Ефим Финкельштейн. Биография

 

ЕФИМ  и МАЛКА ФИНКЕЛЬШТЕЙН

 

 


Хаим (Ефим) Финкельштейн.
Санкт-Петербург, 1910-е.

    Хаим (Ефим) Финкельштейн (ок. 1856 - 1923) - выходец из бессарабского города Дубоссары * расположенного на левом берегу реки Днестр:  коммерсант, купец первой гильдии – владелец  табачного склада  "Лаферм"** в Дубоссарах. Судя по воспоминаниям дубоссарцев Хаим был "авторитетным человеком  в обществе, интеллигентом, сионистом и филантропом, с уважением относился ко всем людям". С его помощью в Дубоссарах была основана первая модерная древнееврейско-русская  школа (прогимназия), где совместно с еврейскими уроками, которые велись на древнееврейском языке, также изучали русский и общие дисциплины.

    Отцом Хаима был Иосл Дойбанер, получивший фамилию по названию села Дойбаны (ныне Дойбаны-1 и Дойбаны-2), находящегося в 16 километрах от Дубоссар на берегах притока Днестра  реки Ягорлык. (Местоположение сел  можно посмотреть на этой карте). Вероятно отсюда семья перебралась в Дубоссары. Возможно, Иосл был аптекарем, поскольку во дворе его дома находилась синагога провизоров. Каким образом сын Иосла  получил фамилию Финкельштейн***  нам доподлинно неизвестно. 

    Согласно семейному преданию в 13 лет Хаима женили на 12-ти летней Малке (Мария Марковна, 1858-1942). Повзрослев, они  всерьез стали мужем и женой, родили дочь Рахиль (1877-после 1930) и трех сыновей:  Владимира (1879-1942), Наума (1881-1942) и Исаака (1882-1941).   

Впоследствии, как купец 1-ой гильдии, Ефим Финкельштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге, но много времени проводил  в Дубоссарах, руководя складом (фабрикой). Его сын Владимир (Велвл) родился в Тульчине (ныне Винницкая обл. Украины), закончил с золотой медалью 8-ю петербургскую гимназию, директором которой  в 1893-1896 гг. был выдающийся поэт  И.Ф. Анненский, затем - Санкт-Петербургский  университет и стал профессором математики. Наум и Исаак стали врачами, закончив Дерптский (Наум) и Варшавский (Исаак) университеты.

     После революции 1917 года табачный склад Финкельштейна был национализирован, а его бывший  владелец был однажды арестован и приговорен к принудительным работам, как "нетрудовой элемент". В начале 1920-х в Дубоссарах разразился страшный голод: "люди блуждали как тени, измождённые, опухшие от недоедания. Они падали от бессилия на улицах, больничные дворы были заполнены телами умерших, потому что у людей не было сил их хоронить" (из воспоминаний Д. Грановского). Прежняя налаженная жизнь была сломана и  вместе с женой  Ефим Финкельштейн окончательно перебрался в Петроград к детям. Зимой 1923 года он вышел из дома и... не вернулся. Поиски через милицию ни к чему не привели. По всей видимости его ограбили и убили. 

     Малка (Мария) Марковна Финкельштейн и ее сыновья Наум и Владимир умерли от голода  в блокадном ЛенинградеИсаак погиб на фронте.

 

    Отрывки,  из книги "Дубоссары - книга памяти" (Израиль, издатель: И. Росвэл, 1999, - перевод издания 1966 года на иврите), посвященные Хаиму Финкельштейну.

В книгу вошли воспоминания разбросанных по свету (Израиль, США, Аргентина) выходцев из Дубоссар, эмигрировавших в 1900-1920-е гг.

 

Из воспоминаний И. Дунаевского:

Дубоссары были центром производства табака, в город приезжали покупатели из дальних мест или их представители. В нашей округе славился высоким качеством производства табака склад "Ла-Ферм", которым руководил Хаим Финкельштейн из Петербурга.

 

Из воспоминаний Баруха Басина:

Дом Иосифа Филера служил местом, где собирались на совет важные евреи Дубоссар - друзья и товарищи моего дедушки, эти собрания часто проводились в послеобеденные часы ради беседы на древнееврейском языке за стаканчиком вина.

Часто наведывался в дом дедушки Иосл Дубанер (Дойбанер - К.Ф.) , который жил напротив. В Йом-Кипур, Песах, Шавуот и Суккот он молился в синагоге провизоров, которая находилась у него во дворе. Он был отцом реб-Хаима Финкельштейна, образованого еврея, сиониста, крепкого хозяина в Дубоссарах, руководителя большой табачной фабрики «Ла-Ферм».

 

Из воспоминаний Ишеиау Кан-Тора:

Все арестованные, которые сидели со мной, были приговорены к принудительному труду. К такой мере наказания власти приговаривали людей, которых относили к «нетрудовым элементам». Таким образом оказался на принудительной работе Хаим Финкельштейн, бывший директор табачной фабрики, авторитетный человек в обществе, интеллигент, сионист и филантроп, относившийся с уважением ко всем людям.

 

Из воспоминаний Луиса (Элиэзера) Черника:

Жил у нас еврей, Хаим Финкельштейн, наполовину житель Дубоссар. Он был купцом первой гильдии и в основном проживал в Петербурге. Но много времени проводил в Дубоссарах, как хозяин собственной большой табачной фабрики «Лаферм». У Хаима Финкельштейна - благообразное лицо, в городе говорили, что у него есть прямой доступ к высокопоставленным особам в Петербурге. Хаим Финкельштейн предоставлял многим людям, евреям и неевреям, работу. Особое место на его фабрике занимал Иосеф Высокий, будучи на должности бухгалтера. Иосеф Высокий - большой идеалист, фактически он руководил сионистским движением в Дубоссарах. Когда компания по распространению образования начала создавать стандартные начальные религиозные школы (хедерим) в еврейских городах и местечках России, Высокий убедил Финкельштейна помочь в основании модерной школы в Дубоссарах, где совместно с еврейскими уроками, которые велись на древнееврейском языке, также изучали русский и общие дисциплины. С помощью Финкельштейна основали первую модерную древнееврейско-русскую школу у нас в городе.

 

 
Хаим (Ефим) Финкельштейн

 

Эта , сделанная, вероятно, в Дубоссарах  фотография приведена в воспоминаниях  Ишеиау Кан-Тора (Дубоссары - книга памяти). Точно такая же хранится у  правнучки Ефима Н.М. Расточиной (ур. Финкельштейн).

Дедушка Ефим

Из дневника внучки Ефима - Валентины Каушанской.

 

1923 год.

25 января. Четверг.

 

Дедушки  нету.

Я вдумалась в этот ужас, и мне стало жутко, тоскливо. Теперь уж мама прямо сказала, что, наверное, его куда-нибудь заманили, будто бы по делу, обобрали и убили. Раньше это никто не решался произнести. Только думали об этом все, я в этом уверена. Леночка зашла к Мильхинерам. Мама (Рахиль Ефимовна, 1877-19..)  придя домой, сказала папе: «Да, случилось большое, большое несчастье».

Я бегу к дверям после каждого звонка. Вдруг откроется дверь и придут и скажут, что дедушка нашелся, или нет, вдруг откроется дверь и войдет сам дедушка. Если бы все сходили с ума, как мы с мамой, мне, верно, было бы легче, но папа с Леночкой равнодушны. Мне хочется броситься перед кем-нибудь на колени и просить найти дедушку. Неужели нельзя? Какое бессилье! Мне нехорошо, тошнит.

 

10 августа, пятница.

Дедушка еще не забыт. Т.е. нет, я неправильно выразилась, его никогда не забудут, но я боюсь, что потом он станет нам чужим, далеким. Неужели человек – иголка, которая упадет и затеряется. И больше ничего. Неужели дедушку не будут больше искать, не будут пытаться узнать что-нибудь о нем? Я так ясно представляю его себе. За ужином мы ели помидоры. И я ясно представила себе, как дедушка их ел: он всегда немножко прищелкивал языком. Наверно скоро и его комнату сдадут, вообще будут пользоваться ею, ведь не будет же она так стоять. Это ужасно! Так всё пока легче, кажется, будто его еще ждут, будто он еще может возвратиться.

 

Бабушка Малка
Из книги внука Малки - Марка Финкельштейна: "Мои года - мое богатство".
Effect Publishing Inc., New York, 1999.

 

После его смерти (дяди Наума* – К. Ф.) в большой квартире у Московского вокзала остались моя бабушка Малка, жена дяди Наума – тетя Соня и их сын Витя...

<…> В последний раз я навестил бабушку Малку в конце января 1942 года. Я сам был в очень плохом состоянии: ноги опухли, ходить было трудно. Тетя и брат тоже выглядели много хуже, чем в прошлый раз. Они очень обрадовались, но были чем-то смущены. Оказалось, именно сегодня они собирались отправить бабушку в стационар.

- Я ухожу в госпиталь, ухаживаю за ранеными, - оправдывалась тетя Соня. - Витя в институте, их вот-вот эвакуируют. Сам понимаешь, пропустить это нельзя. А бабушка остается одна. На днях она решила погреться, собрала в кучу чурки, бумагу и подожгла прямо на полу. К счастью пришел Витя. А если бы не пришел? Я с трудом достала для нее направление в стационар, и у меня к тебе просьба: помоги Вите отвезти ее.

- Она там погибнет, - сказал я.

- Там погибнет, здесь погибнет, где раньше – неизвестно, но здесь ее оставлять нельзя. Помоги, пожалуйста, - попросила тетя Соня. 

Бабушка сидела в углу комнаты, маленькая скрюченная, закутанная в платок, и что-то бормотала себе под нос. Тетя ее одела, собрала сверток с бельем, дала Вите кусок хлеба с наказом передать его бабушке в стационаре. Мы с Витей спустили ее с третьего этажа, усадили в санки, накрыли ноги теплым платком, положили на них сверток с вещами и повезли. Стационар находился в районе Сада отдыха. Мы сдали направление, паспорт, карточки и провели бабушку на отведенную ей кровать. При приеме ей дали пайку хлеба, которую она тут же начала жевать, по-прежнему что-то бормоча.

Поцеловав неподвижно сидящую на краю кровати бабушку и отдав ей наш хлеб, мы вышли на улицу и разошлись в разные стороны. Она умерла на третий день пребывания в стационаре. Тетя Соня пережила блокаду. Витя был эвакуирован, закончил институт, в качестве врача был заброшен к партизанам в Белоруссию, где и закончил войну. После войны мы встречались, но никогда не вспоминали тот день, когда отвезли бабушку в стационар. Никогда.

 

Из воспоминаний внука Малки - Леонида Финкельштейна 

Я "общался" с бабушкой   несколько лет  подряд,  буквально каждый день.  Из  нашего  дома номер 13  на Пушкинской улице Ленинграда я еще дошкольником каждое утро бежал в номер 15  пить чай,   который  бабушка  заваривала   как-то  очень вкусно, по-своему, с колотым  сахаром . И после чая  оставался с ней подолгу,   даже играл в карты  –  в  66.  Потом, бывало,  мы с Витей (Виталий Наумович Финкельштейн , 1923 - 1965) садились  на высокую спинку  кровати  в  маленькой бабушкиной комнате, спускали ноги между кроватью и  комодом  и "рулили" воображаемыми  рулями.  Она рассказывала интереснейшие вещи. Например,  про папу (Владимира Ефимовича Финкельштейна),  который  до революции был  командиром  отряда еврейской самообороны.   Они предупреждали полицию, что будут  стрелять по погромщикам, и  погрома  не было.  А бабушка прятала  пистолеты "браунинг", которые   тайно получал папа, привязывая их к палке  и вставляя  палку  в печку.   Если открыть топку,  ничего не увидишь. И приходили  с обыском и открывали  печку и  уходили ни с чем. Но, увы, никогда  ничего не  рассказывала  бабушка о дедушке, только вздыхала. Мы знали, что он  пропал ,  и это было всё.

Полное имя  папы  (Владимира Ефимовича)  - Велвл Хаим  Йосл  Дойбанер  – по имени  местечка  Дойбаны , откуда, видимо,   происходила семья.

 

*Финкельштейн Наум Ефимович, 1880 г. р. Место проживания: Пушкинская ул., д. 15, кв. 4. Дата смерти: январь 1942.

 Место захоронения: Еврейское кладб. (Блокада, т. 32)

Финкельштейн Малка Мордухович, 1858 г. р. Дата смерти: февраль 1942. Место захоронения: неизвестно. (Блокада, т. 32)

 

* Дубоссары

        Первые упоминания о Дубоссарах относятся к периоду монголо-татарского нашествия 1260-1360 гг., как «столицы» одной из ханских провинций. По одной версии название Дубоссары произошло от названия лодок-«дубасов», изготовляемых из дуба, по другой - от тюркского названия «Тембосары» или «Дембоссары», что означает «жёлтые холмы». До конца 18 века поселение находилось под властью Великого княжества Литовского, Польши, крымских татар Золотой орды. В нем проживали татары, великороссы, малороссы, молдаване, евреи, греки и поляки. С 1774 года во время русско-турецкой войны здесь находились русские войска и администрация. По Ясскому миру 1791 г. между Россией и Турцией Дубоссары вошли в состав Российской империи, с 1806 г. приписаны к Тираспольскому уезду Херсонской губернии как заштатный город. В 1924 году город Дубоссары стал районным центром Молдавской АССР, в 1940-1990 гг. входил в Молдавскую ССР, в 1990 г. вошёл в состав непризнанной  Приднестровской Молдавской Республики.

      Население города занималось земледелием, садоводством, табаководством (особенно славился «дубоссарский» табак), торговлей, рыбной ловлей, лесосплавом. В 1795 г. в  Дубоссарах проживало 1.337 человек (с близлежащими деревнями), в 1861 г. - 7.207, в 1910 году – 11.396, в настоящее время – около 19 тысяч. С середины 19 века до Второй Мировой войны значительную часть населения города составляли евреи: от 40% до 80%. На рубеже 19-20 вв. город представлял собой типичное «еврейское местечко»: «Как драгоценное колечко лежал наш городок в огромном кольце страны. В его центре, в сердце Дубоссар, бурлила еврейская жизнь, дававшая о себе знать во всех её колоритных проявлениях, быт и обычаи его населения сформировались за сотни лет внутренней автономии. <…> Еврейская община была, как затерянный остров в океане, как отдельный мирок за крепостной стеной. Ограничены и узки были её горизонты, но вдохновение, которое витало над ней, жило в ней, обогащало её жизнь». (Из воспоминаний Б. Басина)

В 1941 году, после того, как в город вошли немецкие и румынские войска, еврейское население Дубоссар и окрестных селений (до 18 тысяч) было согнано в гетто и расстреляно. В настоящее время Еврейская община Дубоссар насчитывает около 100 человек.


** Табачный склад  Финкельштейна в Дубоссарах , был основан в 1912 году, на нем проводили сушку, ферментацию и тюковку табака. Склад (фабрика)  входил в " Общество табачных изделий Лаферм", организованное в 1868 году в Петербурге.  Главная  табачная фабрика фирмы "Лаферм" находилась в центре Васильевского острова, на углу 9-й линии и Среднего проспекта. "Общество" стало первой в мире фирмой по производству сигарет, с 1868-го года получило статус  поставщика Высочайшего Двора его Императорского Величества. К началу ХХ века питерское предприятие превратилось в «Акционерное общество русских табачных фабрик Лаферм», состоящее из 14-ти фабрик.  В 1923 году фабрика получила имя М.С. Урицкого, выпускала знаменитые папиросы "Беломорканал". В настоящее время здание фабрики переоборудовано под торгово-офисный центр "Торговый остров".
       Склад Ефима Финкельштейна в Дубоссарах - первое промышленное предприятие в городе, впоследствии был преобразован в Табачно-ферментационный завод, ставший одним из передовых в табачной отрасли СССР. В лучшие годы на заводе трудилось более 150 человек. В 2004 году завод был остановлен из-за отсутствия сырья, долгов за энергоносители и по зарплате. В ноябре 2012 года ветераны завода отметили его 100-летний юбилей в дубоссарском краеведческом музее. Завод был выставлен на продажу, но желающих приватизировать его до сих пор не нашлось.  


*** Финкельштейн - еврейская фамилия (идиш פינקלשטיין) происходит от идиш финкл — искра и штейн — камень или  от  немецкого: "сверкающий камень", Funkel - сверкающий, Stein - камень. Первым государством, в котором было введено обязательное присвоение евреям наследственных фамилий, была Австрийская империя. В 1787-м году император Иосиф II издал закон, по которому все евреи империи обязаны были иметь наследственные фамилии. По некоторым данным тогда же и была придумана фамилия Финкельштейн, указывавшая на то, что первый носитель фамилии был ювелиром или торговцем драгоценностями.  В Российской империи обязательность наследственных фамилий была введена соответствующей статьей специального «Положения о евреях», утвержденного императорским Именным Указом от 9 декабря 1804 года, согласно которому "каждый Еврей должен иметь, или принять известную свою наследственную фамилию, или прозванье, которое и должно уж быть сохраняемо во всех актах и записях без всякой перемен". Исполнение этой статьи предполагалось в двухлетний срок, однако на практике это происходило чрезвычайно медленно, поэтому власти вынуждены были в новое Положение о евреях, изданное в
1835-м году, опять включить соответствующую статью. Специальным законом, принятым в 1850 году, евреям запрещалось менять фамилию даже при переходе в другое вероисповедание.

Имя Ефим - является светским вариантом имени Хаим. 

По сведениям из Википедии: Финкельштейны — обрусевший дворянский род, внесённый в Общий гербовник дворянских родов Российской империи.

 

ГЕНЕАЛОГИЯ ФИНКЕЛЬШТЕЙНЫ АФАНАСЬЕВЫ ШЕПЕЛЕНКО

ГЛАВНАЯ
 СТРАНИЦА

ИСТОРИЯ ИЗ ДОМАШНЕГО АРХИВА

ЦАРСКОЕ СЕЛО   ЕВПАТОРИЯ   ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

ГОСТЕВАЯ
КНИГА