К.И.Финкельштейн     

Кузница кадров поэтов и ученых Николаевская Царскосельская гимназия*

«Знаменитые универсанты. Золотая книга Санкт-Петебургского университета.». Т.3. 

СПб: Изд-во "Знаменитые универсанты", 2005,  С.562-590.

 Часть 1-я    Часть 2-я

 

Попробуйте задать любому прохожему вопрос: «Какое царскосельское учебное заведение вам известно? С чьими именами оно связано?» Подавляющее большинство не задумываясь ответит: «Лицей и Пушкин». Лишь знатоки поэзии серебряного века и жители г. Пушкина, возможно добавят: «Николаевская гимназия. Гумилев, Анненский». 

Блистательному Лицею было суждено сохраниться в памяти потомков. Его здание стало всемирно известным мемориальным музеем, а слова: «Лицей и лицейское братство, Пушкин и Державин» - одними из символов города Пушкина (Царского Села). Николаевскую Царскосельскую гимназию  историческая память обошла стороной. Долгие годы ничто не говорило редкому прохожему, что здесь в течении десяти лет жил и творил замечательный поэт Иннокентий Анненский. Только скромная, потускневшая доска гласила, что в этом здании «с 1903 по 1906 год учился Николай Степанович Гумилев», напоминая о прошлом гимназии. А ведь по созвездию связанных с ней имен гимназия нисколько не уступает своему знаменитому предшественнику. В Лицее учился первый поэт ХIХ века Александр Пушкин - в Николаевской гимназии директорствовал один из лучших поэтов ХХ века Иннокентий Анненский. Лицей связан с именами поэтов А.Дельвига, В.Кюхельбекера и Л.Мея - гимназия с именами поэтов Н.Гумилева, Вс.Рождественского, Дм. Кленовского и братьев Оцуп. Из стен Лицея вышли писатель М.Е.Салтыков-Щедрин и канцлер А.М.Горчаков - из стен гимназии писатель Сергей Горный и искусствовед Н.Н.Пунин. В лицее учились академик Я.К.Грот, декабрист И.И.Пущин и адмирал Ф.Ф.Матюшкин - в гимназии: академики Ф.И.Щербатской, В.Ю.Визе и П.Г.Светлов, актеры В.А.Полонский и М.И.Царев, воздухоплаватель А.Б.Васенко и комбриг А.Н.Лапчинский.

С момента своего образования (1870) гимназия получила статус классической, что открывало ее ученикам прямую дорогу в университет, поскольку выпускники классических гимназий принимались туда без экзаменов. В первом выпуске настоящего сборника уже рассказывалось об одном из средних учебных заведений Петербурга – гимназии К.Мая, бывшей «первой ступенью подготовки будущих универсантов Петербургского университета». Большинство выпускников Николаевской гимназии также становились студентами столичного университета. Но в отличие от гимназии К.Мая, среди выпускников которой наибольшей популярностью пользовались юридический и физико-математический факультеты, питомцы царскосельской гимназии отдавали предпочтение историко-филологическому факультету. Недаром из стен Николаевской гимназии вышло так много  поэтов, филологов, искусствоведов и историков ставших гордостью и Петербургского университета. Несомненно такой «гуманитарной направленности» выпускников способствовало и то, что все директора Николаевской гимназии, а также значительная часть педагогов,  были филологами по образованию. Многие выпускники и преподаватели гимназии, включая представителей и естественных наук, стали приват-доцентами и профессорами университета. Поэтому неудивительно, что большинство знаменитых выпускников, преподавателей и директоров  Николаевской гимназии по праву являются также и знаменитыми универсантами Санкт-Петербургского университета.

В данной статье мы расскажем об истории Николаевской гимназии, о том что отличало ее от других гимназий; о директорах, преподавателях и учениках гимназии – знаменитых универсантах, а также о тех выпускниках, кто возможно мог бы внести существенный вклад в отечественную науку и культуру и войти в когорту «знаменитых универсантов», если бы не революция, сталинский террор, гражданская и две мировые войны, пришедшиеся на долю их поколения. 

 

*   *   *

История царскосельской мужской гимназии [1-4] ведет свой отсчет от 1866 года, когда 148 обывателей Царского Села и Павловска обратились в царскосельскую городовую ратушу с просьбой об учреждении в Царском Селе семиклассной гимназии. К этому времени в городе уже действовали женское духовное училище (с 1843 г) и женская Мариинская гимназия (с 1865 г), а среднее мужское учебное заведение отсутствовало. Это вынуждало состоятельных горожан посылать своих сыновей в петербургские учебные заведения, а тем, кто не мог себе этого позволить, приходилось ограничивать обучение своих отпрысков начальным образованием.

Процесс сбора необходимых средств и согласования в различных инстанциях занял долгих четыре года. Наконец в мае 1870 года было получено разрешение на открытие в Царском Селе казенной мужской гимназии с присвоением ей наименования Николаевской, в память Императора Николая Павловича (Николая I) и Цесаревича Николая Александровича (умершего первенца Императора Александра II). Гимназию решено было открыть в здании на углу улиц Набережной и Малой, построенном в 1866-1870 гг по проекту  известного мастера профессора И.А.Монигетти. По первоночальным планам в здании должна была разместиться общественная богадельня для призрения престарелых и увечных граждан, но благодаря ходатайству жителей Царского Села это решение было изменено в пользу гимназии. 

День открытия гимназии 8-го сентября 1870 года стал знаменательным событием в жизни Царского Села. На этот торжественный акт, проходивший в здании городовой ратуши, прибыли многие Высочайшие и высокопоставленные лица Российской империи: император Александр II и наследник престола цесаревич Александр, великие князья, государственный канцлер князь А.М.Горчаков, министр императорского Двора граф В.Ф.Адлерберг, управляющий министерством народного просвещения И.Д.Делянов, министр юстиции граф К.И.Пален, многие высшие государственные сановники, придворные чины и представители горожан Царского Села, Павловска и Гатчины, внесшие немалый денежный вклад в создание гимназии.  

Любопытно, как описываются эти торжества в отчете [2], вышедшем в ознаменование 25-летия гимназии: «Государь Император, в сопровождении Наследника Цесаревича Александра Александровича и Великих Князей Владимира Александровича, Константина Николаевича и Николая Константиновича, изволили обойти классы, которые уже были заняты учениками, и залы, рекреационную и советскую; в классах Его Величество изволил обращаться с милостивыми словами к ученикам и воспитателям. По выходе , из залы совета в гимназический коридор, поднесены были Его Величеству — почетным попечителем, а Их Императорским Высочествам — директором гимназии бокалы шампанского. Удостоив отпить за процветание Николаевской Царскосельской гимназии и за учредителей ее, Государь Император, в сопровождении Наследника Цесаревича и Великих Князей, изволил пройти крытым ходом в залу городовой ратуши, где совершалось гражданское торжество открытия гимназии.» 

Дальнейшая история Николаевской гимназии неразрывно связана с именами ее директоров, каждый из которых внес свой вклад в развитие гимназии и дело образования юношества. Наиболее яркими личностями на этом посту были выпускники историко-филологического факультета Петербургского университета И.Ф.Анненский и К.А.Иванов, которых с полным правом можно причислить и к знаменитым универсантам. 

Первым директором Николаевской гимназии был назначен статский советник И.И.Пискарев (18? – 1887). За время его  директорства был произведен первый выпуск учеников, гимназия достигла восьмиклассного состава и стала гордо именоваться "Императорской". Была оборудована и освящена, построенная архитектором А.Ф.Видовым, гимназическая церковь, главную достопримечательность которой составлял престол, принадлежавший вначале походной церкви императрицы Екатерины I. 

После кончины Пискарева на смену ему пришел молодой филолог, инспектор 1-й петербургской гимназии, сын известного деятеля  народного образования сенатора А.И.Георгиевского Лев Александрович Георгиевский (1860 - после 1917). Во многом благодаря его усилиям в 1891 году при гимназии был открыт пансион на 60 воспитанников и количество учеников возросло до 300. Для размещения пансиона была произведена надстройка третьего этажа здания; открыты актовый и рекреационный (помещение для отдыха) залы, было проведено электрическое освещение. При Георгиевском было введено обучение искусствам: рисованию, черчению, пению, гимнастике, фехтованию, музыке и танцам. 

16 октября 1896 года на должность директора Николаевской гимназии был назначен бывший директор 8-й петербургской гимназии Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909) [4-7]. Во многом, только благодаря десятилетнему директорству этого выдающегося поэта, филолога, эллиниста и педагога Николаевская гимназия заняла свое особое место в истории учебных заведений России. 

Высшее образование Иннокентий Федорович получил на историко-филологическом факультете С.-Петербургского унивеситета. Сведений о студенческих годах Анненского (1875-1879) почти не сохранилось, за исключением результатов экаменов, из которых видно, что учился он весьма успешно, и прошения о назначении стипендии. Из воспоминаний преподавателя гимназии Б.В.Варнеке известно, что из всех своих университетских педагогов Анненский выделял профессора кафедры славянской филологии В.И.Ломанского (историк, филолог, славянофил) и профессора сравнительного языкознания И.П.Минаева (языковед, крупный исследователь буддизма), их одних он называл своими учителями. 

Окончив обучение в 1879 году Иннокентий Федорович получил звание кандидата Петербургского университета, которое присваивалось выпускникам представившим небольшое исследование, признававшееся научно ценным. Годы проведенные в университете не прошли для Анненского даром, знания в области классической филологии, древних языков, античной литературы, сравнительного языкознания нашли широкое применение в его дальнейшей научной и литературной деятельности. 

Серьезная филологическая подготовка и звание кандидата давали возможность Анненскому остаться при университете. Но жизненные обстоятельства (женитьба в 1879 году на Н.В.Хмара-Борщевской), вероятно, побудили его выбрать педагогическую карьеру, дававшую больший материальный достаток. За 17 лет педагогической деятельности (до вступления в должность директора Николаевской гимназии) Иннокентий Федорович прошел путь от преподавателя латинского и греческого языков петербургской гимназии Гуревича (1879-1891) до директора 8-й петербургской гимназии. В 1896 году министр просвещения И.Д.Делянов предложил И.Ф.Анненскому новое назначение на пост директора Николаевской Царскосельской гимназии. Иннокентий Федорович принял предложение и 16 октября 1896 года официально вступил в должность директора. Вместе с семьей он переехал в Царское Село, где получил служебную квартиру при гимназии.

Первые годы службы Анненского в царскосельской гимназии были весьма благополучны. Помимо исполнения служебных обязанностей директора он преподавал ученикам старших классов греческий язык, участвовал в работе Ученого комитета народного просвещения и комиссий при отделении русского языка и словесности академии наук, писал педагогические статьи, посвященные вопросам о языках в средней школе, об эстетическом элементе в образовании, значении письменных работ и некоторым другим вопросам. В это же время продолжалась его творческая работа. Он переводит трагедии Еврипида, пишет большие статьи о них, создает свои оригинальные трагедии, в 1904 году издает под псевдонимом "Ник. Т-о" (Никто) свою единстенную прижизненную книжку стихов «Тихие песни».

В Царском Селе Анненский жил довольно замкнуто и уединенно, вдали от литературных кругов «нового искусства» серебряного века (знакомство с ним состоялось уже после его отставки с поста директора). Его друзьями и знакомыми были ученые-филологи и антиковеды Петербургского университета и коллеги по гимназии. Наиболее близкие отношения сложились у Анненского с профессором Фаддеем Франциевичем Зелинским (1859-1944), одним из самых известных представителей науки о классическом мире. Под редакцией и с комментариями Зелинского были опубликованы 3 тома «Театра Еврипида» в переводе Анненского (последние два уже после смерти Иннокентия Федоровича), ему же принадлежат несколько статей о творчестве Анненского. Другим близким Анненскому человеком был университетский профессор, языковед и историк музыки Сергей Константинович Булич (1859-1921). Им  Анненский посвятил свои стихотворения: «Буддийская месса в Париже Ф. Ф. Зелинскому» и «Notturno (Другу моему С.К.Буличу)».  

Однообразие царскосельской жизни прерывалось несколько раз в год небольшими приемами, устраевыми для узкого круга друзей и знакомых. После роскошного обеда, в директорском кабинете на 2-м этаже Николаевской гимназии,  Иннокентий Федорович читал приглашенным свои переводы, статьи и стихотворения. «Стоя у конторки под цветущим кустом белых цветов, он на французскую манеру читал свои стихи, слегка пришептывая, и живописно ронял на малиновое сукно те большие листы, на каких всегда писал своим крупным круглым почерком» - вспоминал Б.Варнеке. Частыми гостями на этих чтениях бывали уже упомянутые Варнеке и Зелинский, а также приват-доцент университета и коллега по гимназии П.П.Митрофанов, профессор Московского университета, востоковед Ф.Е.Корш и киевский профессор Ю.А.Куликовский, иногда появлялся историк русской литературы и библиограф, приват-доцент университета и профессор Бестужевских курсов С.А.Венгеров. Среди знакомых  Анненского было немало  и других  профессоров и преподавателей Петербургского университета, которых он знал по совместным заседаниям в Обществе классической филологии и педагогики и в Нео-Филологическом обществе при университете. 

Несмотря на тесные связи с профессорским составом Иннокентию Федоровичу не пришлось вести преподавательскую работу в университете. Хотя благодаря уровню знаний (он знал или когда-либо изучал 13 языков, от европейских и древних до африканского языка дина) и умению преподнести предмет, его лекции, наверняка пользовались бы успехом у слушателей.

 

Трудности в служебном отношении начались для Анненского в 1905 году, когда волнения учащейся молодежи не обошли стороной и Николаевскую гимназию. Многие ученики гимназии участвовали в уличных манифестациях, в дни всеобщей политической стачки гимназисты приняли резолюцию об ученической забастовке, 4-го ноября старшеклассники устроили "химическую обструкцию" из-за чего занятия пришлось прервать на несколько дней. И.Ф.Анненский старался не вмешиваться в дела своих воспитанников, выступал в защиту гимназистов перед начальством и родителями учеников, был противником репрессивных мер. Гимназия оказалась на плохом счету у учебного руководства, многих раздражала независимая позиция директора, старавшегося отстоять «крамольное юношество». Все эти обстоятельства привели к «добровольной» отставке (1 января 1906 года) И.Ф.Анненского с поста директора гимназии, хотя каких-либо официальных обвинений ему предъявлено не было.

После ухода с поста директора Анненский занял должность инспектора учебного округа. Несмотря на необходимость частых и утомительных поездок, эта должность освобождала его от необходимости каждодневного директорского труда и давала ему больше возможностей для творческой работы. Сам Иннокентий Федорович службу в царскосельской гимназии считал «постылым и тягостным делом», о чем он признавался в письмах к духовно близкой ему дальней родственнице Анне Владимировне Бородиной. «Завтра опять - гимназия, и постылое и тягостное дело, которому я себя закрепостил. <...> Клею, насколько могу, коробку моей служебной карьеры, но я не отличаюсь «умными руками», и дело валится у меня из рук. Как назло, если бы Вы только знали, как у меня работает теперь голова; сколько я пишу, перевожу, творю malgre tout (Несмотря ни на что (фр.))». «<...> Вы спросите меня: "Зачем Вы не уйдете?" О, сколько я думал об этом... Сколько я об этом мечтал...».  Если бы не материальная необходимость, то он, скорее всего, оставил бы ее намного раньше.

    Такая раздвоенность внутренней жизни Анненского была причиной того, что он по разному оценивался современниками, которые отмечали, что Иннокентий Анненский представлял собой причудливое сочетание нескольких, противоречащих обликов Мало кто из современников мог предполагать, что его превосходительство Действительный Статский Советник - директор гимназии и поэт, пишущий «модернисткие» стихи и критические статьи о поэзии русских символистов - одно и то же лицо. По разному оценивали современники облик Анненского - директора гимназии: от восторженных до резко критических.

Преподаватели гимназии А.А.Мухин писал, что «он был кумиром своих учеников», отмечая его необыкновенный дар слова и блестящее знание европейской и русской литературы. Другой преподаватель П.П.Митрофанов писал, что ученики и преподаватели любили его за то, что «он умел вдохнуть нам любовь к нашему делу и давал нам полный простор в проявлении наших сил и способностей» и чтили как «опытного педагога, гуманного гуманиста». Пожалуй теплее всех об Анненском-педагоге сказала Е.С. Левицкая - руководитель школы совместного обучения, в создании и разработке программ которой Анненский принимал большое участие: «Сам поэт, он в сердце человека видел красоту и понимал высокую радость незаметного для массы педагогического труда».

Этим высказываниям противоречит отрицательный взгляд на педагогическую деятельность Анненского Б.В.Варнеке, ценившего Анненского как как филолога-переводчика, драматурга и образованнейшего человека, но не воспринимавшего его ни как директора, ни как поэта. «К преподаванию в средней школе он не годился вовсе и по неуменью подойти к детям, и по полному отсутствию интереса к учебному делу. <…>Но еще хуже протекало его директорство в административном отношении. Совершенно не интересуясь деловой стороной и хозяйством, он свалил эти обязанности вполне и целиком на эконома и письмоводителя…». О неспособности Анненского-директора поддерживать порядок в стенах вверенной ему гимназии писал выпускник Николаевской гимназии поэт Николай Оцуп: «... при Анненском в классах устраивались митинги, гимназисты распивали водку под партами, издевались над учителями, и умнейший русский лирик должен был, чуть-чуть шепелявя и вызывая этим насмешки учеников, просить и убеждать их, без всякого успеха, конечно [4]». Схожие примеры приводил и другой выпускник гимназии Дм. Кленовский. 

В статье «Художественный идеализм Гоголя» Анненский писал: «Нас окружают и, вероятно, составляют два мира: мир вещей и мир идей. Эти миры бесконечно далеки один от другого, и в творении один только человек является их высоко-юмористическим (в философском смысле) и логически-непримиримым соединением». Несомненно, директорство в его жизни принадлежало к миру вещей и было лишь материальной необходимостью существования, а «В стенах Царскосельской Гимназии находилась только его официальная, облеченная в форменный сюртук, оболочка.»

Да и так ли уж важно, хорошим или плохим чиновником был Поэт Иннокентий Анненский? Пушкин и Тютчев были чиновниками министерства иностранных дел, Лермонтов - гусарским офицером. Кто вспоминает об этом, читая стихи великих поэтов?

Он умер от сердечного приступа на ступенях Царскосельского вокзала в Петербурге, в конце утомительного дня 30 ноября 1909 года. Отпевали Анненского в церкви Николаевской Императорской гимназии, той самой, где он в течении 10 лет присутствовал на службах по своему положению директора. На панихидах в доме Анненского и на его похоронах побывало много народа, многим из них - или их детям Анненский помог получить или продолжить образование. Для большинства провожавших Анненского в последний путь он был видным деятелем народного просвещения и гуманным директором, для просвященного меньшинства значительным филологом-классиком и переводчиком трагедий Еврипида. И лишь присутствующие на похоронах члены редакции журнала "Аполлон" (М.Кузмин, М.Волошин, А.Толстой и С.Маковский), быть может были единственными, кто прощался с ним, как с поэтом.

«Мы хоронили его на Казанском кладбище Царского Села; отпевание вышло неожиданно многолюдным, его любила учащаяся молодежь, собор был битком набит учениками и ученицами всех возрастов. Чувствовалось, что ушел человек незабываемый. <...>Он лежал в гробу торжественный, официальный, в генеральском сюртуке Министерства народного просвещения. И это казалось последней насмешкой над ним – Поэтом» - написал С.Маковский. 

 

2 января 1906 года И.Ф.Анненский на основании предписания управляющего петербургским учебным округом сдал гимназию назначенному на его место Якову Георгиевичу Мору (1840-после 1913). Вскоре благодаря «усилиям» нового директора были вынуждены покинуть гимназию любимые учениками преподаватели В.И.Орлов и М.И. Травчетов, а впоследствии и законоучитель А.В.Рождественский, как не обеспечивший духовное воспитание юношества. В воспоминаниях одних мемуаристов (В.Кривича, Вс.Рождественского, Н.Оцупа) Я.Г.Мор предстает бездушным реакционером и душителем свобод, ставившим во главу угла порядок, букву инструкций, чистоту и занятия гимнастикой. Судя по воспоминаниям других (Дм.Кленовский) новый директор навел в гимназии чистоту и порядок, привел с собой плеяду молодых, талантливых учителей, был строгим, но умным и толковым стариком.

Последним директором Николаевской гимназии с 1914 по 1917 год был историк, поэт, писатель и педагог Константин Алексеевич Иванов (1858 - 1919) [8].  После окончания историко-филологического факультета Петербургского университета он в течение 25 лет преподавал историю в 5-й петербургской гимназии, затем был директором нарвской и трех петербургских гимназий, совмещая педагогическую деятельность с литературной. 

В течение 8-ми лет Константин Алексеевич был домашним учителем в семье последнего русского царя. Его педагогическими принципами были: «любовь учителя к своему делу и к воспитуемой молодежи – прочный залог успеха; без элемента эстетического воспитание неполно; русский педагог должен помнить, что он участвует в патриотическом и ответственном деле формирования будущих граждан великой и могущественной России; в школе, как и в храме, нет места политике».

Творческое наследие К.А.Иванова составляют два сборника стихотворений, статьи на педагогические темы и многочисленные учебники и книги по истории, на которых выросло не одно поколение русской интеллигенции. Некоторые из его ярко и увлекательно написанных сочинений по средневековой истории: «Средневековый замок» (1894 г.), «Средневековый город» (1895), «Средневековая деревня» (1896) и «Трубадуры, труверы и миннезингеры» (1901), переизданы в XXI веке. Так и не опубликованным остался его перевод «Фауста» Гете, работу над которым он начал еще на 4-м курсе университета, а закончил незадолго до смерти. По отзывам современных специалистов . этот перевод превосходит по своим художественным характеристикам более ранние переводы и «дает более полное представление о подлиннике, чем перевод Б.Пастернака».

 

После революции 1917 года гимназия потеряла приставки Императорская и Николаевская и стала просто Царскосельской мужской гимназией. Потом Царское Село переименовали в Детское Село и согласно декрета ВЦИК от 16 октября 1918 года, гимназия стала именоваться Детскосельской первой единой трудовой школой, где стали учиться и девочки. В последующие годы в здании гимназии размещались различные средние учебные заведения г. Пушкина: в 1931-1940-х гг . - педагогическое училище, в 1946-1964 гг. - Лесная школа санаторного типа для детей пострадавших от голода в период блокады Ленинграда, в 1964 - начало 1990-х гг вечерняя школа для взрослых. Наибольший урон зданию гимназии, как памятнику истории и архитектуры, был нанесен, как ни странно, не во время Великой Отечественной войны, а в результате капитального ремонта в 1970-е годы. Были полностью уничтожены парадная лестница и художественная отделка. Многие большие по площади помещения, и в частности бывший кабинет И.Ф.Анненского, были разбиты деревянными перегородками на части. Исчез и любимый им балкон с террасой на южной торцевой стене гимназии. В бывшем помещении церкви была закрашена вся настенная живопись, а купол перекрыт железобетонным перекрытием, исказившим внутренний облик храма. 

*  *  *

С момента своего основания Царскосельская Николаевская гимназия славилась высоким уровнем классического образования  и прекрасным преподавательским составом. Многие преподаватели древних языков и истории гимназии (И.И.Лаппо, С.А.Манштейн, П.П.Митрофанов, С.О.Цыбульский и др.) были известны за пределами школы, благодаря своим научным трудам, некоторые (М.И.Ростовцев и Б.В.Варнеке) стали учеными-антиковедами с мировым именем. Уроки греческого языка вел в гимназии ее директор И.Ф.Анненский, собравший вокруг себя целую школу талантливых педагогов и ученых. 

Вот краткая характеристика лишь нескольких педагогов гимназии, чьи имена связаны также и с Петербургским университетом. 

Александр Николаевич Щукарев (1861-1900 ) - преподаватель древних языков в 1889-1890 гг. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета;. в 1891 г. стал приват-доцентом по кафедре всеобщей истории университета, где с 1894 г. читал курс истории искусства. А.Н.Щукарев был автором статей по эпиграфике, в журнале «Филологическое Обозрение» (с 1891 г.) вел «Археологическую хронику эллинского Востока».

Иван Иванович Лаппо (1869-1944) - преподаватель истории с 1892 по 1897 год. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1905-1919 гг. состоял профессором русской истории в Юрьевском (ныне Тартусский, Эстония) университете. В 1921-33 гг жил и работал (приват-доцент русского юридич. факультета) в Праге. В 1933-1941 гг был профессором Каунасского и Вильнюсского университетов. Автор трудов по истории Тверской земли и Великого княжества Литовского, на темы русской православной культуры и взаимотношений России с западными славянами 

Михаил Иванович Ростовцев ( 1870-1952) - преподаватель древних языков с 1892 по 1895 год. По окончании киевской гимназии поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, затем перевелся в Петербургский университет, который закончил в 1892 году, специализировался по классической древности. В 1899 г. М.И.Ростовцев защитил магистерскую диссертацию, а в 1903 - докторскую диссертацию "Римские свинцовые тессеры". Руководил кафедрами в Петербургском университете (с июня 1903 - профессор кафедры классической филологии) и на Высших женских Бестужевских курсах. В 1910 г избран член-корреспондентом, а в 1917 - академиком Российской Академии наук.

В 1920 году Ростовцев переехал в США, где продолжил преподавательскую и научную работу, создал собственную научную школу. Наиболее  значительными трудами М.И.Ростовцева являются  «Социально-экономическая история Римской империи» (1926) и «Социально-экономическая история эллинистического мира» (1941), представляющие собой блестящий образец модернизации античной истории. Ему были присвоены почетные звания и степени самых престижных университетов Европы и США: в 1919 - Оксфордского, в 1925 - Висконсинского в Мэдисоне и Йельского, в 1931 - Кембриджского, в 1936 - Гарвардского, в 1937 - Афинского, в 1941 - Чикагского. Идеи и гипотезы Ростовцева о развитии античного общества до сих пор плодотворно используются в современном антиковедении.

Павел Павлович Митрофанов (1873-1917) - преподаватель русского и латинского языков с 1898 по 1901 г. В 1896 году окончил Петербургский университет, с 1910 года являлся профессором всеобщей истории Петербургского историко-филологическом института.  Состоял приват-доцентом Петроградского университета и профессором высших курсов Раева. Автор книг и статей по истории Австрии и Венгрии . 

Борис Васильевич Варнеке ( 1874-1944) - преподаватель древних языков с 1902 по 1904 год. Закончил историко-филолологический факультет Петербургского университета, где среди его наставников были профессора Ф.Ф.Соколов и Ф.Ф.Зелинский. Ценя в Анненском ученого-эллиниста (по количеству печатных отзывов на его произведения Варнеке превосходит всех современников Анненского), Варнеке отрицательно относился к его деятельности на посту директора гимназии и не воспринимал его поэтическое творчество. Преподавая в гимназии, Б.В.Варнеке одновременно был приват-доцентом Петербургского университета (1901-1904), а после защиты магистерской диссертации получил профессуру в Казанском университете (1904-1910 гг.), откуда перешел в университет в Одессе, где и работал практически до конца жизни. Главные научные труды Варнеке посвящены античному театру и истории театра в России. 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ   >>> 

 


* Такое название статьи придумано издателями. Авторское название: «НО ЕСЛИ ПРИОТВОРИШЬ ДВЕРИ В КЛАСС...» НИКОЛАЕВСКАЯ ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ГИМНАЗИЯ.

 

СТАТЬИ, НАПИСАННЫЕ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА

Гл. страница

ИСТОРИЯ  ИЗ  ДОМАШНЕГО  АРХИВА

Гостевая книга

   ЦАРСКОЕ СЕЛО  |  ЕВПАТОРИЯ  |   ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ СОДЕРЖАНИЕ САЙТА  

 Обратная связь: Гостевая книга    Почта (E-mail) 
©
Идея, разработка, содержание, веб дизайн:  Кирилла Финкельштейна, 2002.

 

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
программы для обработки фотографий. Предлагаем туры и шоп туры из Донецка.. Отечественное оборудование для очистки воды немного дешевле
Hosted by uCoz