СТИХОТВОРЕНИЯ
ЛЬВА АРЕНСА |
|
"Серебряный век в Крыму: Взгляд из XXI столетия". Москва-Симферополь-Судак, 2003. С. 238-243. Подготовка текста, примечания и послесловие Елены Калло. |
|||
КРЫМСКИЕ ЗРЕВА Другу моему, татарскому цветочку - Сарре1
|
|||
ЧАТЫРДАГ2 (Крымский заповедник) В.Е.Аренс3
Вольные пастбища Чатырдага Будто наяву стоят перед нами: То — овец курчавая ватага, Библейских, пасомых чабанами, Гонимых резвым лаем горних псов; То - в выси полеты круговые крылей Белоголовых сипов и орлов; Их клекот отдаленный. Оленей Во буковых лесах тенистых рев; Ночные крики филинов и сов.
|
ЗАЛИВ ЛАСПИ4 Краса прибрежных гор в Крыму Элладой новою служила; Дав отдых сердцу и уму, Надеждой бодрою крылила. Твои певучие цикады В прозрачных, знойных сосняках, Шумящие морские пады, И гребни пенные и волнах, Соленый воздух берегов, И, в опрокинутых челнах, Огонь рыбацких очагов Причудой дивною дымился И в мокрых отражался камешках. |
||
|
|||
ЕВПАТОРИЯ Простые линии мечети ханской: Обширный купол, стройный минарет. Напоминание песков барханных — Под пебом — Бога грозного стилет! Судьбою странною влекомый В открытые песчаные поля, Услышал моря шум знакомый, В Евпаторийские попав края. В твоих пролетных переулках, Средь белых стен, в одной калитке Открылся дворик в серых плитах. На камне, в чадровом платочке, В татарских серьгах золотых, С большими карими глазами, Как у газели, Стояла обрученница моя. Как упали Странно наши звезды, догорая, Чтоб зажечься новыми огнями.
|
БАХЧИСАРАЙ Напрасно солнце знойно светит, Напрасно чужеземец возле окон ждет Закрытых спящего Бахчисарая... Но лишь успели звезды появиться, Как с освещенных минаретов Раздался хор гортанный муэдзинов. В домах магометан зажглись огни. И благоверный мусульманин, Из сонного воспрянув забытья, Спешит намаз свой совершить. И ужином веселым уразы8 Начать свое ночное бденье За хладным питием бузы.9 |
||
ФЕОДОСИЯ Е.И.Аренсу5
Феодосия! Твой суровый камень Послужит лучшим памятником, Неувядаемым венком На материнскую могилу6. Я, колченогий,запоздал К твоим минутам смертным, И только много лет спустя, Уже у моего болезного одра7, Ты мне визит печальный отдала — По смерти материнское благословенье. И перед тем я посещал Феодосийское кладбище. Меж кипарисами летал, Могил взметая пепелище. Пернатый, словно мотылек, Красноголовый королек. Его бесшумное движенье, И моря близкого прибой и шум, И тихое дерев качанье — Души твоей волненье — Моих служило отголоском дум О предстоящем единеньи. |
БАЛАКЛАВА В.А. Гаккелю10
В теснинах сжатая вода Скалистым серым ходом, В извилинах его бродя, На связь идет с открытым морем. У набережной на фаленях Дрожат рыбацкие фелюги. Томятся, ветра ожидая, на кормах Отнажныс матросы-тюрки. Но вот поверхность зарябилась, Встряхнулись сонные пловцы, На палубах команды суетились, Кидая длинные концы. По мачтам быстро взвились, Как крылья чаек - белые пласты. И, постепенно с якоря снимаясь, Тихонько воду прорезая, Один корабль за другим, Подобно мыслкям моим, В далекой сини исчезали.
|
||
|
|||
СТАРЫЙ КРЫМ11 З.Е.Аренс12
Душистым ладаном курящего кадила, В девятый день над материнскою могилой Панихиду по душе ее, исходней, Совершив, мы по дороге каменистой, Покинутые матерью земною, Царицею хранимые небесной, Прибыли в град иной. Здесь, под громадой Агормыша13, В прозрачной оздуши Эски-Керыма, Соединенные печалию глубокой, Напоенные мечтою нежной Ее души, такой тревожной В своих исканиях земных. Да будет вечный ей покой В селениях небесных. 3 октября 1925
СИМФЕРОПОЛЬ На зыбких облаках заречий Несусь сквозь пелену степей. Покинувший стезю противоречий, Причалил я к подножию кряжей. Я в городе из белых камней, Одном из царскосельских лебедей15. В сиреневом и призрачном браслете, С душой, унылостью пронзенной, Не видел он преддверия красы, Возвышенных холмов чередованных. Бодрящих очертаний горней полосы.
|
СЕВАСТОПОЛЬ Адмиральский Севастополь Немало бедствий я испытал. Твоя же гавань мне открыла Пленительную моря красоту; У юноши — в моем мозгу — Столь много мыслей взбороздила, Сколь много волн в твоем порту. Ночное море заискрилось Фонариками ноктилюк14. Когда же сильно зарябилось, На корабле закрылся люк... В морских водах увидел я дельфинов, Прозрачно-нежные тела медуз. Узрел я тонкие виденья муз Из тихих вод стремящихся заливов На водяную брань. Морская ткань Рвалася свежими порывами ветров, И глубина, Чуть не до два, С бортов Мне жутко открывалась.
|
||
1. Аренс (урожд. Савускан Сарра Иосифовна (1897-1982) - с декабря 1920г. жена Льва Аренса, караимка родом из Евпатории, где с нею и познакомился Л.Аренс (см. ст-ние «Евпатория»). 2. Чатырдаг — горный массив в Крыму, недалеко от Алушты. 3. Аренс Вера Евгеньевна (1883-1962) - сестра Л. Аренса, поэтесса и переводчица. 4. Залив Ласпи — залив у Южного берега Крыма, рядом с самой южной точкой полуострова (м. Сарыч). 5. Аренс Евгений Иванович (1856-1931) – отец Льва Аренса, генерал флота, профессор морской истории. 6. Мать Льва Аренса, Евдокия Семеновна Аренс (1856-1917), была похоронена на феодосийском кладбище. 7. Через несколько лет после смерти матери Лев Арене переболел тифом. 8. Ураза (тюрк.) — пост у мусульман в месяце рамазане: мусульманин должен воздерживаться от пищи, питья, игр, зрелищ в течение дня до наступления темноты. 9. Буза (тюрк.) татарский напиток, похожий на пиво. 10. Гаккель Владимир Андреевич (ум. 1942) — двоюродный брат Л.Е.Аренса, муж Веры Аренс (см. ст-ние «Чатырдаг»). 11. Вариант названия: «Эски-Керим». Эски-Керим (Эски-Крым) - название Старого Крыма с 14в. до 1783г. 12. Арене Зоя Евгеньевна (1889-1968) - сестра Л.Аренса. 13. Агормыш (Агармыш) — гора, у южного склона которой расположен Старый Крым. 14. Ноктилюки (ночесветки) — простейшие морские организмы, обладающие способностью к биолюминесценции. 15. Речь идет об Ин.Ф.Анпенском (названном Н.Гумилевым «последним из царскосельских лебедей» («Памяти Анненского»)) и о его ст-нии «Тоска белого камня», написанном в Симферополе в 1904 г. и входящем в) «Трилистник тоскливый» сб. «Кипарисовый ларец».
|
|||
Послесловие |
|||
<...> Стихи Льва Аренса, вошедшие в публикацию, необычны: в них нет футуристического напора, — напротив, их настроение зачастую можно назвать элегическим, они не изобилуют словообразовательными экспериментами, — зато автор неоднократно использует элементы высокого стиля, пожалуй, на принадлежность к футуристической поэзии указывают лишь верлибр и частые смещения ударений. Некоторая странность и размытость формы оправдывается искренним и каким-то новым, ни на чье не похожим, мироощущением автора. Наконец, в этих стихах ощущается светлый дух, который завершает их «изнутри». . . . . . . . . . . . . |
|||
Обратная связь:
Гостевая книга
Почта (E-mail)
© Идея, веб
дизайн: Кирилла Финкельштейна,
февраль 2010.