ЦАРСКОСЕЛЬСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ 
Доклады директора реального училища Э.П.Цытовича на пер
вом съезде по скаутизму. Петроград. 26-30 декабря 1915 года. 

 

  

История училища | Учебный процесс | ДиректораПреподаватели | Ученики | 10-летний юбилей | 100-летний юбилей  
Физика и училище | Список деятелей училища  | Правила поведения учеников
  РЕАЛЬНОЕ  УЧИЛИЩЕ                                           УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ЦАРСКОГО СЕЛА
 

 

  

Э.П.Цытович.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И ОРГАНИЗАЦИИ СКАУТОВ.

(Из цикла докладов 1-го Съезда по Скаутизму)

 

Семья, школа и Организация Скаутов преследуют одну и ту же задачу - дать подрастающему поколению нормальное воспитание и образование.

И если до сих пор говорили о необходимости полного единения семьи и школы, то теперь с возникновением и распространением организаций скаутов следует к ним присоединить и эти последние.

В интересах общего дела следует сблизиться между собою родителям, педагогам и руководителям скаутизма для того, чтобы сообща и дружно проводить в жизнь основные принципы воспитания и образования молоде
жи.

Это тем легче сделать теперь, что с одной стороны все больше и больше

семьей, - с другой стороны общества содействия скаутам включают в свой состав и родителей, и педагогов.

Чем более будет развиваться в России скаутизм, чем больше он будет иметь сочувствующих ему в обществе элементов, тем больше среди деятелей скаутизма окажется родителей и лиц, занимающихся педагогическою деятельностью, а это даст гарантию сближения между семьей, школой и скаутскими организациями.

В результате такого сближения создадутся условия, благоприятные для правильного и нормального развития скаутизма, и последний станет на твердую почву, получив признание за собою права на существование, и даже более, встречая помощь и поддержку со стороны семьи и школы.

Если вдуматься в задачи и цели скаутизма, то ясно, что они не только не противоречат целям и задачам семьи и школы, но, напротив того, находятся в полном с ними согласии.

Скаутизм всемерно стремится способствовать правильному развитию начал семьи, поддерживая в молодежи религиозность, воспитывая ее морально; он старается на каждом шагу внушить скаутам необходимость стать ближе к семье, вносить в нее теплое, радостное и покойное настроение, помогать сочленам своей семьи, чем только и когда только возможно.

Эраст Платонович Цытович - видный деятель Русского Скаутского Движения и видающийся педагог. Он был директором Реального Училища Императора Николая II-го в Царском Селе и Начальником Царскосельской Дружины скаутов. Он также был наставником - педагогом Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.

Скаутизм поддерживает в скаутах чувство преданности и безграничной любви к отцу, матери, братьям, сестрам и другим родственникам. Скаутизм стремится пробудить желание создать наилучшие условия жизни в семье, и понятно, что при таких условиях семья должна в нем видеть лучшего и вернейшего друга и союзника. Говоря о долге скаута в отношении общества, организации скаутов выдвигают на первое место долг скаута в отношении семьи и школы и, если они обязывают скаута выполнять свои обязательства перед организацией, то лишь после того, как выполнен долг первейший - долг перед семьей и школой. Принимая скаута в отряд, администрация отряда требует от него, помимо представлений письменных сведений об его прошлом, самолично подписанных, еще также и письменных согласий со стороны родителей и учебного заведения на поступление данного скаута в данный отряд.

Отряд скаутов, приняв под свое попечение того или другого скаута, ставит своей постоянной задачей следить за ним, получать сведения об его семейных условиях жизни и его отношении к окружающим его членам семьи, в тоже время живо интересуясь ходом учебных занятий скаута в школе и, принимая те или другие меры воздействия на него, в случае, если бы эти занятия приняли менее благоприятный для скаута оборот. Несомненно, что в свою очередь и семья, и школа должны с доверием отнестись к призыву скаутских организаций и со своей стороны не только не препятствовать детям поступать в содружества скаутов, но, напротив, всемерно способствовать этому, склонять своих детей к занятиям скаутизмом. Также и школа должна рекомендовать своим питомцам вступать в отряды скаутов, знакомить их с идеями, целями и задачами скаутских организаций и приходить на помощь этим последним предоставлением помещений и учебных пособий для занятий скаутов.

Было бы желательно, чтобы и сами педагоги, ознакомившись с законами и обычаями скаутов, сообщали сведения об этом учащимся и разъясняли бы им, насколько было бы важно и полезно для учащихся войти в состав таких организаций.

Учебные заведения могли бы способствовать ведению скаутских занятий по специальностям как руководством тех или других лиц из преподавательского персонала, так и учебными пособиями.

Такое развитие идей скаутизма со стороны семьи и школы было бы чрезвычайно полезно для общего дела воспитания молодежи и при совместных усилиях облегчалась бы возможность оздоровить и перевоспитать современную молодежь.

Участие семьи в развитии скаутизма могло бы сказаться и на том, что родители скаутов могли бы вступать в состав членов местной группы обществ

"РУССКИЙ СКАУТ", и, стоя близко к деятельности этого общества, они были бы в курсе деятельности местного отряда или местной дружины скаутов, принимая в ней более или менее активное участие.

Как члены общества содействия скаутам, они могли бы посещать штаб-квартиру отряда или дружины, присутствовать на разных занятиях и сборах скаутов, а те из них, которые особенно живое участие принимали бы в этом деле, могли бы приобрести звание "старшего друга скаутов" и еще больше войти в скаутскую жизнь. Помимо участия родителей в составе общества, было бы желательно, чтобы штабы отрядов или дружин устраивали собрания родителей скаутов, на которых освещали бы для них жизнь отряда и его деятельности. Такого рода общение представителей руководителей скаутизма с родителями скаутов способствовало бы единству действий и успеху развития скаутских организаций в связи с улучшением семейного быта.

Школе следовало бы принять принцип: "Скаутизм обязателен для каждой школы, но необязателен для каждого из учащихся".

Было бы весьма полезно, чтобы этот принцип был проведен в уставе средних мужских и женских учебных заведений, - тогда бы он прочно вошел в жизнь школ, а это лишь способствовало бы улучшению постановки в них воспитательной части. Таким образом, в интересах самих школ - способствовать и поддерживать скаутизм среди желающих им заняться учащихся каждой школы.

Весьма и весьма было бы желательно, чтобы преподавательский персонал учебных заведений вступал в возможно большем числе в состав членов общества "РУССКИЙ СКАУТ" и способствовал бы распространению в обществе идей скаутизма путем личного участия в штабах отрядов или дружин, путем лекций и чтений с учащимися на соответствующие темы, или же, наконец, путем составления статей по вопросам скаутизма и помещения их в общественных или общепедагогических изданиях и журналах и в журналах, имеющих задачу осветить вопросы физического воспитания подрастающего поколения и вопросы скаутизма.

В свою очередь скаутизм идет всецело навстречу интересам школы и семьи, установив на первых же порах своей деятельности с одной стороны - "железный закон", а с другой - "День Матери".

Как "железный закон" имеет в виду контролировать учебные занятия скаутов и временно или навсегда отстранять от занятий скаутизмом тех скаутов, которые не исполняют своего первого и основного долга - ученического долга перед учебным заведением, дающим им воспитание и образование, так и "День Матери" заставляет скаута серьезно подумать об его важнейших сыновних обязанностях в отношении к самому близкому, самому любимому человеку, давшему ему жизнь и основы типического и нравственного воспитания.

И уже то, что скаутизм имеет эти два установления на первых же порах своего существования, показывает, как высоко скаутизм ставит долг скаута в отношении семьи и школы.

Несомненно, что дальнейшее развитие скаутизма даст целый ряд новых установлений, которые его свяжут еще более с семьей и школой.

Будем же надеяться на то, что призыв скаутизма о дружественном ему содействии со стороны г.г. педагогов и родителей не останется бесплодным, что он встретит отклик в тех людях, интересы которых с ним тесно связаны, что зажегшаяся звезда скаутизма над русской молодежью разгорится ярким светом на всем обширном пространстве нашей дорогой родины и что
сотни тысяч русских мальчиков и девочек на призыв: "Будьте готовы!"  будут стройно, бодро и весело отвечать: "Всегда Готовы!".

Царское Село, 1915-ый год.


Э.П.Цытович
ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКАУТИЗМА
(Из цикла докладов 1-го Съезда)


Как часто можно слышать в повседневной жизни слова: "Этого не позволяет этика врача, с точки зрения педагога данный поступок не этичен, этика военного заставляет меня так поступить".

Что же такое представляет собой "этика" и что надо считать "этичным" или "неэтичным"?

"Этика" имеет два значения: в узком смысле, как показывает самое происхождение этого слова от греческого слова "ethos" нрав, этика означает учение о нравственном; в более широком смысле под "этикой" понимают науку о нормах человеческого поведения и, если эти нормы касаются поведения человека, принадлежащего к определенной группе лиц, связанных между собою какими-либо общими условиями или интересами, принадлежащих к одной и той же корпорации, особенно носящей профессиональный характер, - этика получает определенный смысл, обусловленный этой общностью интересов и установлениями, создающими те или иные формы человеческого поведения.

К числу разного рода видов профессиональной этики относится и "этика скаута". В чем заключаются ее характерные черты и чем она должна отличать "скаута" от "не скаута", - мы и постараемся себе выяснить.

Для этого представим себе русского современного юношу в период приближения времени окончания им среднего образования или в момент такового, причем я должен оговориться, что я беру случай, довольно часто встречающийся в современной жизни, но не исключительный. К счастью, и в настоящее время удается иногда быть свидетелями иных условии воспитания и образования, с иными же и их результатами.

Тип оканчивающего курс средней школы юноши мне рисуется в таком виде: нездоровый, физически плохо сформировавшийся, рано узнавший жизнь не только в отношении ее светлых сторон, но и темных, в нравственном смысле не имеющий определенных устоев - то, что дала религия, семья и школа, поколеблено; новых, заменяющих их начал взамен не создано; большей частью такой юноша нерелигиозен, не выдержан, плохо воспитан, зачастую самоуверен, не имеет твердых и прочных знаний - они поверхностны, ко всему относится критически, но без глубокой критики и вдумчивости, всем недоволен мрачно смотрит на жизнь, ничем не интересуется, перспектив никаких не имеет, уже одним своим присутствием тяготит окружающих; ничего нет в таком молодом человеке бодрящего, дающего надежды на будущее; он уже определился, это - своего рода "живой труп", охладевший к жизни и всему, с ней связанному.

Представим себе теперь, с другой стороны, идеал "скаута".

Это - бодрый, физически развитой юноша, отличающийся большой выносливостью и выдержкой. Самая система его воспитания приучила его к смелости, находчивости, ловкости и силе.

Всегда жизнерадостный, "всегда готовый" служить окружающим людям, ясно различающий "добро" и "зло", проникнутый горячим желанием быть защитником и помощником молодых и старых, больных и нуждающихся в постороннем содействии, он рвется проявить себя, найти выход своим силам и, делая то или другое доброе дело, находит нравственное удовлетворение в этом последнем, "не требуя наград за подвиг благородный". Друг не только человека, но и животных, он распространяет вокруг себя свет и тепло. Умея найтись в опасности, выйти из затруднения и создать лучшее себе и окружающим людям, он пользуется общей любовью общества, в его силы верят и надеются, что он будет достойным гражданином своей родины, направляющим свою деятельность исключительно на благо и культурное развитие отечества.

Грубыми и резко различными штрихами набросаны два типа молодежи, но какая громадная между ними разница. Такая же разница, как между жизнью и смертью. Постараемся же воскресить нашего преждевременно состарившегося и отжившего свой век современного юношу и подумаем и поработаем над теми условиями воспитания молодого, хрупкого организма, который составляет предмет глубоких забот со стороны семьи, школы, общества и государства.

Что нужно сделать и какие установить этические основы для нашей будущей деятельности в этом направлении?

Нам нужно, прежде всего, "оздоровить" нашу молодежь физически и нравственно.

Для этого надо приблизить ее, сплошь и рядом далеко отошедшую от природы, к этой последней.

Организация скаутов дает широкую возможность к разрешению поставленной задачи.

Скаутские игры, спорт разного рода на воздухе, лагерная жизнь отрядов в летнее время, экскурсии и походы - все это направлено на то, чтобы закалить молодежь, сделать ее физически более крепкой и выносливой и создать из подрастающих организмов те надежные и прочные оболочки, в которых по изречению древнего, вечно юного, мудреца должен находиться "mens sana in corpore sano".

Скаутские игры, спорт, детали лагерной жизни и все общие походы, помимо развития физической силы и физической выносливости, создадут целый ряд моральных привычек и обычаев, которые будут характерными чертами этики скаутов.

Тут выработается и нравственная выдержка, и привычка подчиняться создающимся условиям, и умение бодро отнестись к переживаемым неизбежным неудачам, и смело преодолеть представляющиеся препятствия; тут разовьется привычка наблюдать природу и ее жизнь, а с ней вместе и любовь к природе. А познание природы при наличности любовного к ней отношения создаст в скауте много светлых идеалов.

Общение с другими скаутами выработает привычку жить общественной жизнью.

Тут же немало придется скауту перенести и лишений, которые закалят его волю и характер и приспособит его к трудностям жизни, приучив его быть находчивым.

Экскурсии и походы, сверх того, дадут скауту громадный материал для изучения своей Родины, а, изучая и познавая ее не теоретически, а на практике, он почувствует к ней близость; у него невольно вырвется наружу его "РУССКАЯ" душа, и он инстинктом познает то общее, что его должно связать с его отечеством.

Приблизив скаута к природе, мы его сделаем физически здоровым и зародим в нем начала патриотизма.

Он почувствует себя сыном своего великого и обширного отечества, и в нем естественным путем разовьется искреннее и пламенное желание посвятить себя служению интересам своей Родины.

Оздоровив скаута физически, пойдем дальше по пути его совершенствования и здесь нам придется воспитать в скауте сильную волю, доброе и отзывчивое сердце и удовлетворив запросы его ума.
Для осуществления этих задач надо пробудить в скауте веру в себя, в свои силы. Для этого его надо заставить вообще верить во все светлое и лучшее - надо сделать его глубоко религиозным. Чтобы скаут мог верить в то, что он может принести пользу ближним, он с первых шагов своих в организации скаутов приучается вдумчиво относиться к своим обязанностям и долгу и привыкает постоянно анализировать свои действия, отдавая в них отчет перед своей совестью. Разбираясь в тех или других явлениях окружающей его действительности, скаут получает большой материал, уясняющий ему цели и задачи служения себе подобным.

Приобретая такое знание окружающей жизни, скаут уяснит себе, что он должен делать на благо людям, и создаст свою моральную "ЭТИКУ СКАУТА".

Эта этика должна заставить скаута помогать ближнему делом и словом,

утешать страждущего, придти на помощь к обездоленному, защитить слабого, выручить из беды и затруднения того или другого человека, и все это сделать не ради тщеславия, а ради сознания необходимости дела, сознания своего долга перед людьми.

Сознательное и отзывчивое отношение скаута к нуждам людей создаст для него в качестве обязательной этики "этику рыцаря". Рыцарски благородное служение человечеству составляет краеугольный камень скаутизма.

Несомненно, что для того, чтобы при сильной воле следовать влечениям отзывчивого сердца, надо иметь соответствующие знания и умение приложить свои силы в том или другом реальном случае.

С этой стороны скаутизм стремится дать скаутам различные знания утилитарного характера, нужные в жизни на каждом шагу. Одними из этих знаний скауты могут воспользоваться для оказания непосредственной помощи ближним, другие дадут скауту необходимый, может быть, заработок, третьи помогут ему развить самодеятельность, четвертые будут способствовать выработке характера, пятые дадут возможность прокормить других и себя.

Из числа различных, возможных в этом направлении, знаний заслуживают внимания подача первой помощи, помощь на пожарах, спасение утопающих, электротехника, водопроводные работы, переписка на пишущей машинке, переводы с иностранных языков, сельское хозяйство, морское дело, занятия естествоведением, занятия живописью, занятия гимнастикой, полевые работы, рыболовство, скотоводство, знание различных ремесел.

Итак, характерными чертами для скаута являются нормальное физическое развитие, "рыцарское" отношение к окружающим людям, отзывчивость, бескорыстная помощь, защита интересов слабого в борьбе его с сильным, разнообразные практические знания жизненного и житейского характера.

Чтобы создать "ЭТИКУ СКАУТА", понимаемую нами в изложенном смысле, надо много и много поработать над идеями скаутизма, надо углубиться в них и их "ПЕРЕЖИТЬ".

Эти идеи нас приведут к тому, что скаут должен быть носителем всего лучшего, что может быть в человеке, и служить символом физической и нравственной красоты.

Правдивость, верность, дружба, ласка, доброта, приветливость, вежливость, наличие чувства справедливости, исполнительность, веселость, сострадание, любовь к ближнему, - вот все те моральные украшения, в которые должен стремиться нарядиться скаут для того, чтобы отвечать своему высокому призванию.

Проявлять эти и им подобные качества вполне отвечает "ЭТИКЕ СКАУТА".

Вдумываясь и развивая дальше и дальше намеченные здесь бегло мысли, мм пойдем по пути углубления в сокровенный смысл идей скаутизма.

Только путем такой непрерывной и неустанной работы можно уяснить себе сущность и содержание того большого понятия, которое определяется словом "СКАУТИЗМ".

Это слово, как и соответствующее ему дело, является новым в укладе нашей русской жизни и, как всякое новое дело, имеет и своих друзей и своих врагов.

Весьма возможно, что новизна дела и свойственные ему увлечения им с одной стороны и противодействие ему с другой стороны создадут не мало толков и разговоров за и против.

Враги скаутизма используют все наши скаутские неудачи и ошибки, которые неизменно сопровождают всякое новое дело, а такое сложное и разнообразное, как дело руководства организациями скаутов, в особенности, но мы не должны этим смущаться. Твердо помня, что "не ошибается лишь тот, кто ничего не делает", вступим на путь обновления и усовершенствования нашей русской молодежи, следуя основным заветам скаутов всего мира и твердо веря в торжество наших идей, наших этических основ, поработаем, прежде всего, над уяснением себе самим сущности скаутизма, а уяснив их себе, кликнем первый клич всему русскому обществу и призовем его помочь нам создать из нашей русской молодежи жизнерадостных, бодрых, верящих в свои силы, стремящихся помочь ближнему, верующих, любящих Родину и Государя русских скаутов.

Поднимая стяг русского скаутизма, постараемся вознести его на должную высоту и тем добиться признания со стороны общественного мнения всей нашей страны большого значения идеи создания типа русского скаута.

Э. Цытович.

Царское Село, 1915-ый год.

 

 Реальное училище                ПРОДОЛЖЕНИЕ: УЧЕНИКИ  >>>           Учебные заведения Ц.Села

 

Библиография

1. Журнал "Опыт", №61, 1971 год.  

 

 

История из домашнего архива  | Ц. Село на рубеже  XIX-XX  веков  |  Статистика Ц.С.   |  Карта Ц.С.  |  Ц. С. в интернете

      Прогулка по Царскому Селу начала XX века:  часть1, часть2, часть3 | Воспоминания о Царском Селе

Ул. Малая  | Дом-музей Н.Гумилева и А.Ахматовой | Учебные зав-я  Лечебные зав-я | Кн. Гедройц | Семьи царскоселов 

 Домашняя страница  |  Евпатория 1915 -1922 Генеалогия  Содержание сайта

  

 Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Идея, разработка, содержание, веб дизайн  Кирилла Финкельштейна,  сентябрь 2003.

 

 

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Hosted by uCoz