Гл. страница

ИСТОРИЯ  ИЗ  ДОМАШНЕГО  АРХИВА

Гостевая книга

   ЦАРСКОЕ СЕЛО  |  ЕВПАТОРИЯ  |   ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ СОДЕРЖАНИЕ САЙТА  

Н.ПУНИН. МИР СВЕТЕЛ ЛЮБОВЬЮ. ДНЕВНИКИ И ПИСЬМА.

Москва. "Артист. Режиссер. Театр". 2000. С. - 235-236.

Николай Пунин. 1918.

   Николай Николаевич Пунин (1888 - 1953) оставил яркий след во всех областях своей многогранной деятельности. Он был блестящим художественным критиком, исследователем, педагогом, музейным работником. Работы Пунина посвящены византийскому и древнерусскому искусству, японской гравюре, русским художникам XIX и XX веков,  истории по искусства западной Европы.  Он был исследователем, идеологом и горячим пропагандистом авангардных течений.
  Н.Пунин родился в Гельсинфорсе (Хельсинки) в семье военного врача. В 1907 году окончил с серебряной медалью Царскосельскую Николаевскую гимназию. Учился сначала на юридическом, а потом на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1918 году, привлеченнный Луначарским к сотрудничеству, Пунин возглавил Петроградский отдел изобразительных искусств Наркомпроса, в течении 30 лет сотрудничал с Русским музеем, 40 лет он читал курс истории западноевропейского искусства в Ленинградском университете и  других заведениях. Пятнадцатью годами совместной жизни с Н.Пуниным была связана Анна Ахматова. Его жизнь закончилась в сталинском лагере, в небольшом заполярном поселке Абезь. Виной Пунина было "преступное" убеждение, что Сезанн и Ван-Гог - великие художники.    
                                                                                      Из предисловия к книге  Л.А.Зыкова.    

 

ДНЕВНИК. 1925 год

 21 февраля

   

<...> Сегодня был с Ан. (Анной Ахматовой - КФ) в Царском. Третий день, как выпал пушистый, легкий снег, 8° мороза. Солнечно, прозрачное, высокое небо. Царскосельский парк заметен снегом, дорожек почти нет, тропинки протоптаны сквозь парк по наиболее коротким направлениям к Софии*. Пусто и от этого еще более торжественно и пышно; солнце, смешанное со снегом, золотило поляны, стволы и горело в воздухе. Кажется странным, что в этом городе еще живут люди; чем они живут? Как они могут жить в такой тишине на останках такого прошлого? Этот город, прилепившийся к гигантским дворцам на окраине парка, вымерший, полуразрушенный, напоминает сторожку могильщиков какого-то великого кладбища. Я узнал чувство, которое испытал в Чуфут-Кале*. Проходя по пустынным улицам, вспоминаешь ряды карет с кучерами и лакеями в красных ливреях, они тянулись в царские дни от самого дворца до нижних конюшен; английские полукровки мотали стрижеными головами и звенели мундштуками; по Средней, мимо дома, где мы жили, ежедневно почти в четыре часа проезжала царица с детьми в широкой коляске парой в дышле (русская упряжка) с толстым кучером, на мягкой груди которого пестрела цветная колодка с медалями. Все дома знакомы, и знакома былая жизнь в этих домах: лакеи, отворявшие двери, лестницы, устланные красными бархатными дорожками, сени, парадные комнаты, будуары; знакомы шаги и звон сабель и шпор; лысины, подставленные для поцелуев; дети в шароварах и куртках, обшитых каракулем, в каракулевых же шапочках или в красных шапочках школы Левицкой*, с гувернантками и гувернерами; и другая жизнь: гимназисты в голубых фуражках и с голубыми кашне, выдернутыми из-под светло-серого пальто, студенты на «своих» извозчиках, балы в Ратуше, пышные балы, где все было, как «в свете», но в которых «свет» ничего не признал бы своим; возвращение с последним поездом из Петербурга, быстрая езда на собственной лошади мимо больших из посеребренного чугуна электрических фонарей — домой; заспанная горничная без наколки и фартучка; столовая, где на этажерке стоял холодный чай и бутерброды, и т.д.

 

    Спит умерший город, спят дворцы и спит парк. Непоправимо, невозвратимо... Но сквозь этот глубокий, страшный, белый сон-смерть совершенно равнодушное к тому, что произошло, глядит прошлое. Само ли оно имеет эту силу, или вечное, почему-то никогда не могущее умереть искусство дало ее ему — уж не знаю, но оно, как солнце или звезда, совершенно бесшумно глядит сквозь этот город могил с умным лицом, все видящим и знающим все. Или это уже не жизнь? Чувство мое сегодня похоже на то, какое бывает, когда смотришь в телескоп на лунные кратеры и поля...

Л.Е.Аренс, Н.Н.Пунин, Е.А.Полетаев в Царском Селе. 1912.

Аничка заходила в гумилевский дом, надеясь найти там старую переписку Н.С. — ничего нет, наверное, сожжено не раз менявшимися жильцами.


* София - район Царского Села.
* Чуфут-Кале - средневековое городище в окрестностях Бахчисарая.
* школа Левицкой - частная школа в Царском Селе, в которой училась жена Н.Пунина А.Е.Аренс. 

Коля Пунин - гимназист

Памяти Н.Пунина

И сердце то уже не отзовется             
На голос мой, ликуя и скорбя.            
Все кончено... и песнь моя несется   
В пустую ночь, где больше нет тебя.

 
  

Н.Пунин. Фотография из личного дела заключенного. 1950.

Николай Пунин : БИОГРАФИЯ    СТАТЬИ    ВОСПОМ. О ЦАРСКОМ СЕЛЕ     ВОСПОМ. О ГИМНАЗИИ    СТИХОТВОРЕНИЯ   ПИСЬМА 

ЦАРСКОЕ  СЕЛО  НА  РУБЕЖЕ  XIX  и  XX  ВЕКОВ

От вокзала до дворца | Улица Малая и ее обитатели    Учебные заведения  | Лечебные заведения  Семьи царскоселов 

     ЦАРСКОЕ  СЕЛО  В  ВОСПОМИНАНИЯХ  СОВРЕМЕННИКОВ:

  А.Ахматовой  |  Э.Голлербаха |  Н.Пунина | О.Чеховой | А.Редигера  | Вс.Рождественского | В. Гедройц  | Л.Барановой

Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Идея, разработка, веб дизайн  Кирилла Финкельштейна, 2002.

 

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Twitter это заразно. Запчасти автобусные и запчасти iveco грузовые у нас прекрасный выбор.. поисковое продвижение. торговое оборудование современного уровня торговое оборудование . уборка и клининг петербург - услуги клининга в Петербурге. Каталог. На этом сайте бусы с фото.
Hosted by uCoz