Ванечкина И.Л. О "Цветном слухе"  К.Сараджева. 

6. Анастасия Цветаева. Сказ о звонаре московском (ж-л "Москва", 1977, N7). 

7. Сергей Прокофьев. Отрывки из дневника 1927 года.

8. Право на размышление о конструктивизме.

9. Тименчик Р.Д. Иннокентий Анненский и Николай Гумилев. Вопросы литературы, 2, с.171-178.

10. Журавлева. А.Э.  Владимир Дешевов: Десятилетие поиска. Советская музыка, № 2, 1991.

11. А.Рахманова. В Германии поставили одну из первых советских опер. Deutche Welle (русская on-line редакция). 13.11.2007

12. Мещерякова И. Человек своего времени. О Владимире Дешевове". Альманах «Малоизвестные страницы истории Консерватории». Вып. 12. 2012.

 

История из домашнего архива  | Ц. Село на рубеже  XIX-XX  веков  |  Статистика Ц.С.   |  Карта Ц.С.  |  Ц. С. в интернете

      Прогулка по Царскому Селу начала XX века:  часть1, часть2, часть3 | Воспоминания о Царском Селе

Ул. Малая  | Дом-музей Н.Гумилева и А.Ахматовой | Учебные зав-я  Лечебные зав-я | Кн. Гедройц | Семьи царскоселов 

 Домашняя страница  |  Евпатория 1915 -1922 Генеалогия  Содержание сайта

  

 Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Идея, разработка, содержание, веб дизайн  Кирилла Финкельштейна, сентябрь 2003.

Страница обновлена в августе 2008 года.

 

 

 

Hosted by uCoz