Ведомство учреждений императрицы Марии. Государственный орган управления благотворительными женскими и некоторыми специальными учебными заведениями, находившимися под покровительством императрицы и других представительниц имп. фамилии. Ведёт историю с 1796, когда имп. Мария Фёдоровна взяла под своё ведение воспитательные дома и Смольный институт. Подробнее >>> Воскресные школы. Учебные заведения для взрослых и для работающих подростков. Подразделяются на: конфессиональные - для религиозно-нравственного воспитания и общеобразовательные. В России православные В.ш. существовали с 1-й половины 18 в.; с середины 19 в. - гл.о. в форме воскресных чтений. Подробнее >>> Гимназии. Средние общеобразовательные учебные заведения (обычно гуманитарно-филологич. направления). Первые Г. были созданы в Петербурге (1726), в Москве (1755) и в Казани (1758). В 1864 г. были установлены следующие типы мужских Г.: классическая Г. с двумя древними языками; классическая Г. с латинским языком; реальная Г. без древних языков, но с естествознанием в большем объёме и физикой. Подробнее >>> Городские училища. Повышенные начальные школы для детей городского населения; учреждены (1872) по проекту Н.Х. Весселя взамен уездных училищ. Срок обучения 6 лет, деление на классы зависело от средств и числа учителей. Подробнее >>>
Двухклассные
начальные училища. В
России школы повышенного типа с 5-летним и 6-летним
сроком обучения. Возникли в 70-х гг. 19 в.
Духовные
учебные заведения. Образовательные
учреждения, дающие богословское
образование. Высшие Д.у.з. - теологические
университеты и институты, академии;
средние - духовные семинарии, богословские
колледжи и лицеи, медресе, иешива и др.;
низшие - различных наименований (в России
до 1917 православные епархиальные училища,
мусульманские мектебы, иудаистские хедеры
и др.).
Евтушевский Василий
Андрианович (1836-88), педагог, методик-математик.
Разработал методику элементарной
математики на основе самостоятельной
работы учащихся, занимательности и
соответствия возрасту учащихся ("Методика
преподавания арифметики", 1872; 16 изд.,
1907). Епархиальные училища. Средние женские учебные заведения в России до 1917; открывались с 1843 в епархиях гл.о. для дочерей православного духовенства и находились в ведении Синода. Учебный курс (6 классов, с 1900 дополнительный 7-й педагогический) приближался к курсу женской гимназии.
Женское
образование. самостоятельная
отрасль образования, возникшая в связи с
неравноправным общественным положением
женщины. Началом общественного Ж.о. в России
принято считать 1764, когда в С.-Петербурге
было основано Воспитательное общество
благородных девиц и при нём отделение для
девиц мещанского звания.
Закон
Божий.
Учебный предмет в общеобразовательных
учебных заведениях. В России первый учебник
З.Б. составлен Феофаном Прокоповичем ("Букварь,
или Первое учение отроком с Катехизисом",
1720).
Классическое
образование. Тип общего среднего
образования, ориентированный на изучение
древних языков и математики в качестве гл.
предметов. В 19 в. К.о. понималось как научное
образование, необходимое для обучения в
университете. К.о. осуществлялось в
классических гимназиях (лицеях,
грамматических школах).
Коммерческие
училища. Общеобразовательное
учебное заведение, дающее учащимся общее (в
объёме курса реального училища) и
коммерческое образование. К.у. содержались
за счёт благотворительности и платы за
обучение. Первое К.у. создано в 1772 году при
Московском воспитательном доме.
Краевич
Константин Дмитриевич (1833-92), педагог, физик,
профессор (1866). Широко известен его "Учебник
физики" (1866; 14 изд. было удостоено премии
Петра I, учреждённой в 1870 за лучшие учебные
пособия). Лицей (от греч. Likeion). Среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки. В России до 1917 привилегированное среднее или высшее учебное заведение для детей дворян.
Одноклассные
начальные училища.
В
России 19 - начале 20 вв. учебные заведения,
дававшие элементарное образование.
Изучаемые дисциплины: русский язык с
чистописанием, арифметика, Закон Божий.
Реальное
образование (от
лат. realis - действительный, вещественный).
Тип общего образования, в основу которого
положено усвоение учащимися практически
полезных знаний. В отличие от
классического образования, Р.о. не
предусматривало обязательного
преподавания древних языков, гл. место
отводилось предметам естественно-математического
цикла, изучались новые языки, специальные
дисциплины. Рекреационный зал. Помещение для отдыха учащихся во время перемены и во внеурочное время. Своекоштный, т.е. содержащийся и обучаемый на свой кошт; Казеннокоштный - содержащийся и обучаемый на казённый кошт; Кошт – расходы на содержание.
Уездные
училища в
России, по Уставу 1804 открывались в
губернских и уездных городах для
подготовки учащихся "всякого звания" к
поступлению в гимназию. Оно представляло
собой начальную
школу повышенного типа.
Церковно-приходские
школы. В России до 1917 начальные
школы, руководимые духовенством, начали
создаваться в начале 18 в. В программу
обучения входили Закон Божий, церковное
пение, церковно- славянское чтение, русский
язык, арифметика, чистописание. В
двухклассных школах преподавались также
начала русской и церковной истории.
Цифирные
школы. Начальные
учебные заведения в России 1-й половины 18 в.
Появление первых Ц.ш. связано с
формированием в эпоху петровских
преобразований нового порядка прохождения
дворянской службы, при котором требование
грамотности приобретало обязательный
характер.
|
|
Статьи
заимствованы из |
Обратная связь:
© Идея, разработка, веб дизайн
Кирилла Финкельштейна,
август 2003.
|