ЕФИМ и МАЛКА ФИНКЕЛЬШТЕЙН
|
Хаим (Ефим) Финкельштейн. Санкт-Петербург, 1910-е. |
Хаим (Ефим) Финкельштейн (ок. 1856 - 1923) - выходец из бессарабского города Дубоссары * , расположенного на левом берегу реки Днестр: коммерсант, купец первой гильдии – владелец табачного склада "Лаферм"** в Дубоссарах. Судя по воспоминаниям дубоссарцев Хаим был "авторитетным человеком в обществе, интеллигентом, сионистом и филантропом, с уважением относился ко всем людям". С его помощью в Дубоссарах была основана первая модерная древнееврейско-русская школа (прогимназия), где совместно с еврейскими уроками, которые велись на древнееврейском языке, также изучали русский и общие дисциплины. Отцом Хаима был Иосл Дойбанер, получивший фамилию по названию села Дойбаны (ныне Дойбаны-1 и Дойбаны-2), находящегося в 16 километрах от Дубоссар на берегах притока Днестра реки Ягорлык. (Местоположение сел можно посмотреть на этой карте). Вероятно отсюда семья перебралась в Дубоссары. Возможно, Иосл был аптекарем, поскольку во дворе его дома находилась синагога провизоров. Каким образом сын Иосла получил фамилию Финкельштейн*** нам доподлинно неизвестно. Согласно семейному преданию в 13 лет Хаима женили на 12-ти летней Малке (Мария Марковна, 1858-1942). Повзрослев, они всерьез стали мужем и женой, родили дочь Рахиль (1877-после 1930) и трех сыновей: Владимира (1879-1942), Наума (1881-1942) и Исаака (1882-1941). |
Впоследствии, как купец 1-ой гильдии, Ефим Финкельштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге, но много времени проводил в Дубоссарах, руководя складом (фабрикой). Его сын Владимир (Велвл) родился в Тульчине (ныне Винницкая обл. Украины), закончил с золотой медалью 8-ю петербургскую гимназию, директором которой в 1893-1896 гг. был выдающийся поэт И.Ф. Анненский, затем - Санкт-Петербургский университет и стал профессором математики. Наум и Исаак стали врачами, закончив Дерптский (Наум) и Варшавский (Исаак) университеты. После революции 1917 года табачный склад Финкельштейна был национализирован, а его бывший владелец был однажды арестован и приговорен к принудительным работам, как "нетрудовой элемент". В начале 1920-х в Дубоссарах разразился страшный голод: "люди блуждали как тени, измождённые, опухшие от недоедания. Они падали от бессилия на улицах, больничные дворы были заполнены телами умерших, потому что у людей не было сил их хоронить" (из воспоминаний Д. Грановского). Прежняя налаженная жизнь была сломана и вместе с женой Ефим Финкельштейн окончательно перебрался в Петроград к детям. Зимой 1923 года он вышел из дома и... не вернулся. Поиски через милицию ни к чему не привели. По всей видимости его ограбили и убили. Малка (Мария) Марковна Финкельштейн и ее сыновья Наум и Владимир умерли от голода в блокадном Ленинграде. Исаак погиб на фронте.
|
|
Отрывки, из книги "Дубоссары - книга памяти" (Израиль, издатель: И. Росвэл, 1999, - перевод издания 1966 года на иврите), посвященные Хаиму Финкельштейну. В книгу вошли воспоминания разбросанных по свету (Израиль, США, Аргентина) выходцев из Дубоссар, эмигрировавших в 1900-1920-е гг.
Из воспоминаний И. Дунаевского: Дубоссары были центром производства табака, в город приезжали покупатели из дальних мест или их представители. В нашей округе славился высоким качеством производства табака склад "Ла-Ферм", которым руководил Хаим Финкельштейн из Петербурга.
Из воспоминаний Баруха Басина: Дом Иосифа Филера служил местом, где собирались на совет важные евреи Дубоссар - друзья и товарищи моего дедушки, эти собрания часто проводились в послеобеденные часы ради беседы на древнееврейском языке за стаканчиком вина. Часто наведывался в дом дедушки Иосл Дубанер (Дойбанер - К.Ф.) , который жил напротив. В Йом-Кипур, Песах, Шавуот и Суккот он молился в синагоге провизоров, которая находилась у него во дворе. Он был отцом реб-Хаима Финкельштейна, образованого еврея, сиониста, крепкого хозяина в Дубоссарах, руководителя большой табачной фабрики «Ла-Ферм».
Из воспоминаний Ишеиау Кан-Тора: Все арестованные, которые сидели со мной, были приговорены к принудительному труду. К такой мере наказания власти приговаривали людей, которых относили к «нетрудовым элементам». Таким образом оказался на принудительной работе Хаим Финкельштейн, бывший директор табачной фабрики, авторитетный человек в обществе, интеллигент, сионист и филантроп, относившийся с уважением ко всем людям.
Из воспоминаний Луиса (Элиэзера) Черника: Жил у нас еврей, Хаим Финкельштейн, наполовину житель Дубоссар. Он был купцом первой гильдии и в основном проживал в Петербурге. Но много времени проводил в Дубоссарах, как хозяин собственной большой табачной фабрики «Лаферм». У Хаима Финкельштейна - благообразное лицо, в городе говорили, что у него есть прямой доступ к высокопоставленным особам в Петербурге. Хаим Финкельштейн предоставлял многим людям, евреям и неевреям, работу. Особое место на его фабрике занимал Иосеф Высокий, будучи на должности бухгалтера. Иосеф Высокий - большой идеалист, фактически он руководил сионистским движением в Дубоссарах. Когда компания по распространению образования начала создавать стандартные начальные религиозные школы (хедерим) в еврейских городах и местечках России, Высокий убедил Финкельштейна помочь в основании модерной школы в Дубоссарах, где совместно с еврейскими уроками, которые велись на древнееврейском языке, также изучали русский и общие дисциплины. С помощью Финкельштейна основали первую модерную древнееврейско-русскую школу у нас в городе.
|
|
Эта , сделанная, вероятно, в Дубоссарах фотография приведена в воспоминаниях Ишеиау Кан-Тора (Дубоссары - книга памяти). Точно такая же хранится у правнучки Ефима Н.М. Расточиной (ур. Финкельштейн). |
Дедушка Ефим Из дневника внучки Ефима - Валентины Каушанской.
1923
год. 25 января. Четверг.
Я
вдумалась в этот ужас, и мне стало жутко, тоскливо. Теперь уж мама прямо
сказала, что, наверное, его куда-нибудь заманили, будто бы по делу,
обобрали и убили. Раньше это никто не решался произнести. Только думали об
этом все, я в этом уверена. Леночка зашла к Мильхинерам. Мама (Рахиль
Ефимовна, 1877-19..) придя
домой, сказала папе: «Да, случилось большое, большое несчастье». Я бегу к дверям после каждого звонка. Вдруг откроется дверь и придут и скажут, что дедушка нашелся, или нет, вдруг откроется дверь и войдет сам дедушка. Если бы все сходили с ума, как мы с мамой, мне, верно, было бы легче, но папа с Леночкой равнодушны. Мне хочется броситься перед кем-нибудь на колени и просить найти дедушку. Неужели нельзя? Какое бессилье! Мне нехорошо, тошнит.
10
августа, пятница.
Дедушка еще не забыт. Т.е. нет, я неправильно выразилась, его никогда не забудут, но я боюсь, что потом он станет нам чужим, далеким. Неужели человек – иголка, которая упадет и затеряется. И больше ничего. Неужели дедушку не будут больше искать, не будут пытаться узнать что-нибудь о нем? Я так ясно представляю его себе. За ужином мы ели помидоры. И я ясно представила себе, как дедушка их ел: он всегда немножко прищелкивал языком. Наверно скоро и его комнату сдадут, вообще будут пользоваться ею, ведь не будет же она так стоять. Это ужасно! Так всё пока легче, кажется, будто его еще ждут, будто он еще может возвратиться.
|
Бабушка Малка
После его смерти (дяди Наума* – К. Ф.) в большой квартире у Московского вокзала остались моя бабушка Малка, жена дяди Наума – тетя Соня и их сын Витя... <…> В последний раз я навестил бабушку Малку в конце января 1942 года. Я сам был в очень плохом состоянии: ноги опухли, ходить было трудно. Тетя и брат тоже выглядели много хуже, чем в прошлый раз. Они очень обрадовались, но были чем-то смущены. Оказалось, именно сегодня они собирались отправить бабушку в стационар. - Я ухожу в госпиталь, ухаживаю за ранеными, - оправдывалась тетя Соня. - Витя в институте, их вот-вот эвакуируют. Сам понимаешь, пропустить это нельзя. А бабушка остается одна. На днях она решила погреться, собрала в кучу чурки, бумагу и подожгла прямо на полу. К счастью пришел Витя. А если бы не пришел? Я с трудом достала для нее направление в стационар, и у меня к тебе просьба: помоги Вите отвезти ее. - Она там погибнет, - сказал я. - Там погибнет, здесь погибнет, где раньше – неизвестно, но здесь ее оставлять нельзя. Помоги, пожалуйста, - попросила тетя Соня. Бабушка сидела в углу комнаты, маленькая скрюченная, закутанная в платок, и что-то бормотала себе под нос. Тетя ее одела, собрала сверток с бельем, дала Вите кусок хлеба с наказом передать его бабушке в стационаре. Мы с Витей спустили ее с третьего этажа, усадили в санки, накрыли ноги теплым платком, положили на них сверток с вещами и повезли. Стационар находился в районе Сада отдыха. Мы сдали направление, паспорт, карточки и провели бабушку на отведенную ей кровать. При приеме ей дали пайку хлеба, которую она тут же начала жевать, по-прежнему что-то бормоча. Поцеловав неподвижно сидящую на краю кровати бабушку и отдав ей наш хлеб, мы вышли на улицу и разошлись в разные стороны. Она умерла на третий день пребывания в стационаре. Тетя Соня пережила блокаду. Витя был эвакуирован, закончил институт, в качестве врача был заброшен к партизанам в Белоруссию, где и закончил войну. После войны мы встречались, но никогда не вспоминали тот день, когда отвезли бабушку в стационар. Никогда.
Из воспоминаний внука Малки - Леонида Финкельштейна Я "общался" с бабушкой несколько лет подряд, буквально каждый день. Из нашего дома номер 13 на Пушкинской улице Ленинграда я еще дошкольником каждое утро бежал в номер 15 пить чай, который бабушка заваривала как-то очень вкусно, по-своему, с колотым сахаром . И после чая оставался с ней подолгу, даже играл в карты – в 66. Потом, бывало, мы с Витей (Виталий Наумович Финкельштейн , 1923 - 1965) садились на высокую спинку кровати в маленькой бабушкиной комнате, спускали ноги между кроватью и комодом и "рулили" воображаемыми рулями. Она рассказывала интереснейшие вещи. Например, про папу (Владимира Ефимовича Финкельштейна), который до революции был командиром отряда еврейской самообороны. Они предупреждали полицию, что будут стрелять по погромщикам, и погрома не было. А бабушка прятала пистолеты "браунинг", которые тайно получал папа, привязывая их к палке и вставляя палку в печку. Если открыть топку, ничего не увидишь. И приходили с обыском и открывали печку и уходили ни с чем. Но, увы, никогда ничего не рассказывала бабушка о дедушке, только вздыхала. Мы знали, что он пропал , и это было всё. Полное имя папы (Владимира Ефимовича) - Велвл Хаим Йосл Дойбанер – по имени местечка Дойбаны , откуда, видимо, происходила семья.
*Финкельштейн Наум Ефимович, 1880 г. р. Место проживания: Пушкинская ул., д. 15, кв. 4. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Еврейское кладб. (Блокада, т. 32) Финкельштейн Малка Мордухович, 1858 г. р. Дата смерти: февраль 1942. Место захоронения: неизвестно. (Блокада, т. 32)
|
|
* Дубоссары Первые упоминания о Дубоссарах относятся к периоду монголо-татарского нашествия 1260-1360 гг., как «столицы» одной из ханских провинций. По одной версии название Дубоссары произошло от названия лодок-«дубасов», изготовляемых из дуба, по другой - от тюркского названия «Тембосары» или «Дембоссары», что означает «жёлтые холмы». До конца 18 века поселение находилось под властью Великого княжества Литовского, Польши, крымских татар Золотой орды. В нем проживали татары, великороссы, малороссы, молдаване, евреи, греки и поляки. С 1774 года во время русско-турецкой войны здесь находились русские войска и администрация. По Ясскому миру 1791 г. между Россией и Турцией Дубоссары вошли в состав Российской империи, с 1806 г. приписаны к Тираспольскому уезду Херсонской губернии как заштатный город. В 1924 году город Дубоссары стал районным центром Молдавской АССР, в 1940-1990 гг. входил в Молдавскую ССР, в 1990 г. вошёл в состав непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Население города занималось земледелием, садоводством, табаководством (особенно славился «дубоссарский» табак), торговлей, рыбной ловлей, лесосплавом. В 1795 г. в Дубоссарах проживало 1.337 человек (с близлежащими деревнями), в 1861 г. - 7.207, в 1910 году – 11.396, в настоящее время – около 19 тысяч. С середины 19 века до Второй Мировой войны значительную часть населения города составляли евреи: от 40% до 80%. На рубеже 19-20 вв. город представлял собой типичное «еврейское местечко»: «Как драгоценное колечко лежал наш городок в огромном кольце страны. В его центре, в сердце Дубоссар, бурлила еврейская жизнь, дававшая о себе знать во всех её колоритных проявлениях, быт и обычаи его населения сформировались за сотни лет внутренней автономии. <…> Еврейская община была, как затерянный остров в океане, как отдельный мирок за крепостной стеной. Ограничены и узки были её горизонты, но вдохновение, которое витало над ней, жило в ней, обогащало её жизнь». (Из воспоминаний Б. Басина) В 1941 году, после того, как в город вошли немецкие и румынские войска, еврейское население Дубоссар и окрестных селений (до 18 тысяч) было согнано в гетто и расстреляно. В настоящее время Еврейская община Дубоссар насчитывает около 100 человек.
** Табачный склад
Финкельштейна в Дубоссарах , был основан в 1912 году, на
нем проводили сушку, ферментацию и тюковку табака. Склад (фабрика)
входил в "
Общество табачных
изделий Лаферм", организованное в 1868 году в Петербурге. Главная
табачная фабрика фирмы "Лаферм" находилась
в центре Васильевского острова, на углу 9-й линии и Среднего проспекта.
"Общество"
стало первой в мире фирмой по производству сигарет, с 1868-го года
получило статус поставщика Высочайшего Двора его Императорского Величества. К началу ХХ века питерское предприятие
превратилось в «Акционерное общество русских табачных фабрик Лаферм»,
состоящее из 14-ти фабрик.
В
1923 году
фабрика получила имя М.С. Урицкого, выпускала знаменитые папиросы
"Беломорканал". В настоящее время здание фабрики переоборудовано под
торгово-офисный центр "Торговый остров".
***
Финкельштейн - еврейская
фамилия (идиш פינקלשטיין) происходит от идиш финкл — искра и штейн —
камень или от немецкого: "сверкающий камень", Funkel -
сверкающий, Stein - камень.
Первым
государством, в котором было введено обязательное присвоение евреям
наследственных фамилий, была Австрийская империя. В 1787-м году император
Иосиф II издал закон, по которому все евреи империи обязаны были иметь
наследственные фамилии.
По некоторым данным тогда же и была придумана фамилия Финкельштейн,
указывавшая
на то, что первый носитель фамилии был ювелиром или торговцем
драгоценностями. В Российской империи обязательность наследственных
фамилий была введена соответствующей статьей специального «Положения о
евреях», утвержденного императорским Именным Указом от 9 декабря 1804
года, согласно
которому "каждый Еврей должен иметь, или принять известную свою
наследственную фамилию, или прозванье, которое и должно уж быть сохраняемо
во всех актах и записях без всякой перемен".
Исполнение этой статьи предполагалось в двухлетний срок, однако на
практике это происходило чрезвычайно медленно, поэтому власти вынуждены
были в новое Положение о евреях, изданное в Имя Ефим - является светским вариантом имени Хаим. По сведениям из Википедии: Финкельштейны — обрусевший дворянский род, внесённый в Общий гербовник дворянских родов Российской империи. |
ГЕНЕАЛОГИЯ | ФИНКЕЛЬШТЕЙНЫ | АФАНАСЬЕВЫ | ШЕПЕЛЕНКО |