СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ. 

 

Учебные заведения Царского Села начала XX века      

 

  Ведомство учреждений императрицы Марии -  государственный орган управления благотворительными женскими и некоторыми специальными учебными заведениями, находившимися под покровительством императрицы и других представительниц имп. фамилии. Ведёт историю с 1796, когда имп. Мария Фёдоровна по указу имп. Павла I взяла под своё ведение созданные в 1760-70-х гг. по плану И.И. Бецкого воспитательные дома, Смольный институт; была образована Канцелярия имп. Марии. С 1828 - 4-е отделение Собственной Его Имп. Величества канцелярии (название ВУиМ употреблялось с 1854). Первоначально ВУиМ были подчинены Петербургский (осн. в 1770) и Московский (1764) воспитательные дома, 14 женских институтов и пансионов, 25 медицинских и благотворительных учреждений; затем в его ведение были переданы училища для приходящих девиц (с 1862 Мариинские гимназии), Петербургское (1779) и Московское (1804) коммерческие училища, Царскосельский (с 1844 Александровский) лицей (1843), Московское техническое училище (1868-87). Особое место занимали Петербургский и Московский опекунские советы, ведавшие большинством учреждений; в 1845 образован Гл. совет женских учебных заведений. В 1873 создан единый Опекунский совет. 

В 1828-85 в составе ВУиМ действовал Попечительский совет заведений общественного призрения, с 1838 Комитет Гл. попечительства детских приютов (в 1869-96 Канцелярия по управлению детскими приютами). В 1883 в состав ВУиМ вошло Мариинское попечительство для призрения слепых (создано в 1881), в 1913 - Всерос. попечительство по охране материнства и младенчества. В 1898 образовано попечительство о глухонемых. В 1909 по ВУиМ насчитывалось 607 учебных заведений с 40 тыс. учащихся. 

В учебных заведениях ВУиМ в зависимости от контингента воспитанников и местных потребностей давалось общее образование, включавшее, как правило, чтение, счёт, письмо, основы религии, начала естествознания, математики и искусства, историю, предметы домоводства, физическое воспитание, иногда - огородничество и садоводство, в ряде заведений - элементы экономического, медицинского и педагогического образования. Главноуправляющими учреждениями имп. Марии в разное время были: принц П.Г. Ольденбургский, К.К. Грот, И.Н. Дурново и др. ВУиМ упразднено в 1917, дела переданы в МНП, в составе которого образовано управление Мариинскими благотворительными и учебными заведениями.

Государственный орган управления благотворительными женскими и некоторыми специальными учебными заведениями, находившимися под покровительством императрицы и других представительниц имп. фамилии. Ведёт историю с 1796, когда имп. Мария Фёдоровна  взяла под своё ведение  воспитательные дома и  Смольный институт.  

  Источник: http://dictionary.fio.ru/article.php?id=20123


 Воскресные школы - учебные заведения для взрослых и для работающих подростков; форма организации индивидуального образования. Подразделяются на: конфессиональные - для религиозно-нравственного воспитания (у христиан - воскресные, у мусульман -пятничные, у иудеев - субботние) и общеобразовательные. В России православные В.ш. существовали с 1-й половины 18 в.; с середины 19 в. - гл.о. в форме воскресных чтений. В начале 90-х гг. 20 в. на этих принципах работали некоторые начальные конфессиональные учебные заведения. Общеобразовательные В.ш. устраивали в 1-й половине 19 в. в Москве отдельные предприниматели: при Трёхгорной мануфактуре Прохоровых (1816); при суконной фабрике Новикова (1843) и др. В 1858 открылась В.ш. в Полтаве, в 1859 - в Петербурге и Киеве. К началу 60-х гг. 19 в. в более чем 170 городах России действовали свыше 330 В.ш. Учебный процесс строился в зависимости от уровня подготовки и интересов учащихся. В 1860 В.ш. получили официальный статус и были приравнены к начальным школам. Единые программы предусматривали обучение грамоте, уроки Закона Божьего. Обнаружение революционной пропаганды в двух петербургских В.ш. послужило поводом к повсеместному временному закрытию школ (1862). Вновь открыты в 1864. Деятельность В.ш. поставлена под контроль администрации учебных округов и приходских священников. Со 2-й половины 80-х гг. 19 в. создавались также низшие профессиональные и ремесленные В.ш., которые давали образование за курс начальной школы и элементарные технические знания. Выбор специальных предметов в этих школах определялся потребностями местных производств.

В 1900 в 175 городах действовало 286 В.ш.; ок. 1 тыс. В.ш. и близких к ним по типу школ и курсов для взрослых создано в сельской местности. Среди общеобразовательных наиболее известны Харьковская В.ш. Х.Д. Алчевской, Тифлисская женская В.ш. О.В. Кайдановой. К 1905 в России, по официальным данным, было 782 В.ш. с 40 тыс. учащихся (50% женщин) и 2,6 тыс. учителей (60% - женщины). Некоторые школы проводили занятия и в будни по вечерам. После Октябрьской революции В.ш. закрыты, их заменили ликпункты, школы грамоты и др. Просветительские традиции В.ш. продолжили вечерние школы рабочей молодёжи.

 Источник: http://dictionary.fio.ru/article.php?id=3100 


Гимназии  - средние общеобразовательные учебные заведения (обычно гуманитарно-филологического направления). Термин "Г." заимствован из Древней Греции. Становление Г. Нового времени связано с возникновением в 15-16 вв. латинских школ, готовивших к поступлению в университет. В дореволюционной России в начале 18 в. некоторое время существовала школа Э. Глюка с гимназической программой. Первые Г. были созданы в Петербурге - академическая гимназия (1726), в Москве при университете (1755) и в Казани (1758), но они не имели единого учебного плана. По "Уставу учебных заведений, подведомственных университетам" (1804) Г. предусматривались в каждом губернском городе. Г. предназначались для подготовки юношей не только в университет, но и к гражданской службе, 4-летний курс отличался многопредметностью. В 1808 в России было 32 Г., в них обучалось 2,8 тыс. учащихся. 

По плану С.С. Уварова (1811) Г. должны были служить гл.о. для подготовки учащихся к университету и приобрести т.о. характер классических учебных заведений. Эта идея была положена в основу устава 1828. Одновременно введены сословные ограничения (Г. предназначалась для детей дворян и чиновников). В 50-х гг. классицизм ограничивался: начиная с 4-го класса в Г. выделились латинское и юридическое отделения. В 1852 утверждены 3 типа Г.: с естественной историей и законоведением для поступающих в университет или для готовящихся к службе, с добавлением для первых латинского языка; с законоведением для готовящихся к службе; с латинским и греческим языками для поступающих в университет.

Управление Г. осуществлялось директором, инспектором (с 1828) и педагогическим советом; материальной частью ведали попечительские советы. В 60-х гг. возникли женские Г. В 1863-82 вместо кадетских корпусов учреждены военные гимназии с широким общеобразовательным курсом. 

В 1864 по "Уставу гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения" были установлены следующие типы мужских Г.: классическая Г. с двумя древними языками, с незначительным количеством часов на естествознание и физику; классическая Г. с латинским языком; реальная Г. без древних языков, но с естествознанием в большем объёме и физикой. Из 61 Г. лишь 16 стали реальными. Полноценным считалось только образование, даваемое классической Г., т.к. по её окончании можно было поступить в университет и другие высшие учебные заведения, а после реальной Г. - лишь в высшие технические учебные заведения. В городах, где не было Г., учреждались прогимназии, состоявшие из первых 4 классов 

Г. В условиях подъёма общественно-педагогического движения борьба вокруг Г. приняла острый характер. Общественные деятели - демократы высказывались за то, чтобы Г. давала знания, имеющие практическое значение и необходимые для развития культуры. Компромиссный устав 1864 не удовлетворял и сторонников классицизма, считавших его одной из причин охватившего юношество "материализма" и "нигилизма". Под руководством министра народного просвещения Д.А. Толстого был разработан новый гимназический устав (1871), признававший только 7-классную классическую Г. с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года). В ней на латинский и греческий языки отводилось 85 ч (41% учебного времени). 

В курсе древних языков осн. внимание уделялось заучиванию грамматических форм, письменным переводам с русского языка на древние. Русский язык, литература, история, география изучались в незначительном объёме; физика, математика и естествознание занимали лишь 18% учебного времени. Были усилены государственная регламентация учебного процесса, единообразие планов и программ, введены должности классных наставников и классных надзирателей, наблюдавших за благонадёжностью учащихся. В 80-90-х гг. министр народного просвещения И.Д. Делянов провёл ряд мероприятий по установлению сословных ограничений: были ликвидированы приготовительные классы, издано (1887) распоряжение, известное под названием "циркуляр о кухаркиных детях", в котором предлагалось воздерживаться от приёма в Г. "детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Усилен школьный и внешкольный надзор, дисциплинарные наказания. В 1880-90 уменьшилось общее число гимназистов (с 65,8 тыс. до 62,9 тыс.), при этом значительно увеличилась доля детей дворян и чиновников (до 56%). 

МНП предприняло ряд попыток перестроить гимназическое образование, приспособить его к практическим потребностям страны, ограничить классицизм и сословность. В 1911 дети из дворянского и чиновничьего сословий составляли 34,7% общего числа учащихся, дети мещан, ремесленников и крестьян - ок. 45%. Всего в 1913 насчитывалось 434 Г., где обучалось 143 тыс. чел. Согласно учебному плану 1914, преподавание классических дисциплин было значительно сокращено, хотя и на гуманитарные предметы по-прежнему отводилось вдвое больше времени, чем на математику и естествознание. Окончившие Г. с золотой и серебряной медалями принимались в университет без экзаменов, остальные также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. После установления советской власти Г. как тип учебного заведения была упразднена (в РСФСР в 1918).

В 1990 Министерство образования утвердило "Положение о гимназиях", предусматривавшее создание Г. гуманитарного, педагогического, технического направлений. В составе Г. выделяются прогимназические (1-7-е классы) и собственно гимназические (8- 11-е классы) классы, абитура (12-й класс, 1 год по желанию). Г. позволяют обеспечить вариативность образования в зависимости от направления учебного заведения. Предусматривается организация факультативных и дополнительных курсов; в целях гуманизации учебно-воспитательного процесса развиваются индивидуальные формы обучения.

 Источник: http://dictionary.fio.ru/article.php?id=3320 


Городские училища повышенные начальные школы для детей городского населения; учреждены (1872) по проекту Н.Х. Весселя взамен уездных училищ. Срок обучения 6 лет, деление на классы зависело от средств и числа учителей. Принимались дети из семей всех сословий и вероисповеданий не моложе 7 лет без ограничения предельного возраста (с 1907 разрешено принимать девочек и вводить совместное обучение; первое женское Г.у. открыто в 1886 в Таганроге). Младшие отделения Г.у., дублировавшие начальные училища, не пользовались популярностью и к началу 20 в. были закрыты. Преподавались Закон Божий, чтение, письмо, русский язык и церковно-славянское чтение, арифметика, практическая геометрия, география и отечественная история с элементами всеобщей истории и географии, естественная история и физика, черчение и рисование, гимнастика. В числе необязательных предметов - новые европейские и местные языки, музыка, гигиена, бухгалтерия и др. При мн. Г.у. учреждались различные профессиональные классы, отделения, мастерские, а также воскресные и вечерние курсы для взрослых. Постепенно вводилась предметная система преподавания. Обучение платное. Выпускники могли поступать в низшие профессиональные школы или на одно- и двухгодичные педагогические курсы. В 1909 было 992 Г.у. (132,5 тыс. учащихся). С 1912 Г.у. преобразовывались в высшие начальные училища.

 Источник: http://dictionary.fio.ru/article.php?id=10023 

 Статьи заимствованы из Педагогического энциклопедического словаря 

       

История из домашнего архива  | Ц. Село на рубеже  XIX-XX  веков  |  Статистика Ц.С.   |  Карта Ц.С.  |  Ц. С. в интернете

      Прогулка по Царскому Селу начала XX века:  часть1, часть2, часть3 | Воспоминания о Царском Селе

Ул. Малая  | Дом-музей Н.Гумилева и А.Ахматовой | Учебные зав-я  Лечебные зав-я | Кн. Гедройц | Семьи царскоселов 

 Домашняя страница  |  Евпатория 1915 -1922 Генеалогия  Содержание сайта

  

 Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
© Идея, разработка, веб дизайн  Кирилла Финкельштейна, август  2007.

 

 

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Hosted by uCoz